Изольда Мандельблат

«…О  чем бы ни молился человек, он неизменно  молится о чуде».  И.Одоевская

Первыми в Нью Йорке закрылись Бродвейские театры, потом Карнеги Холл, другие концертные залы.  Сразу же наш карантинный город потерял свой певческий голос – в недоумении замолк. Но очень скоро во весь голос  здесь  заговорили  городские легенды. Рассказывают, что одинокий прохожий, оказавшийся  на Западной части 44-й улицы Манхэттена,  увидел  над зданием  театра  странную фигуру  в монашеском одеянии и  отчетливо  услышал произнесенную ею  фразу: «Даю слово джентльмена, что  уже в конце этого года  в моем  театре снова будет аншлаг».

Мечта! Как хочется поверить в эту легенду, рожденную новой реальностью!  Между тем,  легенда о  призраке , периодически  появляющемся в старом Бродвейском театре Дэвида  Беласко,  совсем не новая, она имеет свою давнюю историю. Вот уже 89 лет, с мая 1931-го года, с того времени, как  умер известный американский драматург, режиссер и дизайнер  Дэвид Беласко,  его призрак по имени «Монах»  неизменно присутствует в созданном им театре  (111 West 44th Street, между 6-й и 7-й авеню), на верхнем этаже которого  он проживал до самой смерти.

«Монах» – один из  самых «живых» театральных призраков. Говорят, что  он до сих пор появляется в  театре в образе живого человека. Никаких холодных дуновений, невидимых касаний, белых летящих покрывал – все как при жизни режиссера – высокий старик с растрепанными волосами в рясе с клерикальным воротничком ( при жизни Беласко  так одевался, за что  его  называли «епископом Бродвея»), участвует в жизни своего театра.

Как свидетельствуют  некоторые наиболее экспансивные  актрисы  театра, одинокая темная фигура якобы периодически появляется  на балконе во время спектаклей и  пристально наблюдает за их игрой. Говорят, что призрак иногда даже  подходит  к актерам, пожимает им руки и хвалит, или выражает свое недовольство ими.

Стали появляться  сообщения о том, что в квартире Belasco проходят шумные вечеринки, сопровождаемые музыкой. Когда вызванные  полицейские поднялись наверх, чтобы посмотреть, что происходит, они обнаружили, что квартира пуста и безлюдна.

В 2010 году компания Playmobil Radio поставила видеокамеру в квартиру Belasco и засняла импровизированное шоу, которое сыграли актеры театра. Выступившая в этом шоу актриса Мелисса Эррико, исполнительница роли  Мины в мюзикле «Дракула» рассказала, что  Беласко преследует театр. «Мой партнер  видел, как  призрак Монах  вошел в зеркало . Мы  думаем, что Монах  живет в зеркале в стене рядом с моей гардеробной. Однажды ночью я вышла из комнаты, выключила свет, но  забыла в шкафу свое пальто.  Вернулась за одеждой. Было темно. Вдруг  кто-то  включил маленький симпатичный настольный светильник, чтобы я могла  видеть мой путь. Это было жутко! Когда  я вышла, «кто-то» закрыл за мной дверь».

Этим шоу актерский состав «Дракулы» отпраздновал 150-летний юбилей Дэвида Беласко. С  мистикой, пирогом, бокалом вина, с именинной песней «Happy Birthday to You, David». С днем рождения, Маэстро!

Дэвид Беласко приехал в Нью Йорк в 1882-м году и прожил здесь без малого 50 лет. Созданный им в 1907-м году  театр существует до сих пор и носит его имя. Он написал 400 киносценариев и театральных пьес, но известность  ему принесли две из них, ставшие либретто знаменитых опер Пуччини. Постепенно  талантливый драматург и  режиссёр становится одним из самых известных людей в театральном мире Нью-Йорка. Но  главными его достижениями были и  остаются  сценические дизайнерские работы, намного превосходящие  технический уровень того времени. Многие из них являются  уникальными и по сей день.

Беласко вошёл в историю театра в связи с тем, что впервые установил рампу, скрыв от зрителей осветительные приборы. Таким образом режиссёру удалось создать на сцене полную иллюзию естественного света. Он  всегда тщательно подбирал реквизит и костюмы для своих спектаклей, используя по возможности подлинные вещи. 

Беласко довел этот натурализм на сцене  до крайности.  Чего стоит хотя бы его «дизайн аромата»?  Если по ходу действия на сцене жарили картошку или варили кофе, то зрители чувствовали эти характерные  запахи! Эффект  достигался путем  добавления  соответствующих ароматов в вентиляционную систему зрительного зала. Беласко смело экспериментировал с новыми технологиями освещения. Он  первым использовал  световые эффекты для создания на сцене реалистичных закатов, водной глади, лесных пожаров и … призраков, мистических фигур. Быть может призраки, запрограммированные Беласко сто лет назад, при стечении определенных обстоятельств действительно появляются  в его театре  до сих пор?   Как вы думаете?