Изольда Мандельблат

«Куда уходит детство в какие города
И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?
Оно уйдет неслышно пока весь город спит
И писем не напишет, и вряд ли позвонит…»
-Л.Дербенев

Оказавшись однажды на восточной части 34-ой улицы Манхэттена, недалеко от детской больницы Хозенфельда Медицинского центра Нью-Йоркского университета имени Лангона (NYU Langone Medical Center), вы непременно обратите внимание на огромную, симпатичную и очень смешную далматинскую собаку по имени Spot, удерживающую на кончике носа желтое такси Toyota. И кажется, что машина вот-вот соскочит с носа собачки и куда нибудь укатится – она живая! Вечером у нее светятся фары и колпак, при дожде работают стеклоочистители. Удержит ли ее на своем носу Спот ? Каждый невольно втягивается в сказку и становиться болельщиком ( кто за Спота, кто за Тойоту!). Как же это тридцатиметровое чудо здесь «очуДилось»  и почему оно именно тут стоит? Рассказываю!

Нью-Йоркский скульптор, который живет поблизости, создал эту инсталляцию для детей, лечащихся в больнице Хозенфельда. Скульптора  зовут Дональд Липски и он верит в то, что у искусства есть реальная целебная сила и Spot способен помочь больным детям излечиться.

«Я решил создать для больных детей нечто настолько привлекательное и поразительное, чтобы они захотели подружиться с ним. Встреча с полюбившимся другом поможет скрасить однообразные больничные будни . Это придаст детям силы бороться с недугами и поверить в свое выздоровление», – говорит скульптор. – Мне нравится думать, что родители, врачи, медсестры и персонал, полюбив эту милую собачку, сделают невозможное».

Еще не успело утихнуть возбуждение у жителей нашего города, появившееся у них после знакомства со скульптурой  Дональда Липски «Spot» , как в марте этого года на железнодорожном вокзале Минеолы в Лонг Айленде появилась новая  его работа «Бесси и Рокси», на которой изображены две выдающиеся личности, жившие в этом городке, чьи истории мужества, любви и преданности прославлены автором. И снова одним из главных персонажей  композиции Липски  оказывается  собачка Рокси.

Казалось бы – причудливое сочетание, ведь Бесси и Рокси никогда не встречались. Но каждый из них стал местной достопримечательностью и обе они составили историю Хэмпстеда и его северного предместья Минеолы.

Теперь, коротко о героях экспозиции Дональда Липски. 

Бессика Райш. Врач, авиаконструктор и пилот, первая американка, которая в одиночку совершила полет на облегченном биплане , построенном ею и ее мужем в их доме в Минеоле. Они открыли в городе очень популярную, частную авиационную школу. Расположенная в плоской, равнинной части Нью-Йорка, школа, как и вся эта часть Лонг Айленда, была любима и востребована многими известным пилотам. Сюда приезжали Гленн Кертисс, братья Райт, Игорь Сикорский, капитан Рене Фонк и знаменитый дуэт Кларенса Чемберлена и Берта Акосты, прозванный «дерзкими близнецами». Все они работали в Минеоле, пользуясь ее холмистыми лугами и попутным ветром.

Как первая в Америке женщина – авиатор, Бессика Райш получила от Авиационного общества Америки золотую медаль, украшенную бриллиантами. К сожалению, из-за болезни сердца ей пришлось прервать свою авиационную карьеру и отказаться от полетов. Но она продолжала работать как врач и была одной из первых американских женщин, специализирующихся на акушерстве и гинекологии. Вообще, Бессика Райш была выдающейся личностью, «человеком новой формации». Она была многосторонне одарена : прекрасно водила автомобили , занималась плаванием, стрельбой и верховой ездой, была талантливым художником, музыкантом и лингвистом. Умерла во сне на острове Бальбоа, в Калифорнии от сердечного приступа. Ей было 57 лет.

Теперь о симпатичной собачке Рокси, сидящей на руке у Бесси. Ее история началась более ста лет назад на том же железнодорожном вокзале Лонг-aйлендского городка Хэмпстед, который был построен в пригородной деревне Минеола. Мало кто тогда обратил внимание на садящуюся в поезд пожилую даму с маленьким щенком на поводке. Где и когда женщина исчезла никто не заметил, кроме оставленного ею в вагоне щенка. А маленький питбуль целых 12 лет без устали бродил по проходам поезда Лонг-aйлендской железной дороги в надежде найти своего потерявшегося друга. Щенка, конечно, заметили железнодорожные служащие . Они приняли его в свою семью и назвали Рокси. Рокси стал их талисманом и ему выдали специальный проездной билет, который он гордо носил на своем ошейнике. Всю оставшуюся жизнь Рокси бродил по различным веткам железнодорожной системы, общался с пассажирами, которые угощали его всякими собачьими вкусностями. Рассказывают, что однажды Рокси даже прокатился в машине президента США Теодора Рузвельта.

В 1914 году Рокси мирно скончался на станции Меррик.На месте захоронения Рокси жители Хэмпстеда поставили памятную доску и чашу с водой. Часто эта чаша бывает заполнена цветами. «Историю Рокси, железнодорожной собаки Лонг-Айленда», рассказала американским детям писательница Хизер Уортингтон. Дети любят эту книгу.

Бесси и Рокси прославленные в монументальной скульптуре Дональда Лански, рассказывают нам о прошлом этих мест . Поза и зеленая патина скульптуры напоминают Статую Свободы. Это намеренный выбор, который Липски сделал, чтобы наполнить свое произведение ощущением истории.

Дональд Липски живет в Нью Йорке с 1977 года. Он, известный студийный скульптор- минималист, недавно перешел к полномасштабным, публичным художественным проектам. Его работы экспонируются во многих известных музеях мира, в том числе и нью йоркских ( МЕТ, МоМА, Бруклинский Художественный музей).

Композиции и скульптуры Липски можно увидеть  в разных районах города. В Нью- Йоркской школе музыки и искусств Ла Гардия (100 Amsterdam Ave,) его работы висят над входами в школьный театральный зал. Это – две красочные инсталляции, собранные из музыкальных инструментов, театральных костюмов, масок, балетных тапочек. Еще одна очень красивая работа художника не так давно появилась в Манхеттене . Это люстра “Сиршасана” (Shirshasana), освещающая вход в Центральный вокзал с Lexington Avenue (Turtle Bay) . Абажур в виде перевернутого оливкового дерева выполнен из алюминия и кристаллов полиэфирной смолы.

Дональд Липски интересный современный художник. Он романтик. С ранних лет Дональд создавал детские, сказочные композиции из всего, что было вокруг, – из веточек, листьев, скрепок, бусинок обломков стекла. И эта креативная игра с предметами уже тогда была настоящим творчеством. Полученное образование лишь позволило ему сформировать свою концепцию.

«И сегодня, когда я обдумываю и разрабатываю художественные проекты, я так же вовлечен в свои романтические идеи, как это было в детстве.»,- говорит Липски.

«Куда уходит детство, в какие города?» Не знаете? Да оно давно уже живет в нашем городе.! В Нью Йорке. В работах замечательного нью йоркского художника Дональда Липски.