Предыдущие прогулки см.: Прогулка по Нью-Йорку 50. Роскошный Нью-ЙоркПрогулка по Нью-Йорку 49;
Удивительные квартиры
Прогулка по Нью-Йорку 47Тайные сокровища Нью-Йорка;
Прогулка по Нью-Йорку 46. Секреты «Крайслера»

Автор цикла Татьяна Бородина

26a01e5d74063689ab284a0a6f302ae6

*

Надеемся материал о джазовых клубах Нью-Йорка понравится нашим читателям, тем более, что мы включили в него видео и аудио материалы, так что, можете не только прочитать о клубах, но и послушать звучащую в них музыку. Как бы ни была переменчива мода, джаз остается неотъемлемой частью образа жизни, культуры и стиля Нью-Йорка. Побывать в городе и не посетить джазовый клуб – непростительная ошибка. Лучше пожертвовать сомнительным удовольствием, отстоять очередь на зимнем ветру или летнем солнцепеке, чтобы подняться на вершину одного из небоскребов, и провести это время в уютном баре, в хорошей компании, наслаждаясь бокалом вина и, слушая классную музыку. Мы составили свой список любимых джазовых клубов, но не стали распределять их по рейтингу, потому что у каждого из них есть свои достоинства и каждый может стать для кого-то первым, для кого-то вторым и т.д. – дело же не в этом. Сегодняшняя публикация – это только начало, в скором будущем мы продолжим рассказ о джазовых клубах, и он будет не менее интересным.

 

Но, сперва немного истории, практически, уже столетней!

Во всём мире 1917 год стал эпохальным и поворотным. В Российской империи происходит революция, в США на второй срок переизбирается Вудро Вильсон, а микробиолог Феликс д’Эрелль объявляет об открытии бактериофага. Но, кроме этого, в 1917 году произошло событие, которое навсегда вошло в летопись музыкальной истории, 30 января в нью-йоркской студии фирмы Victor, записывается первая джазовая грампластинка. Это были две пьесы – “Livery Stable Blues” и “Dixie Jazz Band one Step” – в исполнении ансамбля белых музыкантов – Original Dixieland Jazz Band. Старшему из музыкантов – трубачу, Нику ЛаРокка было 28 лет, младшему – барабанщику, Тони Сбарбаро – 20 лет. Уроженцы Нового Орлеана, конечно, слышали “музыку чёрных”, любили её и страстно хотели играть джаз собственного исполнения. Довольно быстро, после записи пластинки, Original Dixieland Jazz Band подписали контракты с престижными и дорогостоящими ресторанами – джаз, в то время, играли именно там.

Послушать The Original Dixieland Jazz Band онлайн на Youtube

73c97842b32fca1ff8a272bf2aaf8279Итак, если Новый Орлеан был колыбелью мирового джаза, то Нью-Йорк стал для джаза домом, в котором он возмужал и обосновался полноправным хозяином. Да, все начиналось в Новом Орлеане, но постепенно, южный город стал отпускать джазменов в другие места и к 30-м годам прошлого века, джазовая элита сконцентрировалась в Чикаго, Детройте и Нью-Йорке. Именно здесь, кипела ночная клубная жизнь и записывались самые знаменитые пластинки.

Но, Нью-Йорк выделялся среди них кардинально. В Нью-Йорке был Гарлем, где оставались на всю жизнь большинство приехавшие из других мест музыканты. В клубы Гарлема съезжалась публика из всех уголков Нью-Йорка и близлежащих городов. Если днем – это был черный район, то ночью, его захватывала белая публика, здесь танцевали, пили, ели, слушали блюз ночи напролет. Джаз в Гарлеме процветал, но район становился все более криминальным и небезопасным, и люди стали побаиваться ездить туда.
Как следствии, джаза сместился южней и  обосновался в Мидтауне. Вскоре, самым культовым местом
 стал район 52-ой стрит, на отрезке от пятой до седьмой авеню. В этом районе было около десятка клубов и, находились рядом такие знаменитые, как «Three Deuces» и «Onyx Club». Они располагались друг против друга и, когда концерт заканчивался, в одном из них, то он обязательно продолжался в другом. Так и кочевали джазмены из одного заведения в другое. В Нью-Йорке выступали и записывали пластинки: Тони Скотт, Билли Тэйлор, Майлс Дэвис, Дэйв Брубек, Альберт Эйлер и многие другие легендарные музыканты.

Jazz-in-New-York-City

John Kirby And His Onyx Club Boys 1938 ~ From A Flat To C

Впервые джаз зазвучал на 52-й стрит еще в 20-е годы ХХ века, во времена сухого закона, здесь были многочисленные заведения «спикизи».

В начале 30-х, и в особенности в 40-е годы, с восхождением бибопа, на 52-й стрит открылось множество джаз-клубов, в которых собирались музыканты и вокалисты, выступавшие ранее на Бродвее. Немалую роль в музыкальном процветании 52-й играло и то обстоятельство, что рядом находилась студия CBS.

 

52nd St. Theme/ Charlie Parker Quintet

Джазмены играли в клубах ночи напролёт до раннего утра. Джаз-клубы 52-й были известны всей Америке, также и благодаря радиотрансляциям оттуда «вживую» музыкальных выступлений. В 1960-е, знаменитые музыкальные клубы 52-й, стали закрываться и последний из них исчез в 1968 году. В 1978 году Билли Джоэл, в память о знаменитой улице, выпустил альбом под названием 52nd Street.

С 60-х годов, большинство нью-йоркских джаз-клубов, сосредоточилось в районе Гринвич-Виллидж.

В стиле джаза.

Отправляясь в нью-йоркский джазовый клуб стоит принять во внимание несколько фактов.

Stanley Cowell will perform with his Stanley Cowell Quartet this weekend at Smoke.

Stanley Cowell will perform with his Stanley Cowell Quartet this weekend at Smoke.

Во-первых, не ожидайте увидеть в клубе гламурный интерьер. В основном, джазовые клубы имеют весьма аскетичное и функциональное убранство – здесь слушают музыку – в этом и есть эстетика. Как правило, клуб находится в небольшом помещении, часто в подвале с крутой лестницей. Большая барная стойка, маленькие столики, выкрашенные однотонной краской стены с фотографиями великих артистов, выступавших здесь, с небольшой сценой, с красными бархатными портьерами – для улучшения акустики. Напитки в клубе есть всегда, а вот еда, не обязательна. Кухня, при джазовом клубе скорее роскошь, чем правило.

Во-вторых, в клубах Нью-Йорка, часто, чтобы попасть на интересующий тебя концерт, приходится резервировать столики заранее, но это не гарантирует тебе определенное место. Всегда работает принцип – первый пришел, первый сел и, соответственно, выбрал лучшее место. Поэтому, в большинство клубов, лучше приходить к моменту открытия дверей. Чаще всего, это происходит за полтора часа до начала концерта. Существует некая, пока так и не доступная мне, система резервации самых лучших мест в зале, но, возможно, эти места оставлены для особых гостей музыкантов или музыкальных критиков.

Будьте готовы постоять в очереди перед открытием клуба, во всяком случае, так всегда бывает в Blue Note, Berdland и в Iridium.

Duke Ellington performing on July 20, 1973 in New York

Duke Ellington performing on July 20, 1973 in New York

 

 

В-третьих, в клубе за вечер проходит 2 концерта, на каждом из них исполняется разная программа, поэтому многие после первого сета остаются и на второй. Платить за каждый сет нужно отдельно.

Как правило, в стоимость посещения джазового клуба входит цена за музыку и плюс обязательный заказ на один напиток, часто с минимальным ограничением по цене.

В-четвертых, полезно знать, что, как правило, в каждом джазовом клубе есть один или несколько «резидентов». Это те музыканты, для которых клуб в этот период является домом – они играют в нем на постоянной основе – один, иногда два раза в неделю. В остальные дни, в клубах играют приглашенные музыканты, некоторые по 5-6 дней, некоторые 1-2 дня и, тогда в одном клубе, за одну неделю можно услышать несколько интересных артистов.

Lullaby of Birdland – Ella & the Duke Ellington Orchestra

 

Berdland newyork2

Berdland

Birdland. (315 W 44th St, New York)

Джазовый клуб Birdland часто называют флагманом джазового мира Нью-Йорка. Может быть, кое-кто с этим не согласится, возразив, что часть его популярности – это следствие соседства с театральным районом и Таймс сквером. Но, то, что в этом клубе играли, почитая за честь, практически, все звезды – бесспорный факт. Этот клуб гордится тем, что на его афишах были имена: Duke Ellington, Maynard Ferguson, Ella Fitzgerald, Dizzy Gillespie, Friedrich Gulda, Lionel Hampton, Jon Hendricks, John Pizzarelli, Aaron Neville, Miles Davis, Liza Minnelli, James Moody, Oscar Peterson, Michel Petrucciani.  Это далеко не полный список тех, кто играл в Birdland.

В клубе проходят концерты семь дней в неделю и в воскресенье всегда выступает Chico O’Farrill Afro-Cuban Jazz Orchestra. Немаловажно, что в клубе отличный ресторан и бар, что бывает в таких местах не часто.

Открылся клуб в декабре 1949 года, в районе 52 стрит, затем, пару раз, менял свое место положения, пока в 1985 году, не обосновался на нынешнем месте.

Свое название клуб получил, в честь Чарли Паркера, самого известного в 40-х годах альт-саксофониста, носившего прозвище Yardbird. В то время, клуб находился еще на Бродвее, напротив the Ed Sullivan Theater и Чарли выступал в нем регулярно. Это был его дом, сюда собирались гости специально, чтобы услышать голос саксофона легендарного Yardbird.

 

 

Maria Schneider Jazz Orchestra

Maria Schneider Jazz Orchestra in the Jazz Standard.

 Jazz Standard. (116 E 27th St. between Park and Lexington Ave.)

Клуб находится неподалеку от легендарного дома «Утюг», стоящего на пересечении Бродвея и Пятой авеню. Этот район не типичен для джазовых клубов, он как раз посреди между безвкусных «туристических ловушек» на Тайм сквер и небольших серьезных клубов,  для настоящих ценителей, в районе West Village. Но, место не всегда важно, Jazz Standard, – один из лучших, если не Первый номер, среди Нью-йоркских джазовых клубов.

По адресу 116 E 27th St., на уровне улицы, находится ресторан Blue Smoke, а под ним, в подвале, расположился уютный и, достаточно просторный, Jazz Standard – на 130 мест. В клубе – отличная акустика, полный бар и хорошая кухня, благодаря тому, что клуб располагается под рестораном Blue Smoke.

В клубе постоянно выступают самые известные джазмены мира, что делает его одним из самых известных и популярных, на джаз-карте Нью-Йорка.

Здесь звучит отличная музыка каждый вечер, без исключений. Приятное отличие этого клуба от остальных в том, что все места в нем удобные и отовсюду вам будет не только слышно, но и видно артистов, что признаться, бывает не часто в джазовых клубах. Blue Note как раз удобством мест и видимостью со всех точек похвастаться не может.

Ambrose Akinmusire at Jazz Standard – Jazzmix in New York

john patitucci and briad blade and Danilo Perez

Danilo Pérez, John Patitucci and Brian Blade

Имена, игравших в этом клубе знаменитостей, перечислить просто не возможно. К примеру, в ноябре этого года, там был супер-концерт Danilo Pérez, John Patitucci and Brian Blade и это было потрясающе!

Danilo Perez John Patitucci Brian Blade – Rediscovery Of The South Seas – TVJazz.tv

Стоимость билетов в Jazz Standard, в зависимости того, кто выступает, колеблется от $ 20 до $ 40. В отличие от многих, в этом клубе, не обязательно заказывать себе напиток, можно просто заплатить за музыку и послушать концерт без еды и питья.

По понедельникам здесь играет: Mingus Bands

 

04-villagevanguard_v3_460x285

Village Vanguard

 

Village Vanguard. (178 7th Ave South between Perry St. and Waverly Pl.)

Клуб открылся в феврале 1935 года и с тех под остается одним из самых серьезных джазовых мест города. Не напрасно его называют самым старым подземным храмом джаза в Нью-Йорке. Много ярких событий было в жизни клуба и, одним из них, стал вечер 1961 года, когда известный джазмен, Джон Колтрэйн, записал здесь свой легендарный концерт. Для того, чтобы ощутить атмосферу этого вечера, повторите путь музыканта: пройдите узким коридором и спуститесь в подвал, по крутой лестнице, и вы окажетесь в небольшом зале с круглыми столиками, небольшими стульями и сценой, с красным бархатным задником.  Назвать этот клуб большим – не повернется язык, но от этого он не перестает быть одним из самых знаменитых, стильных и знаковых мест Нью-Йорка. Сюда приезжают самые выдающиеся джазмены мира и послушать их собирается не менее знаменитая и требовательная публика.

The Jazz Life featuring Richie Cole at the Village Vanguard – 1981

Village_Vanguard-exteriorКлуб появился в 30-е годы прошлого столетия, как место встречи творческих людей близлежащих кварталов. В нем собирались поэты читать свои стихи, среди них были такие, как Максвелл Боденхеим, Гарри Кемп, встречались художники, звучала кантри-музыка, выступали комические и драматические артисты, велись политические дискуссии о войне в Испании, ведь это были 30-е годы… и, все стены, были увешаны политическими плакатами. И хотя, в баре собиралась разная публика, известным его сделали джем-сейшн, которые всегда проходили, во второй половине дня, по воскресеньям.

В Village Vanguard, собирались самые известные в те годы музыканты, можно было услышать: Лестер Янга, Бена Уэбстера,  Sidney Bechet, Una Mae Carlisle, Art Hodes, and Mary Lou Williams  и других великих, причем, всего за 50 центов, заплаченных на входе. Не малую роль, в росте популярности Village Vanguard, сыграла его близость к студенческим кварталам Нью-Йоркского университета. К концу 50-х годов,  клуб стал исключительно джазовым местом, постепенно, вытеснив поэтов и театральных актеров.

Стоимость билетов колеблется между $ 25-40, плюс, один напиток – минимум.

 

Alex Sipiagin on trumpet with his band at the jazz club Smalls in Greenwich Village

Alex Sipiagin on trumpet with his band at the jazz club Smalls in Greenwich Village.

Smalls Bar. (183 W 10th St.)

Был открыт в 1994 году и просуществовал до 2003-го, постоянно приглашая живых легенд джаза, как Джошуа Редман, Брэд Мехлдо, Нора Джонс, Курт Розенвинкель и Рой Харгроув.

В 2003-м, клуб был закрыт на реконструкцию и снова открыл свои двери, для любителей музыки, только через год.

Вот что говорит о нем один из его постоянных гостей: «Много лет назад, один друг, привел меня в этот джаз-клуб. Smalls напоминал темную маленькую пещеру с крутой лестницей, выходящей на Западную 10th Street. Вы могли сидеть здесь и пить из кружки пиво, курить сигареты и слушать то, что исполняли звездные музыканты на малой сцене перед вами. Пространство было сырое, но наполнено музыкой и людьми, которые жили в атмосфере джаза. Вы могли оставаться там сколько хотите, что мы и делали, часто поднимаясь наверх только на рассвете. Но, однажды, придя вечером в Small’s, мы увидели закрытые двери! Владелец, Митч Борден, стал банкротом, что не мудрено, при том, что он брал с посетителей всего $ 10 за вечер… К счастью, он смог выкрутиться и возродить бар через нескольких лет. Теперь вход стал стоить $ 20, хотя, иногда это можно прировнять к 0, понимая, какую музыку ты можешь здесь услышать. Бар отремонтировали, он стал суше и немного светлей, но, прежняя атмосфера сохранилась полностью.»

Лучше не скажешь, так все и есть, можно лишь добавить, что бар здесь отличный.  Билеты зарание не продается, так что приходите пораньше и наслаждайтесь вечером в полное свое удовольствие.

В Smalls, вы можете услышать все – от традиционного джаза – до авангардных групп и настоящих джем-сейшн нью-йоркских музыкантов. Здесь выступали джазовые звезды, такие как Джошуа Редман, Рой Харгроув, Нора Джонс и многие другие.

Клуб, по праву, гордится своим обновленным веб-сайтом, который теперь, подобно сайту Метрополитен-Опера, транслирует все концерты в реальном времени. Вход, в зависимости от дня недели и программы от  $10 до $20

 

7761872068_f5395cc003Smoke Jazz and Supper Club. (2751 Broadway between 105th and 106th St.)

В нескольких кварталах от Колумбийского университета расположен джазовый клуб Smoke Jazz Club, открытый,  в 1999 году, новыми владельцами на месте другого клуба. В унисон характеру современного Верхнего Вест сайда, атмосфера клуба весьма элегантна. Маленькие столики, свечи и банкетки, зеркала, кирпичная кладка, приглушенное освещение и прекрасная акустика. Бар славится тем, что приглашает музыкантов только самого высшего класса, таких как George Coleman, Bill Charlap, Wynton Marsalis и многие другие.

 

Также в Smoke Jazz Club  – отличный шеф и соответственное меню. Резервация, 100%  необходима, причем, достаточно заранее. Стоимость билетов начинается от 20 долларов, в субботу, или на концерты знаменитых исполнителей может быть $40 и выше. Необходим минимальный заказ – еда или напиток.

Blue Note. (131 W 3rd St.)

Пожалуй, это самый известный, не только в Нью-Йорке, но и в мире джазовый клуб, во всяком случае, среди широких слоев населения. Если, приезжий, спросит у старожила куда пойти послушать джаз, ему посоветуют, именно Blue Note. И этот совет будет совершенно искренним, потому что в этом месте, переиграли все великие и знаменитые музыканты со всего света. Но, где-то в глубине совета, будет скрываться малюсенькое облачко высокомерия – мол начни пока с этого, а, тайные места, мы прибережем для своих. И все же, Blue Note, бесспорно, входит в 7 лучших джазовых мест Нью-Йорка.

8297333890_ee9cf26a1a_b

Blue Note Jazz Cube.

Клуб, открылся в 1981 году. Известность клуба, его рейтинг, так высоки, что часто в нем, в течении недели, на сцене сменяются до 6 выдающихся музыкантов или групп. Здесь играли все – от Би Би Кинга и Роберта Флэка  до Manhattan Transfer и Spyro Gyra.

Spyro Gyra at Blue Note – New York 

Понедельник, в Blue Note, является небольшим исключением, в этот день здесь могут играть не столь именитые гости и цена за билет будет, в соответствии, в два раза ниже.

Билеты начинаются от 10$ за барной стойкой и до 80$ за столиком (в зависимости от имени исполнителя). Как и в других клубах – 2 концерта за вечер, плюс, джем-сейшн –  после окончания последнего сета.

Когда клуб отмечал свое 25-летие, газеты писали: «Невозможно представить себе сейчас Третью стрит без Blue Note – этого музыкального ресторана, который за 25 лет существования, превратился в знаменитую джазовую достопримечательность города. В одном из путеводителей по Нью-Йорку, Blue Note, сравнивают с одаренным ребенком, который, пропустив несколько классов, закончил школу и университет, он, – моложе своих достижений. Уже давно закрылся, популярный в свое время, джазовый клуб «Свит Бейзил» (Sweet Basil Jazz), не выдержал конкуренции и совсем недавно переехал в Лас-Вегас, знаменитый Сиби-Джиби (CBGB), а под голубой неоновой вывеской Blue Note, как обычно, стоит очередь и, лишь немногие в ней знают, что это, самый известный джазовый клуб Нью-Йорка, справляет свою серебряную свадьбу с городом.»

 

 

Café Carlyle-wody allen

Wody Aallen in Café Carlyle

Café Carlyle. (35 E 76th St, Upper East Side)

На закуску первой части Прогулки по джазовым клубам, расскажем где увидеть знаменитостей в Нью-Йорке.

Оказывается, Вуди Аллен «подрабатывает» кларнетистом, по понедельникам, в одном из баров на 76 стрит, играя с New Orleans Jazz Band. И длится это, вот уже 10 лет, и получается у него очень даже неплохо.

Стоит послушать Вуди Аллена, даже если это может обойтись вам от $75 до $200, плюс, напитки и еда. Да, и помните – это верхний Ист Сайд, так что, не забудьте одеть пиджак, а может быть, иметь при себе и галстук.

 

Приятных вам вечеров в Нью-Йорке.

 

И напоследок, хочется рассказать об удивительном музыканте, первом французском пианисте, записанным на нью-йоркской студии звукозаписи «Blue Note».

1984-06-29_Michel-Petrucciani-bio-400Michel Petrucciani (Мишель Петруччиани), родился  28 декабря 1962 года, в Оранже, что на юге Франции, в итало-французской семье Его отец, Тони, играл на гитаре, а его брат, Луи, – на контрабасе. Мишель родился с несовершенным остеогенезом — тяжёлым генетическим заболеванием, приводящим к ломкости костей и, в его случае, к невысокому росту и искривлению позвоночника. Это заболевание также часто вызывает проблемы с лёгкими.

В начале карьеры, отец и брат Мишеля, в прямом смысле, носили его на руках, так как он не мог самостоятельно передвигаться на большие расстояния. Позже Мишель ковылял на костылях, но на сцену его часто выносили друзья-джазмены. У него была огромная грудная клетка и, несмотря на ломкость (хрустальность) костей – большие и крепкие руки.

 

Невысокий рост, иногда выручал Мишеля на заре его карьеры. Так, зачастую, менеджер Мишеля, проносил его в номер отеля в чемодане, что позволяло экономить на оплате гостиницы.

Мишель прожил всего 36 лет, скончавшись в Нью-Йорке, 6 января 1999 года, практически, неделю спустя после празднования своего дня рождения. Он был первым французским пианистом, записанным на «Blue Note». Мишель играл с Чарльзом Ллойдом, которого, именно он, уговорил вернуться в джаз, Уейном Шортером, Джимми Холлом и Диззи Гиллеспи. Он был явным последователем Билла Эванса, хотя его манеру игры, также  сравнивали со стилем Киза Джаррета.

Michel Petrucciani – Round midnight

 

 

First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com