Секреты настоящие и придуманные.

Предыдущие прогулки см.:  Прогулка по Нью-Йорку 55. Речная прогулкаПрогулка по Нью-Йорку 54. В будущее городаПрогулка по Нью-Йорку 53. Бары для знатоков и ценителейПрогулка по Нью-Йорку 52. Клуб 21 и “Сухой закон”Прогулка по Нью-Йорку 51. Джазовые клубы

Сергей Ковалинский

_MG_6765

Любой экскурсовод Нью-Йорка начнет вам рассказ о городе с того, что все авеню ориентированы с юга на север и пронумерованы, а стриты — пересекают их под прямым углом и тоже пронумерованы. Нумерация авеню идет от Истривер к Гудзону. Один, два и так далее до одиннадцатой. А стритов намного больше: аж двести двадцать. Пятая авеню — хребет Манхэттена, который делит стриты на восточные и западные. Поэтому потеряться на Манхэттене затруднительно. И только Бродвей идет по диагонали, потому что это была раньше индейская тропа между болотами и скалами. Протяженность Бродвея составляет 25 километров. Длина острова Манхэттен — 21 километр. Ширина – 3.7 километров.

1904

Все обычно внимательно слушают, и некоторые даже удивляются тому, что вот какой необычный город Нью-Йорк, и особенно Манхэттен, который своим Бродвеем опровергает теорему Пифагора!

А потом начинается. Высадившись из туристического автобуса где-нибудь в районе здания ООН, турист узнает, что если он пойдет по 42 Стрит на запад — то попадет на Гранд Централ, который он видел в куче фильмов и даже в мультфильмах, и что именно туда ему и надо. Первая Авеню, Вторая Авеню. Ну, вот и Третья. А Четвертой авеню не происходит! Какая-то Лексингтон Авеню. Вероятно, думает искушенный турист, некоторые авеню еще имеют названия. Типа как Авеню Америка — она же шестая авеню. Значит, если после Третьей авеню идет Лексингтон, то за Лексингтон по логике должна быть Пятая авнею. По логике — должна. Но ее там нет. И вы с удивлением читаете на указателе — Парк Авеню.

1870

Вы уже видите, что стоите возле Гранд Центал, но где же пятая авеню? Следующая улица носит название Мэдисон Авеню. И только после нее будет наконец-то Пятая! Так что – все очень просто и логично. После Третьей авеню идут три — Лексингтон, Парк и Мэдисон — а потом сразу Пятая. Четвертой — нет! И не спрашивайте о ней экскурсовода, не ставьте его в неудобное положение. А то он вам не расскажет про тайны вокзала. Просто смиритесь с тем, что в этом районе нет Четвертой Авеню. С этим тайным знанием вы возвращаетесь к Гранд Централ. Тут вас ждет очередное разочарование. Оказывается, что это совсем не вокзал, а просто какой-то терминал! О чем и написано на табличке возле входа.

19996759e0v06u.JPGЗайдя в дверь, вы попадете в Вандербильд Холл — вы увидите бюст Жаклин Кеннеди, и вам расскажут, как она спасла это здание от разрушения в конце шестидесятых. Это тема отдельного рассказа, не будем на ней останавливаться, а проследуем в центральный зал.

Вот тут и начинаются секреты Гранд Централ. Вы сразу увидите на информационном киоске большие часы с гранями из опала. Скорее всего, это опаловое стекло. Но если это настоящий опал, как гласит легенда, то вы смотрите прямо на 20 миллионов долларов. Говорят, что эти часы очень точные. Зато все табло с временем отправления поездов врут на одну минуту, чтоб все-таки дать шанс опаздывающим добежать до поезда. А за спинами людей, которые работают в этой будке, есть тайная винтовая лестница, по которой сотрудники могут спуститься в информационный киоск этажом ниже. Ее вам не покажут — просто поверьте.

Кстати, подвалы тут, как и всё в Америке, самые большие. Ну, просто огромные. 13 этажей. И где-то там, в глубине, есть секретная комната с красной кнопкой, которая может сразу обесточить все линии электропоездов.

ska_97031

Потом вам предложат поднять голову и посмотреть на потолок и расскажут, что созвездия нарисованы в зеркальном изображении из-за ошибки художника. Вандербильд не стал тратиться на то, чтоб перерисовать весь потолок, а просто придумал, что так сверху видит созвездия Бог, а теперь и у вас всех есть такая возможность.

redstone-rocket-grand-central-terminal-1957-nyc-6Обязательно покажут на черный прямоугольник рядом с изображение Рака. Это след от никотина. Да, раньше тут можно было курить. Если экскурсовод с чувством юмора, то он придумает, что этот прямоугольник оставлен как напоминание: будете курить — заболеете раком. На самом деле — в этом месте его оставили совершенно случайно.

Потом вам покажут пятнышко возле созвездия Рыб и расскажут, что американцы после запуска русского спутника решили показать свое техническое превосходство и выставили на обозрение свою ракету. И она еле поместилась и даже сделала дырку в потолке.

На самом деле — она очень даже легко поместилась в этом зале, и для того, чтоб она случайно не грохнулась на зевак, ее привязали тросиком к потолку. Вот дырка от тросика и осталась.

Тайны еще не надоели? Так это еще только начало! В этом большом зале есть две одинаковые лестницы в торцах. Одинаковые, но не очень! Западная лестница была здесь с момента постройки вокзала. Ее дизайн напоминает лестницу Парижской оперы, ступеньки сделаны из мрамора, доставленного из Теннесси и Италии. В оригинальном плане здания в нем были предусмотрены две лестницы, так требовал архитектурный стиль Бозар. Та лестница, над которой сегодня магазин по продаже i-phone, построена в 1990 году, и она ниже оригинальной на один дюйм. Если у вас с собой есть рулетка случайно в кармане — можете проверить.

grand-central-the-campbell-apartment-untapped-new-york1Старая лестница ведет на улицу Вандербильд.  Но мы еще не уходим! Если вы поднимитесь по этой лестнице, то справа вы увидите вход в кафешку на галерее. История говорит, что там кормили солдат. А вот за этой кафешкой есть дверь и за ней… За ней спрятан секретный бар Campbell Apartment — осколок золотого прошлого века.

Секретный бар — это, конечно, интересно. Но не менее интересен и устричный ресторан. После пожара его восстановили в том виде, что он и был, и сегодня он кормит своих посетителей устрицами, как и раньше. Хотя… Ходят слухи, что раньше было так: вы приходили в ресторан, делали заказ. Его передавали по телеграфу в Ойстер Бей. Там грузили свежие устрицы на поезд и доставляли к вашему столу. Думаю, что сегодня уже всё немного попроще.

У входа в устричный рай вы увидите странную картину: люди стоят, как наказанные,  уткнувшись носами в углы. Оказывается, если стать по диагонали — то можно секретно переговариваться шепотом. При этом, кроме вашего визави никто ничего не услышит!

grand-central-vanderbilt-tennis-court-untapped-new-york1

 

 

И это еще не всё! В этом здании есть свой теннисный корт, где вы можете поиграть в теннис, например, с сестрами Вильямс. Если у вас есть около 300 долларов, чтоб заплатить за час. Если есть, то вам на 4 этаж, и своими денюжками вы поддержите штаны поистратившемуся на избирательную кампанию Дональду Трампу. Корт — принадлежит ему.

А мы опять возвращаемся в центральный зал и смотрим на огромные окна. Если вам повезет, то вы увидите, что там на разных уровнях ходят люди! И это не окна в прямом смысле, а застекленные галереи.ska_96971

 

Вокруг везде висят огромные люстры с открытыми лампочками. Это не потому что у Вандербильта не хватило денег на приличные абажуры. Просто представьте себе, что было время, когда гордились тем, что освещают помещение не газовыми горелками, а электричеством! Поэтому лампочки и не прятали от глаз. А сейчас выглядит как никелевая позолоченная дыня с лампочками.

Зато прятали инвалидность президента Рузвельта.  Вся Америка знала, что он передвигается на коляске. И тем не менее — на Гранд Централ была специальная секретная ветка, со специальным вагоном, в котором помещался автомобиль Президента. И его прямо в этом вагоне с автомобилем под землей отвозили в гостиницу Валдорф Астория в его апартаменты. Ну, стеснялся человек, что тут поделаешь.

Вероятно, вам еще расскажут про комнату поцелуев и про дубовые листья, которые тут везде. Символ Вандербильдов.

Но вряд ли вы узнаете, что в этом здании был свой кинотеатр, который работал почти 30 лет рядом с 17 платформой. Скорее всего вам не расскажут и о том, что тут была своя телевизионная студия, которая выставляла большие экраны и транслировала в прямом эфире важные события. Например, высадку на Луну.

 

Вряд ли вы узнаете о том, что на фасаде есть часики. И не просто часики, а самые большие часы Тиффани. Которые весят 1500 тонн. На самом деле — это, конечно же, вместе со скульптурой, но и часы, размером 4 метра в диаметре — впечатляют.s2-5_p21

Кстати о часах. Есть на Гранд Централ еще одни уникальные часы. В Graybar Passage. Под ними надпись: “Eastern Standard Time”
ska_969112

В XIX неторопливом веке ко времени относились наплевательски. Стемнело — значит вечер. Посветлело — о, утро! Пора на работу. Шутка, конечно, но в США было примерно 100 часовых поясов. Составить железнодорожное расписание было практически делом невозможным. Тогда New York Central Railroad направило в Конгресс петицию о том, что нужно как-то этот вопрос решать. Как вы понимаете, они все бросили и стали этим заниматься. Ага, щасссс…

Тогда руководство железной дороги решило: не хотите принимать это на государственном уровне — мы сделаем это без вас, и … (внимание!) повесило на вокзале часы и убедительно сказало: Часовые пояса Америки начинаются тут! И все сразу согласились, потому что с Вандербильта спорить — себе дороже!

Ну вот — подошло время раскрыть секрет названия. Гранд Централ — это не главный вокзал города, как думают многие туристы по типу: центральный гастроном, центральный универмаг, центральный парк культуры и отдыха.  Это Терминал на New York Central and Hudson River Railroad.

Сначала он вообще назывался Депо.

С другой стороны — по числу платформ (44) и путей (67) он превосходит любой другой вокзал мира, хотя реально является пригородным, и дальних рейсов с него не выходит. А в ближайшем будущем — к Гранд Централ еще будут приходить и поезда из Лонг Айленда, что сделает его еще больше. Хотя — куда уже больше!

First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com