В последнее время  на узловых станциях Нью–Йоркского  Сабвея все чаще стали появляться работы известных американских художников. Монументальное искусство городских улиц  быстро и активно  начало спускаться  в подземелье.

Так, на станции Times Sq-42 St. (1/2/3/N/Q/R/W/S) появилась красивая фреска  «Нью Йорк – 42»  замечательного художника и коренного нью-йоркера  Роя Лихтенштейна, выполненная из яркой цветной эмали на металлической основе.

Фреска представляет собой  интересный , футуристический портрет города, вписанный в специфическую архитектуру и эстетику Метро. Стиль  Роя Лихтенштейна   мгновенно узнаваем. Центральное место в этой работе занимает  длинный ярко-желтый сверхскоростной поезд,  который движется через арочные туннели метро мимо тонких небоскребов. На заднем плане можно  увидеть нечто  похожее  на Унисферу  и одну из смотровых башен павильона штата Нью-Йорк, которые были представлены  на Всемирной выставке,  когда-то проходившей в городе. Это произведение — подарок   Роя Лихтенштейна его родному  городу. Художник   завершил его всего за два года до своей смерти в 1997 году.  Фреска хранилась в мастерской художника и была установлена в память о нем , посмертно, в 2003-м году.

Рой Лихтенштейн    культовый американский художник   движения поп-арт ошеломил мир искусства своими огромными художественными полотнами на разные необычные темы. Он родился в состоятельной еврейской семье выходцев из Германии. Получил хорошее  общее  образование, обучался музыке, живописи, философии. Картины Лихтенштейна мгновенно узнаваемы благодаря его особой технике письма. Отличаются  тяжелыми черными контурами, насыщенными  красками  и точечной  техникой изображений , имитирующей четырехцветную механическую печать.

Свой дом и студию в Нижнем Махеттене он оборудовал в двух невысоких зданиях в Гринвич Вилледже, где раньше были магазин и гараж. Это место и в те времена было районом артистической богемы – Иосиф Бродский, Боб Дилан, Айседора Дункан жили по соседству. Имя Роя Лихтенштейна продолжило список прославленных жителей этого района. Творческая атмосфера помогала художнику много и плодотворно работать в самых разных жанрах до последних дней жизни. Он умер в 1997 году.  Успел создать уникальное собрание картин и скульптур, которые продолжают пользоваться необычайно большим спросом и по сей день.

Лихтенштейн – признанный художник. Он был членом Американской академии искусств, обладателем множества престижных наград.  Его работы можно найти в самых популярных  музеях и галереях.

Станция метро на 181-ой улице была построена  еще в 1932-м году и является городской достопримечательностью. Она расположена на самой высокой точке Манхэттена, в парковой зоне Верхнего Вест-сайда и соединяется с входами в парк лифтами.  По сравнению со своим первоначальным дизайном станция на  181-ой улице практически мало изменилась, но со временем  она постарела и пострадала от воды.  Руководство городского метрополитена  решило ее  «подлечить и приодеть». С этой целью по заказу МТА в 2005-м году мексиканская художница Кармен Лисардо на платформе  181 St ( А)  установила три  очень яркие , разноцветные мозаичные фрески . Их можно найти  в северном мезонине рядом с недавно установленными лифтами и на стенах над северной лестницей, ведущей на северную и южную платформы.   Фрески  изготовлены в Мексике. 

На них изображены портреты знаменитых эмигрантов, построивших и прославивших  Вашингтон – Хайтс ,  на   фоне архитектурных  достопримечательностей этого района Манхэттена. Какую историю рассказывают нам  ” Великие волны  эмиграции “, эти новые мозаичные  работы Кармен Лизардо на станции 181 St (A) в Манхэттене!  Они отражают опыт эмигрантов , которые  покидают свой  дом, преодолевают трудные путешествия  и в конечном итоге прибывают в незнакомый город, который становится для них родным.  Да это же и наш с вами опыт, не правда ли?

Не так давно на станции метро «72 Street» появилось новое мозаичное панно под названием «Небо». Автор мозаики вдова легендарного музыканта Джона Леннона Йоко Оно  выполнила эту работу в память о своем муже, убитом неподалеку у входа в  дом «Дакота» на 72-ой улице, гле жила их семья. Оно изобразила  голубое небо,  украшенное  облаками, как место обитания  праведных  душ. Среди  плывущих снежно-белых  облаков  можно найти такие добрые  и очень нужные нам сегодня  слова как  :  «любовь», «мечта» . «память», «мир» «добро», «надежда». 

Ниже, представим вашему вниманию небольшую подборку фотографий Нью-Йоркского Сабвея.

Second Avenue Subway, Location: New York NY

***

Музыкант, которого многие считают одним из величайших авторов и исполнителей своих песен , участник The Beatles  Джон Леннон оставил во всем мире, а особенно а Нью Йорке, неизмеримо большой след, как при жизни, так и после своей трагической смерти. Последние годы своей жизни он провел  в  Нью Йорке на 7-ом этаже  знаменитого элитного  дома «Дакота» (1 west 72th street) в пентхаусе под номером 72 . Здесь   до сих пор живет его вдова художница Йоко Оно. 

Нью-Йорк сыграл роковую роль в жизни Леннона. Здесь  молодой музыкант  получил мировое признание, но  к  несчасть. именно  здесь прямо перед собственным домом он был застрелен злодеем, пожелавшим привлечь к себе внимание  тем, что посмел  убить гения. Раненый  музыкант  был срочно  доставлен в больницу  Рузвельта, где  бригада врачей  во главе с опытным реаниматором Стефаном Линном отчаянно боролась за его жизнь. – спасти не удалось.   Джон Леннон  умер в возрасте 40-а лет  от большой потери крови, несовместимой с жизнью. Йоко Оно не стала организовывать мужу  грандиозные похороны. 12-го декабря Джон Леннон был кремирован на кладбище Фернклифф в Хартс- Дейле, а несколькими часами спустя его прах был развеян в Центральном парке Нью-Йорка. Место, где прошла церемония, получило название Земляничная поляна.(так Джон назвал одну из своих песен). На время церемонии все радиостанции города прекратили вещание.Сегодня здесь стоит мемориал «Земляничные поля» работы Брюса Келли, посвященный памяти музыканта. Это место паломничества,  Звуки  чудесных песен Джона Леннона  не  замолкают – ежедневно здесь собираются почитатели  музыканта , поют его песни, вспоминают о нем, … и молятся.  И не угасает огонь факелов, установленных на входе дома, где  он  погиб..

Нью -Йоркское Метро стало удачным местом  не только для  самодеятельного музицирования, но и для рисования , потому что , по мнению молодого  американского художника Кита Харинга,  «в Сабвее  и в людях, которые в нем  путешествуют, есть что-то очень «реальное» ; возможно, нет другого места в мире, где люди столь разнообразной внешности, происхождения и образа жизни смешивались бы ради общей цели».