Феномен Гоголя
Юрий Кирпичев
Популярность Гоголя растёт фантастически! В октябре количество гугл-обращений к нему колебалось от 47 до 77 миллионов, что в 30-40 раз больше, чем в конце 2020 года, и выдвигает его в четвёртый, а то и в третий десяток в рейтинге самых востребованных писателей всех времен и народов. Подобного феномена не наблюдалось за все пятнадцать лет, что я составляю Гугл-рейтинг.
Каковы же причины? Что несомненно, так это связь с нападением России на Украину. Но вот какой казус: эта варварская агрессия привела к кэнселингу, отторжению русской культуры, ослаблению интереса к ней, в том числе и к Пушкину, Толстому, Достоевскому и Чехову, безусловным лидерам русской литературы. Тогда как интерес к Гоголю растёт. В чем же дело?
Разумеется, попутно заметим, что в ходе объективизации отношения к русской культуре она не исчезнет из поля зрения мира, несмотря на быструю деградацию, просто займет свое место, весьма скромное. К тому же термин объективизация хорош ещё и потому, что метод, используемый для определения рейтинга корифеев словесности, максимально объективен.
Но к делу. Значение русской культуры можно оценить по востребованности самого блестящего ее проявления – «великой русской литературы». Это можно сделать, определив место российских писателей в мировой табели о рангах, ибо величие любой литературы интегрально и определяется количеством и качеством её авторов, как высота пирамиды числом и величиной камней.
Речь, разумеется, идёт не о лучших авторах, сие субъективно, а о самых востребованных. Популярность измеряема, в отличие от столь субъективного понятия, как вклад в сокровищницу мировой литературы. По-видимому, вклад Набокова, хотя он не вошел в наш Топ-50, значительнее вклада одного из лидеров рейтинга, Дэна Брауна, о коем мало кто будет помнить уже лет через двадцать, если не раньше. Взять Булгарина, мишень пушкинских эпиграмм – он был популярнее и успешнее солнца русской поэзии, его «Ивана Выжигина» переводили на многие европейские языки и не успевали переиздавать, но кто помнит о нем ныне? И как? Как Видока Фиглярина?
Вклад, разумеется, весомее сиюминутной популярности, но как его оценить? Инструмента нет и любые опросы будут субъективны и не репрезентативны. А для востребованности инструмент есть. Метод прост и основан на количестве обращений в Google. Я много лет составляю топ лучших писателей всех времен и народов для российских, американских, канадских, украинских изданий. На него ссылались «Новые Известия», его публиковали махровая «Литературная Россия» и даже националистический «Русский переплет» профессора МГУ В. Липунова – можно считать это признанием объективности. Доказательством от противного, так сказать.
Выбор англоязычного сегмента Google обусловлен тем, что на эту поисковую систему приходится 91% всех обращений в мире (у ближайших конкурентов Yahoo и Bing чуть более 3%) – и две трети их на английском, языке международного общения. В случае писателей речь идет о десятках, о сотнях миллионов обращений и даже о миллиардах! Вы можете предложить более репрезентативную статистику?
Метод мощный, объективный и оперативно отражает динамику глобальных вкусов. Да, есть недостатки: данные зависят от вашего местоположения и даже от времени суток. Когда в Европе или в Америке ночь число обращений падает. Но относительное положение писателей всегда примерно одинаково, разве что Австралия отличается эксцентричностью. Как-то мы с друзьями провели одновременный замер в шести городах Европы, Америки и Австралии – данные существенно отличались, но порядок авторов на лестнице славы в основном сохранялся. За исключением антиподов, у них все было иначе.
Метод интегрален и учитывает не только прямые обращения к авторам, но и любое упоминание: в экранизациях и театральных постановках, в литературных и прочих журналах, в рекламе издательств и книжных ярмарок etc. В рейтингах, наконец, которые так любят составлять литературные критики и журналы (тема интересует читателей!), включая мои публикации.
Последние Топ-50 корифеев пера составлены мною летом тяжелого 2022 года (опубликован в мерилендской «Чайке») – уже тогда был замечен поразительный всплеск интереса к творчеству и фигуре Гоголя! Через год его взлёт стал и вовсе феноменальным (см. статью в киевском «Обозревателе») и продолжает поражать – см. новый перечень мэтров изящной словесности, составленный специально для «Элегантного Нью-Йорка».
Топ 50 писателей на конец октября 2023 года
К литературе в России отношение особое – многие помнят хвастливый советский мем про самую читающую страну, СССР же был апофигеем русского имперства. Сергей Соловьёв даже писал: «Вычесть из России литературу – то же, что вычесть из человека его лицо». Правда, помянутый выше Фаддей Булгарин писал управляющему III отделением ЕИВ канцелярии (политический сыск) более трезво: «Литература есть балованное дитя нации. Нет такого глупого и необразованного народа в мире, который бы не утешался и не гордился своими писателями и произведениями литературы. В этом равны и персиянин и англичанин».
Что ж, посмотрим, кто кем может гордиться.
1.Joanne Rowling – 6000 млн. гугл-обращений! Увы, каждый новый поиск обнаруживает узость кругозора, влияние собственных вкусов и добавляет упущенных мною авторов. Роулинг я ранее даже не рассматривал в качестве кандидата, вспомнил случайно, а она опередила Дэна Брауна…
2.Dan Brown. Этот супергигант много лет возглавлял рейтинг – 3600 (3540). Более трех миллиардов! Десять лет назад лишь результат Шекспира превышал 100 млн., а нынче миллиарды в ходу. Впечатляет, но Дэн, бывало, и за 5 млрд. переваливал. В скобках указано количество Гугл-обращений на конец 2020 года.
NB: млн. далее будем опускать.
3.За Дэном Брауном много лет следовала E.L. James, обязанная славой эротичным «Пятидесяти оттенкам серого» – 2800 (2100).
Был даже момент, когда Эрика опережала Дэна. Увы, таковы наши вкусы…
4.Henry James вряд ли заслужил столь высокое место, очевидно, Эрика Джеймс тащит его на буксире своей славы – 1160 (760).
5.Plato – 800 (430). Буревестник идеализма Платон все более популярен. Мир становится иррациональным…
6.Stephen King, король триллеров, долгое время занимал третью ступеньку – 670 (510).
7.Adam Smith. Весьма высокое место у ценимого Пушкиным певца простого продукта. Он экономист, но пусть будет ради Пушкина – 725 (580).
8.Shakespeare. Былой безоговорочный лидер наконец-то прервал печальное диминуэндо и вырвался из второго десятка, где прозябал немало лет! Да, страсти в мире бушуют поистине шекспировские – 560 (160).
9.Dos Passos, неожиданный скачок, не знаю, чем вызван – 475 (65).
10.Victor Hugo – 465 (180).
Далее пустим виртуозов пера в строчку.
11. Homer – 315 (160). Великий аэд стремится вернуться в первую декурию корифеев. 12. Thomas Mann – 275 (350). 13. Byron – 275 (280). 14. Henry Miller – 275 (330). 15. Robert Burns – 205 (150). 16. Walter Scott – 185 (200). 17. George Sand (да здравствует гендерное равноправие и vive la différence!) – 260 (210). 18. John Milton, «латинский секретарь» Кромвеля – 230 (230). 19. Goethe – 190 (75). 20. Aristotle – 140 (35), тоже знатный скачок, мир ударяется в философию.
21.Mark Twain – 135 (75). 22. Thomas Hardy – 160 (115). 23. James Joyce – 127 (140). 24. Voltaire – 115 (70). 25. Washington Irving – 100 (100). 26. Edgar Allan Poe – 100 (55). 27. Lewis Carrol – 99 (105). 28. John Locke – 92 (55). 29. Oscar Wilde – 88 (110). 30. Jonathan Swift – 88 (75).
31.Winston Churchill (Нобелевская премия по литературе) – 73 (90). 32. Miguel de Cervantes – 56 (50). 33. Bernard Shaw – 55 (65). 34. Charles Dickens – 55 (65). 35. Robert Louis Stevenson – 55 (40). 36. Molière – 54 (30). 37. Joseph Conrad – 50 (70). 38. Agatha Christie – 50 (55). 39. Gogol – 47 (2). Рывок Гоголя впечатляет! 40. Herbert Wells — 45 (25).
41.Immanuel Kant – 45 (25). 42. Friedrich Nietzsche – 42 (35). 43. David Hume – 41 (40). 44. Jules Verne – 37 (45). 45. George Eliot, британская соперница Жорж Санд – 36 (70). 46. George Orwell (ранее не входил в Топ-50) – 35. 47. Franz Kafka – 35 (25). 48. Alexandre Dumas – 33 (30). 49. Albert Camus – 31 (35). Замыкает Топ-50 Pushkin – 30 (18) млн. и это уже немалый успех, ибо много лет солнце русской поэзии сияло в конце шестого десятка. По-видимому, в связи со сносом его чрезмерно многочисленных памятников в Украине и спорами о его имперстве интерес к нему вырос, и с лета 2023 года число гугл-обращений почти удвоилось.
По этим же причинам выросли и результаты иных титанов русской литературы: у Leo Tolstoy 18 (13) млн. обращений, у Dostoyevsky 18 (6) млн. (их портреты «украшают» разбомбленный русскими мариупольский драмтеатр), у Chekhov 15 млн. Но все же они уступают Conan Doyle – 27 (35), Ernest Hemingway – 25 (35), Dante Alighieri – 25 (25), Steinbeck – 23 (17), William Faulkner – 21 (30), Friedrich Schiller – 21 (25), Toni Morrison – 21 (28), Stendhal – 21 (14), Heinrich Heine – 19 (25). Полагаю однако, что я нашёл далеко не всех популярных авторов, и читатели могут дополнить рейтинг.
Подведем итоги.
Во-первых, рост популярности Оруэлла подтверждает наступление смутных времен.
Во-вторых, наш рейтинг наглядно демонстрирует давно известный факт: современная цивилизация, а литература один из ее неотъемлемых признаков, создана в первую очередь англосаксами (33 имени из 50!), французами (7 имен) и немцами (3), стоявшими на плечах эллинов и римлян.
В третьих, величие русской литературы несколько преувеличено. И чем далее, тем более. За пятнадцать лет, что я отслеживаю рейтинги, количество обращений к писателям в целом многократно возросло, что объясняется ростом числа пользователей Сети на планете. Но не у русских авторов.
О чем же свидетельствует феноменальный рывок Гоголя, далеко опередившего Пушкина и прочих российских мастеров слова? У меня есть предположения, но не буду их озвучивать. Пусть читатель сам попробует ответить на этот вопрос. А пока: браво, Николай Васильевич, и слава Украине!