Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 9. Little Italy
Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com
Все прогулки от первой до 61 можно посмотреть , если нажать здесь.
Нолита
Этот маршрут совсем небольшой и может быть объединен с предыдущим или последующим. Начнем его на углу Бродвя (Broadway) и Принц стрит (Prince str). И хотя этот угол находится в Сохо, не будем слишком придирчивы, ведь границы нью-йоркских районов достаточно условная вещь, а станция метро расположена именно здесь. Так что в путь по Принц-стрит в сторону Бауэри-стрит (Bowery str).
Несколько кварталов севернее Маленькой Италии (от Брум-стрит до Хьюстон), возможно из-за близости Сохо, не попали в сферу интересов Чайна-тауна. И когда итальянцы покинули его, долгое время, вплоть до конца 90-х годов минувшего – XX века, здесь стояли заброшенные дома и закрытые магазины. Сейчас в Манхэттене такого уже не встретишь. Бурное развитие города в начале XXI века поглотило все пустующие или запущенные улицы, превратив их если не в шикарные, то в бесспорно преуспевающие. Так случилось и с районом, носящим поэтическое название Нолита (NoLita).
Но, как и многое в этом городе, поэтика имени обманчива. Это всего лишь аббревиатура, данная склонными к образованию звучных сокращений нью-йоркскими риелторами. Происходит она от местоположения района – North of Little Italy, то есть «к северу от «Маленькой Италии». Дав району собственное имя, агенты по недвижимости формально закрепили его отделение от остатков итальянского квартала. Зачем? Трудно сказать, но наверняка для более успешных продаж. Теперь здесь живет зажиточная богемная публика, открываются оригинальные магазины и выстраиваются по вечерам очереди в модные рестораны.
Принято считать, что современное возрождение района началось, когда сюда переехал британский рок-музыкант, продюсер, композитор, художник и актер Дэвид Боуи в компании с ирландской певицей Бьорк. Они выбрали этот район как альтернативный, так сказать, «рок-н-ролльный». Но вслед за появлением здесь популярных звезд цены на недвижимость поползли вверх, а чуть позже появилось множество ресторанов и увеселительных заведений с дизайнерским интерьером и богемной публикой. Сейчас район все еще сохраняет свою непринужденную атмосферу, но о демократичности цен на жилье речь уже не идет.
Одним из центров гастрономической, да и общественной жизни Нолиты можно назвать ресторан-бар Public на Элизабет-стрит (210 Elizabeth str), облюбованный Марком Джейкобсом и Кирстен Данст.
По пятницам и субботам он забит до отказа. Те, кому не хватило места, отправляются в другие места, например, в небольшой мексиканско-кубинский ресторан Cafе Habana на углу Элизабет-стрит и Принц-стрит (17 Prince str), или Bowery Kitchen (220 Bowery str) . Популярностью пользуется и Поэтический клуб на Бауэри-стрит (Bowery Poetry Club, 308 Bowery), в который захаживают местные знаменитости.
Прогулявшись по Бауэри-стрит до пересечения ее с Брум, легко можно отыскать здание церкви с интересной судьбой.
Это бывший собор Святого Сальвадора (San Salvador Cathedral ). Его создали архитекторы Hoppin и Koen. Красивое здание было построено для протестантской епископальной миссии с целью привлечь итальянских католиков обещаниями церковной службы на родном языке. Для многих это оказалось соблазнительным, потому что ближайшие католические церкви были ирландскими, а ужиться с ирландцами в то время было не просто. Но когда после Второй мировой войны итальянцы стали выезжать из этого района, землю и здание церкви продали. В те же годы здесь начали селиться эмигранты из Украины и Польши, и теперь в здании церкви святого Сальвадора находится Украинская православная церковь Святой Троицы (Holy Trinity Ukrainian Orthodox Church, 359 Broome Str). Интересно, что на ее фасаде осталась высеченная в камне надпись St. Salvador Church, а рядом с ней висит желто-синий флаг.
Еще одно свидетельство бесконечно меняющегося этнического лица города находится в нескольких кварталах отсюда. На углу Малберри-стрит и Принц-стрит стоит Старый собор Святого Патрика (Saint Patrick’s Old Cathedral). Полезно знать что войти в него можно со стороны Мот стрит (Moot Street). Собор занимает один квартл по Принц стрит, пройдя вдоль его стены и повернув з а угол попадаешь в церковный двор где и находится вход в собор.
До 1879 года, когда завершилось строительство собора св. Патрика на 5-й авеню, Старый собор был главным духовным центром ирландцев, проживающих в Америке, первым кафедральным собором Нью-Йорка и второй по величине и значимости католической церковью во всей стране. Архитектор Жозеф Мажен (один из авторов Сити Холла) создал его в 1815 году. Это было первое традиционно готическое здание в Нью-Йорке. Старый собор Святого Патрика представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный на несколько нефов. Опорные колоны образуют стрельчатые арки, по южной и северной стороне его украшают 10 великолепных витражей. Хорош и резной алтарь, над которым расположен самый красивый витраж.
Собор сильно пострадал от пожара 1866 года, был перестроен и теперь мало напоминает готическое строение, но до сих пор представляет интерес как архитектурная и историческая реликвия Нью-Йорка. Двор собора окружен высокими стенами – совсем не типичными для местного городского ландшафта. Они сохранились с XIX века, когда служили защитой ирландским эмигрантам от религиозных погромов, чинимых протестантским населением.
Рядом, по адресу Малберри-стрит, №266 находится часовня св. Михаила (St Michail Cherch), построенная в 1850 году. Долгое время в ней служил отец Джон, свободно говорящий по-русски. В этой маленькой часовне собирались русскоязычные католики.
Теперь на Мотт (Mott str) стрит, в районе Старого собора Святого Патрика множество не больших и очень симпатичных новых бутиков и кафе. Гуляя по этому району чувствуешь что европейское влияние в Нью-Йорке сильно как ни когда. Город прихорашивается и явно тяготеет к уютному комфорту в старых традициях.
Еще одно интересное здание, принадлежащее эпохе подъема журнального бизнеса в Америке, расположено на углу Вест Хьюстон-стрит (West Houston str) и Малберри-стрит. Это Пак-билдинг (Puck Building) – в нем с 1887 года размещалось издательство сатирического журнала «Пак».
Журнал выходил недолго – только до 1916 года, но был очень популярен своей критикой политической системы Нью-Йорка. Назван он в честь шекспировского персонажа, который и встречает вас на фасаде дома в виде позолоченной скульптуры. Сейчас здание принадлежит Нью-Йоркскому университету.
****
Историческая справка.
1825 – открыт Эри-канал (Erie Canal), проходящий от Олбани (город на берегу Гудзона) до Буффало (город на берегу озера Эри) и соединивший Большие озера с Нью-Йорком – самым восточным портовым городом на американском побережье Атлантического океана. Завершение строительства канала стало решающим для процветания Нью-Йорка, дав интенсивный толчок его бурному развитию в XIX – начале XX века;
1868 – основание нью-йоркского метрополитена: была открыта надземная (на металлических эстакадах) городская железнодорожная линия с канатной тягой, замененной в 1871 году на паровую, а в 1890-м – на электрическую;
1869 – проложен первый трансатлантический телеграфный кабель; открыта первая трансконтинентальная железная дорога. Стремительное развитие получили добывающая и тяжелая промышленность, а также судоходство. Но лидером оставались железные дороги;
1873 – биржевая паника повлекла за собой длительный период экономической стагнации, в течение которого обанкротилось более 300 банков. Результатом биржевого краха стало зарождение путем консолидации мелких компаний в крупные промышленные синдикаты новой корпоративной Америки. В эти годы происходит интенсивное накопление капиталов, зарождается новая плеяда богатейших людей США;
1883 – открыт Бруклинский мост;
1908 и 1910 – сданы в эксплуатацию 2 тоннеля, проложенные под Гудзоном и соединившие Манхэттен с соседним штатом Нью-Джерси.
«Эра прогресса»
Гражданская война между Севером и Югом уничтожила в стране рабство и освободила наемную рабочую силу, устранив тем самым препятствия к бурному развитию экономики. Промышленная революция, развернувшаяся в Америке в 20-40-е годы XIX столетия, создала благоприятные условия для людей, поставивших перед собой цель делать деньги. Надежды на будущее для многих становились весьма конкретными и “материальными” – идея разбогатеть витала в воздухе.
В то же время Америку захлестывает волна коррупции, консолидации и укрупнения предприятий, организации трестов. Государство активно, но безрезультатно пыталось противостоять монополизации основных направлений развития экономики. Время больших ожиданий оборачивалось годами борьбы мелкой буржуазии с трестами.
Но несмотря ни на что, конец XIX века стал периодом интенсивного развития США – доход на душу населения в стране стал вторым по величине в мире после Великобритании. В эти годы на мировую финансовую и экономическую арену вышли новые влиятельные фигуры – Рокфеллер, Карнеги, Вондербильд. Однако чрезмерно жесткие условия труда в сфере промышленности вызвали подъем рабочего движения в Соединенных Штатах. В дальнейшем это привело к возникновению профсоюзного движения, со временем отчасти сросшегося с мафиозными структурами.
И хотя в наши дни с мафией в США практически покончено, профсоюзы продолжают играть серьезную роль в жизни страны, как правило, регрессивную. После «Позолоченной эры» наступила «Эра прогресса», апологеты которой призывали к реформам, направленным против индустриальной коррупции и монополизации основных направлений индустрии: мясоконсервной, фармацевтической и железнодорожной. «Эра прогресса» продолжалась с 1900 года до окончания Первой мировой войны в 1918-м. А в 1929 году произошло падение акций на Уолл-стрит, положившее начало Великой Депрессии.
Все прогулки от первой до 61 можно посмотреть , если нажать здесь.
Text and photos by Tatyana Borodina
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.
Historical photos – internet resources
Продолжение следует: SoHo
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com