Изольда Манделблат
Нью Йорк давно уже с гордостью утверждает свою уникальность, самобытность и первенство. И имеет на это право. Ведь множество простых и сложных вещей, без которых сегодня нельзя себе представить жизнь цивилизованного человека, изобретено именно в нашем городе.
Первые в мире: пароходы Фултона, вертолеты Сикорского, электростанции Эдисона и Теслы, телевизоры Зворыкина, аппарат дистанционной связи Морзе, кондиционеры Уиллиса Каррнера… даже такие «необходимости», как туалетная бумага в рулончиках Кларенса Скотта и «магазинная тележка, изменившая мир» Силвана Голдмана, – все это и многое другое придумали нью-йоркцы.
По праву у этого народа «собственная гордость» – свой стиль и ритм жизни, своя манера одеваться, свои принципы и свои способы проводить досуг… и свои новогодние традиции.
У каждого из нас есть свой Новый год – самый сокровенный и волшебный праздник. В моем представлении, новый год начинается в день рождения каждого человека. Для кого-то это религиозный праздник, отмечаемый дома в кругу семьи, для других – завершение определенного жизненного этапа или наступление зимы.
К одним он приходит с рождением ребенка, к другим с сиротством и потерей близкого человека. Для одних – это успех, для других – поражение… такой черно-белый праздник: Новый год.
Приход нового года – это всегда таинство. Нью Йорк, словно преданный и близкий друг, помогает понять сущность этого таинства и разрешить его противоречия. Нью-Йорк объединяет нас, таких разных и таких одинаковых, и не всегда правых «в своих дерзаниях».
Более 100 назад, в 1904 году, в Нью-Йорке появилась главная новогодняя традиция – встречать Новый год всем вместе на главной площади города Times Squer. Встречать с радостным ярким светом, громкой музыкой, серпантином, хлопушками, конфетти и добрыми пожеланиями. Потому что с давних пор известно: только так можно отпугнуть от родного дома все злые силы, которые по преданию стремятся именно в это время проникнуть в него.
В эти предпраздничные дни Нью Йорк преображается в прекрасную сказочную страну. И знаете, все основные красочные атрибуты новогоднего праздника в Нью-Йорке тоже свои собственные, рожденные здесь, в нашем городе.
Сегодня электрические гирлянды, украшающие новогоднюю елочку, нам кажутся будничными. А в 1882-м., когда праздничные деревья во всем мире освещались только стеариновыми свечами, елочные гирлянды воспринимались, как настоящее чудо. И чудо это произошло в доме американского инженера Эдварда Хибберда Джонсона на Восточной части 36-ой улицы Манхэттена. Именно он первым зажег гирлянду из 80-ти последовательно соединенных разноцветных электрических лампочек Эдисона на своей домашней рождественской елке. Джонсон широко рекламировал свое изобретение. «Вряд ли можно представить себе что-либо более красивое» – писал репортер из «Детройт пост» В. Кроффут. Елочка Джонсона стала сенсацией и быстро распространилась не только в Нью Йорке, но и по всей стране, и по всему миру.
А в ночь под 1907-й год нью-йоркцы с восторгом приветствовали упавший впервые на Тайм Сквер яркий шар, освещенный сотней электрических лампочек. Изготовил его молодой дизайнер, работавший в Нью-йоркской фирме «Artcraft Strauss», эмигрант русского происхождения Якоб Старр.
С тех пор сбрасывание светящегося шара в новогоднюю ночь стало еще одной сказочной традицией в нашем городе.
Давным-давно, когда Нью-Йорк назывался Нью-Амстердамом и населяли его, по большей части, голландские переселенцы, у нашего города появился свой хозяин зимы. И назвали его по-нью-йоркски – Санта Клаус (от голландского Синтерклаас). Назвать назвали, а каков он – злой или добрый, веселый или грустный, откуда к нам пришел – никто не знал. Знал только один коренной житель нашего города Клемент Кларк Мур — американский пастор, учитель греческой литературы в духовной семинарии, большой любитель поэзии.
Доктор Мур родился в конце 18-го века в Нью-Йорке и всю жизнь прожил в одном и том же доме на Манхэттене, который назывался «Дом Челси». (Сейчас в память о доме Клемента Мура весь этот район Манхеттена, бывший когда-то родовым поместьем Мура, называется Челси.) Однажды в канун Рождества, когда пасторские дети уже заснули, Мур приготовил для них в качестве рождественского подарка свои стихи. Назвал их «Рождественской балладой».
Позднее баллада была напечатана в газете, и все американские дети познакомились с Сантой и полюбили его.
Оказалось, что Санта, веселый жизнерадостный старичок, – толстячок, одетый в красный халат. Он курит трубку и разъезжает в санях, запряженных восемью оленями. Мур даже узнал имена оленей : Комета и Купидон, Гром и Молния, Танцор и Скакун, Стремительный и Резвый…. Спустился Санта в Нью-Йорк с неба и привез детям праздничные подарки. Со временем Санта Клаус стал приходить с подарками в каждый нью-йоркский дом. Его можно встретить “разъезжающим” в оленьей упряжке по улицам нашего города в окружении гномов и эльфов. Он обязательно пожелает каждому из нас здорового, благополучного и успешного Нового 2020-го года. Пусть эти добрые пожелания сбудутся.