Изольда Мандельблат

Мурка… Думаете я имею в виду самый узнаваемый сиквел российской блатной культуры – песню, которую исполняли на эстраде и в кино, и Михаил Гулько, и Аркадий Северный, и Андрей Макаревич, и даже Владимир Высоцкий?
Нет, нет! Нью-Йоркская Мурка – это звезда “Нью Йорк Сити Балета”, любимое создание знаменитого балетмейстера Джорджа Баланчина. Это легендарный нью-йоркский кот!


Мурка давно уже стал общенациональной сенсацией. Кот не только реально участвовал в создании многих замечательных спектаклей Баланчина , но и олицетворил образы изящного одноактного балета «Кошка» (La chatte), по мотивам басни Эзопа, показанного Баланчиным на Нью-Йоркской сцене, более двухсот раз.
Мне кажется, что такой сказочный кот мог появиться только в Нью-Йорке. И это произошло в 1933-м году, когда Джордж Баланчин приехал в наш город. Он привез с собой из Европы котенка, подаренного ему балериной Тамарой Карсавиной. Не разобрались и впопыхах дали коту кошкино имя. Так кот Мурка оказался в доме Баланчиных, в их огромной квартире на 11Е 75 Street в Восточной части Манхеттена .

Нужно сказать, что кот был уникальным – умный, красивый, грациозно – прыгучий и необыкновенно музыкальный. Баланчин увидел в нем качества, которые искал у своих балетных учеников. Стал тренировать своего бело-рыжего кота. Он обучил его совершать блестящие прыжки и пируэты и радовался его успехам. Приводил его на репетиции и показывал в качестве примера для подражания балетным. Мурка даже участвовал в некоторых спектаклях Баланчина. Однажды во время празднования Рождества Баланчин по просьбе гостей показал сольное выступление своего кота. Присутствующий при этом Игорь Стравинский отметил, что это было, пожалуй, единственное представление, перед которым хореограф сильно волновался.


А в 1964-м году о Мурке узнала вся страна – замечательная балерина, жена Баланчина Танакиль Леклерк написала книгу «Мурка : автобиография кота», которая сразу же стала бестселлером. Иллюстрировала книгу Марта Слоуп.

 

Шло время. Мурки не стало. Не стало в доме и жены Танакильи – развелись. После развода Баланчин перебрался в небольшую квартиру в доме № 120 по Ист Энд Авеню недалеко от театра. Жил в ней один. Маршруты Баланчина сузились до пятачка: театр – балетная школа – квартира и несколько близлежащих ресторанов : “О’Нил” , который находился в здании отеля “Эмпайр-Редиссон” через улицу от Линкольн-центра и кафе в том же здании и ресторан “Джинджер мэн” (“Рыжеволосый мужчина”) на Бродвее. Он говорил: “Бывают времена, когда хочется побыть одному, не думать ни о ком и ни о чем.»

О Мурке не забывал никогда. Вспоминал с тоской и любовью: “У меня была одна кошка, Мурка, хорошая. Я её выучил разным фокусам. Кошечки мне всегда нравились. Кошечка – милый человек, она все понимает, но не любит, когда кругом много народу, не любит, чтобы её теребили, тревожили. А когда остаешься с кошкой один, тогда она замечательная! В кошках, мне кажется, меньше холопства, угодничества, чем в собаках. Они независимые, гордые. Красивая женщина похожа на кошечку и на лошадь. Когда красивые женщины движутся и прыгают – тогда они похожи на лошадей, замечательных. А когда ложатся спать – тогда на кошечек…” 

P.S.

В честь столетия Джорджа Баланчиа Борис Эйфман поставил в «Нью Йорк Сити Балет» спектакль «Мусагет», где главными героями стали  сам хореограф и три  его Музы. Одну из них, кота Мурку исполняет талантливая, акробатически гибкая балерина Венди Виллард. И это новое воплощение легендарного нью йоркского кота делает его, практически,  бессмертным.