Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com

Все прогулки от первой до 61   можно посмотреть , если нажать здесь. 

 

Предыдущая прогулка см.:  Прогулки по Нью-Йорку 10. NoLita

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.

Эта прогулка может занять от одного часа до одного дня, …а то и дольше… Заповедник, одним словом. Причем в последнее время это определение имеет отношение не только к сохранившимся здесь уникальным кварталам, но так же и к недавно открывшимся модным магазинам, стильным кафе и ресторанам.

«Архитектурно-лирическое отступление».
Город и индустриальный бум. 

В начале девятнадцатого столетия нынешний Сохо представлял собой отдаленную окраину города. В те времена большую часть этого района занимало  внушительных размеров  болото, а  там где теперь находится Канал-стрит, проходил отводной канал с одной единственной переправой, у которой всегда собирались огромные очереди желающих попасть в северную часть Манхэттена.Только когда провели мелиорационные работы, а затем засыпали канал, на карте Нью Йорка появилась  широкая улица, по обе стороны которой  началось интенсивное строительство.

Основной толчок к развитию район получил, когда индустриальный бум привел сюда состоятельных предпринимателей. Кварталы застраивались зданиями, предназначенными для фабрик, офисов торговых компаний, складов и оптовых магазинов. В то же время Бродвей севернее Канал-стрит превратился в самую фешенебельную торговую улицу города, а Лафайетт-стрит переживала свой золотой век самого модного и  элегантного района Нью-Йорка. Такое соседство предопределило развитие Сохо как торгово-промышленного района, в котором производилось и продавалось все, начиная от стройматериалов и заканчивая экзотическими перьями для дамских шляпок.

 

Как раз в период индустриализации Нью-Йорка в моду вошли так называемые «чугунные дома», которые как нельзя лучше соответствовали потребностям развивающегося города середины XIX века. Впервые чугунные конструкции в строительстве появились в Англии еще в середине XVIII века, но широкое  распространение они получили только после 1851 года, когда архитектор Джозеф Пэкстон построил с их помощью в Лондоне выставочный павильон под названием Хрустальный дворец. Спустя два года в Нью-Йорке на месте нынешнего Брайан парка (Bryant Park) появился такой же.

Архитектура Сохо обладает рядом характерных стилевых особенностей, интересных  с точки зрения истории развития Нью-Йорка. Дома, построенные в этом районе, сочетали в себе новые инженерные достижения, такие как металлический каркас здания, с элементами старого зодчества – полукруглыми ренессансными окнами, коринфскими колоннами, богато орнаментированными карнизами. В кварталах Сохо также хорошо представлен  стиль американского модерна с декоративными элементами, выполненными из литого чугуна.

Применение чугунных колонн и балок облегчило общий вес зданий, что давало возможность увеличить их высоту и прочность. Металлические каркасы домов отливали на заводе по чертежам архитектора и быстро собирали на строительных площадках. Это значительно удешевляло стоимость всего проекта.  Кроме того, в Нью-Йорке, где пожары были распространенным бедствием, немаловажной оказалась огнеупорность «металлических домов». Кроме того чугунное литье позволяло украсить дома оригинальными декоративными элементами. Чугунные балясины, карнизы, маскароны (водостоки в виде львиных голов), ажурные наличники окон, порталы дверей, лестничные и балконные перила, оконные решетки и многое другое расширили арсенал архитекторов.

Удобный в работе и достаточно дешевый чугун стал одним из самых популярных строительных материалов. Очень быстро из вида декоративного искусства этот вид литья превратился в отрасль промышленности. Начали выпускаться специальные каталоги, по которым архитекторы могли заказать понравившиеся им образцы всевозможных элементов здания.

Гуляя по Сохо, с первого взгляда нелегко определить, относится  ли здание к семейству «чугунных домов». Архитекторы того времени не любили афишировать использование этого индустриального материала и часто маскировали его под каменную или кирпичную кладку. Только когда в моду вошел стиль модерн, чугун перестал скрывать свое лицо. В отличие от готики, классицизма или барокко, модерн в США не носил подражательный характер. Он приобрел оригинальные национальные черты, воплотив в себе чисто американские тенденции – грандиозность, многоэтажность, рационализм – и стал основой для перехода к совершенно новому современному архитектурному стилю XX века.

В те времена металлические конструкции в строительстве использовали  повсеместно, но  Сохо на сегодняшний день остался единственным цельным районом «чугунной архитектуры» в Америке. Дело в том, что после Второй мировой войны, когда в более успешных районах Нью-Йорка сносили целые кварталы XIX века, Сохо был предан забвению – дома и земля тут не стоили практически ничего. Индустрия ушла из Манхэттена, и огромные помещения стали превращаться в трущобы,  известные в городе как «Сто акров ада». И только в шестидесятые годы повеял ветер перемен: в дешевые на тот момент складские и фабричные помещения начали перебираться представители богемы. Сначала городские власти противились этому, намереваясь снести дома Сохо, освободив место  под новую застройку, но в 1973 году было принято решение объявить около двухсот зданий с чугунными фасадами памятниками архитектуры. Постепенно район превратился в артистический центр города, его кварталы заполнили художественные мастерские и галереи, дизайнерские салоны, музыкальные студии и недорогие бары. Так возник редкий для Нью-Йорка заповедный район, сохранивший до наших дней в неприкосновенности облик позапрошлого века.

Сохо – Заповедник Чугунных домов

Сохо (Sohо) – район, ограниченный улицами Хаустон-стрит, Канал-стрит, Лафайетт-стрит и Вест Бродвей. Этот район первым из нью-йоркских получил свое название от аббревиатуры, связанной с топографией города. Возникло оно в 1968 году, когда художники, желающие получить разрешение на легальное проживание в бывшем промышленном районе, в заявлении в Департамент городского планирования указывали границы заселения как South of Houston (к югу от Хьюстон-стрит) или короче – SoHo. Название понравилось и прижилось, возможно потому, что ассоциировалось с лондонским Сохо, хотя не имело к нему никакого отношения. Вскоре по аналогии возникли такие названия районов, как Нохо (NoHo), Нолита (Nolita), Трайбека (TriBeCa ,Triangle Below Canal Street — «Треугольник южнее Канал-стрит»), Дамбо (DUMBO, Down Under the Manhattan Bridge Overpass) — «Путепровод, проходящий под мостом Манхэттена»).

Знакомство с Сохо, по традиции, следует начать с Хевут-билдинга (Haughwout Building, 488-492 Broadway), построенного архитектором Джоном Гайнором (John P. Gaynor) в 1857 году как офисный и торговый дом для компании Хевур – известного в мире производителя и поставщика резного стекла, зеркал, люстр и декоративной керамической плитки. Многие считают это здание символом Сохо, одним из самых известных чугунных комерческих домов, обладающим бесспорной чистотой стиля, элегантностью конструкции и интерьера. Вдохновение на создание этого проекта архитектор черпал в архитектуре Венеции, в частности, здания венецианской библиотеки Святого Сорвино (San Sorvino Library).

Дом интересен и тем, что при его строительстве впервые в истории литые чугунные конструкции использовались не только как декоративные элементы, но и как несущий каркас дома. Также впервые в Хевут-билдинге был сооружен пассажирский  лифт на гидравлической тяге (на его крыше до сих пор сохранилась деревянная бойлерная бочка). В середине XIX века это был один из самых современно оснащенных домов, который благодаря своей конструкции по праву считается прототипом небоскребов.

Внешний вид Хевут-билдинга также нес в себе новаторские идеи, сочетая стандартные элементы классицизма –  колоны и пилястры коринфского ордера, с характерными для современных зданий архитектурными приемами:

– фасад с ритмичным повтором окон образует цельную плоскость;

– основой композиции становится сам каркас здания;

– исчезают четкие поэтажные членения, и здание принимает форму лаконичного параллелепипеда;

– утилитарность, практичность и целесообразность выходят на первый план, создавая новую эстетику градостроения.

Не так строго и более романтично выглядит 12-этажный дом, известный под именем Littel Singer Building (561 Broadway), построенный в 1904 году для офиса компании, выпускающей широко известные швейные машины Зингер. Архитектор Эрнест Флагг (Ernest Flagg) построил этот  L-образный дом  в самом конце «эры железных домов» в стиле европейского арт-деко. Рисунок чугунных решеток типичен для этого стиля, а сочетание терракотовых панелей с орнаментальными украшениями из литого чугуна придают ему оригинальность и выделяют на общем фоне застройки квартала.  Несмотря на свою многоэтажность, дом поражает элегантной красотой и изяществом, что позволяет отнести его к шедеврам «чугунного дизайна». Наличие у Littel Singer Building двух фасадов, не смыкающихся на углу, а отделенных друг от друга несколькими домами  (один фасад выходит на Принц-стрит, а второй на Бродвей) делает его еще более необычным.

В близлежащих кварталах еще много интересных домов, достойных стать исторической иллюстрацией «чугунной» архитектуры Америки. Остановимся лишь на некоторых их них.

По адресу Бродвей, 555 стоит дом, построенный в 1878 году архитектором Альфредом Закером по заказу владельца одного из крупных универмагов. Он заслуживает внимания как типичный образец домов, предшествующих эре модерна, когда архитекторы старались не афишировать использование металлических конструкций, имитируя каменную облицовку фасада здания.

Практически напротив, по адресу Бродвей, 550 находится представитель более раннего периода. Здание  построено в 1854 году, и свой чугунный фасад получило как дань моде только в 1901-м. В этом доме помещалась художественно-промышленная фирма Луиса Тиффани, созданная в 1878 году. Впоследствии магазин переехал в свое знаменитое здание на 5-авеню.

Грин-стрит – одна из самых интересных с архитектурной точки зрения улиц Сохо. С конца XIX века она практически не изменилась, поэтому, когда нужно снять эпизод исторического фильма, софиты и камеры устанавливают именно здесь. Приятно прогуляться по Грин-стрит рассматривая фасады домов и заглядывая в небольшие картинные галереи, в интерьерах которых, зачастую сохранились оригинальные чугунные декоративные элементы. Особого внимания на этой улице заслуживают дома с нарядными фасадами, оформленными классическими колонами и портиками, под №№28-30 (28-30 Greene st), названные «Король и королева чугунных домов Сохо», а также дома №72-76 (72-76 Greene St). Они были построены в 1873 году Исаком Дакворсом (Isaac Duckworth), одним из лучших в мире архитекторов, работавших в этом стиле.

В последней четверти XIX века Сохо достиг пика своего расцвета: его кварталы представляли собой череду богатых магазинов, ресторанов, добротных жилых домов и престижных офисов. Тогда уже трудно было представить себе, что совсем недавно Грин-стрит была «улицей красных фонарей», и в городском справочнике за 1859 год дом по адресу Грин-стрит, 76 значится как один из лучших публичных домов для состоятельных джентльменов.

 

Пройдясь по Грин-стрит, свернем на Принц-стрит: здесь недалеко от второго фасада Littel Singer Building, в районе дома №99 (99 Princ st), стоит обратить внимание на полупрозрачные плиты, вмонтированные в тротуар и ступеньки домов. Это хитроумное «изобретение» относится к середине XIX века, а идея принадлежит владельцам местных магазинов.  Полупрозрачные плиты служили для освещения дневным светом складских помещений, расположенных в подвалах, что позволяло значительно экономить дорогостоящее газовое, а впоследствии и электрическое освещение.  Во второй половине XIX века этими плитами были вымощены многие улицы Сохо. В дальнейшем их убрали, но на Принц-стрит они еще сохранились и напоминают о рачительности и смекалке нью-йоркских предпринимателей.

Намного позже, в 1986 году, художник Francois Schein, используя оригинальные полупрозрачные уличные плиты XIX века, создал на тротуаре огромную карту нью-йоркского метрополитена. Ее можно увидеть на Грин-стрит в районе дома №110 (110 Greene St.).

На закате индустриального бума, с наступлением Великой депрессии Сохо пришел в упадок, и только восьмидесятые годы XX  века, подарили ему второе рождение. Здесь прочно обосновались, открыв свои мастерские, художественные галереи и дизайнерские студии, представители творческого авангарда. А начало XXI века принесло в Сохо новые перемены: рядом с галереями появились дорогие магазины одежды ведущих модельеров Америки. В наши дни здесь находятся бутики с громкими именами: Mars by Marc Jacobs, Chanel, Prada, Dolce Gabbana, Coach, Kate Spade, Helmut Lang, Catherine Malandrino, Club Monaco. Не стоит пытаться посетить их все, лучше, просто побродив по району, насладиться красотой и богатством выбора. Для получения общего представления загляните лишь в некоторые из них, а вожделенному шопингу посвятите отдельный день.

Совмещая приятное с полезным, начнем с  магазина Prada на углу Бродвея и Принц-стрит, интерьер которого создавал один из выдающихся архитекторов современности – Рем Колхаас. Многоуровневый магазин знаменит своей грандиозной зеркальной стеной. В ней отражаются шумная улица, стильные внутренние лестницы и модели самой последней коллекции Prada. Многократное отражение  создает иллюзию бесконечности пространства и неразрывности времен. Несмотря на современный дизайн магазина, в нем царит исторический шарм Сохо – в интерьере бережно сохранены оригинальные чугунные архитектурные детали, которые не дают забыть о более чем 100-летнем возрасте здания.

В нескольких минутах ходьбы от Prada на Грин-стрит (Greene st) находится бутик Anna Sui (113 Greene st) – любимицы американской богемной молодежи. Его стиль напоминает небольшие магазины Парижа конца XIX века. Попадая сюда, погружаешься как бы в ирреальный мир, где одежда растворяется в интерьере, а ты теряешься во времени, уходя в зазеркалье красивых вещей. Напротив расположен бутик Louis Vuitton с диаметрально противоположным декором – простота и лаконичность современного архитектурного модерна не мешает наслаждаться коллекцией виртуоза моды.

С  появлением в районе модных магазинов цены на недвижимость взлетели до таких высот, что стали не по карману представителям богемы. Основная масса художественных мастерских и галерей постепенно съехала  сначала в Ист-Виллидж, затем в Челси и даже в Бруклин.  Сохо же из Мекки художественного авангарда превратился в Мекку дизайнерской моды, что безусловно имеет отношение к творчеству и искусству и не менее привлекательно для поклонников современного стиля жизни.

Сохо – визуальное воплощение истории Нью-Йорка. Заповедная архитектура хранит атмосферу всех его трансформаций: индустриально-коммерческого, художественного и затем дизайнерского перевоплощения. В его кварталах легко отыскать свидетельства всех этих эпох. Здесь «чугунные гиганты» приютили модные магазины, салоны, а также легендарные заведения, напоминающие о его недавнем богемном прошлом.

К последним относится Rock and Roll hall of Fame (76 Mercer St. https://rockhall.com/) – в вольном переводе Концертный зал и музей рок-н-ролльной славы. В 2010 году ему исполнилось 25 лет. Это место стоит посетить всем поклонникам рок-н-ролла. Здесь идет активная музыкальная жизнь – устраиваются концерты, выставки, лекции, просмотры фильмов.

Несколько лет назад здесь прошла выставка, посвященная американскому периоду жизни Джона Леннона. Вдова музыканта Йоко Оно решилась представить публике не только гитары, письма и личные вещи Ленона, но и его окровавленную одежду, которую она получила из рук врачей декабрьской ночью 1980 года, когда он был убит на пороге своего дома «Дакота» (72th st) . «Можете критиковать меня за это сколько угодно, но я думаю, Джон понял бы меня правильно», – сказала она на открытии выставки. Смерть Леннона стала для нее непреходящей болью и самым большим потрясением в жизни: «Очень печальный и горький парадокс: он так любил это место (дом) и именно здесь был убит, — сказала Йоко Оно, сдерживая слезы. — По сей день, почти тридцать лет спустя, я так и не привыкла к его смерти. Если бы он умирал медленно, мы могли бы это обсудить…».

 

Неподалеку находится еще одно примечательное и в некоторой степени символичное для Сохо место. Moss (150 Greene st) – магазин, в котором гармонично сочетаются индустрия, мода и искусство. В 1994 году бывший антрепренер дизайнерской одежды Мурей Мосс открыл магазин «Мосс» в помещении маленькой арт-галереи. Целью открытия этого наполненного необычными вещами заведения было желание Мурей изменить прямолинейное восприятие широкой публики Америки современного индустриального дизайна. Столь необычная идея оказалась на редкость удачной, и «Мосс» очень быстро приобрел международную известность. Представленные здесь вещи и идеи мгновенно заинтересовали совершенно разных людей во всем мире: от профессиональных дизайнеров до студентов, от знаменитостей и миллионеров до обычных туристов, случайно проходивших мимо. Магазин быстро перерос свой камерный размер и в 1999-м он уже занимал площадь в 10 раз большую первоначальной. В его ассортимент входят самые разнообразные и всегда оригинальные вещи. Это и суперсовременная мебель от итальянских изготовителей,  и футуристические светильники, и авангардные декоративные украшения, часы и ювелирные изделия самых оригинальных моделей и стилей, уникальные книги и даже покрытия для столов. Теперь «Мосс» нельзя назвать просто магазином, скорее это место презентаций новых идей в дизайне, место решения интересных задач по созданию уникальных интерьеров и музей необычных, не всегда функциональных вещей.

Рестораны в Сохо, как все в этом районе, напоминают о связи времен. Заведение по адресу Принц-стрит, 94, где сейчас расположено Фэнелли кафе (Fanelli’s Cafe), открыло свои двери для посетителей еще в 1847 году (еще одно из самых старых кафе в Нью-Йорке). В 1922 году его купила семья Фенелли и назвала своим именем. В 1982 году кафе еще раз поменяло хозяев, но название и стиль сохранились до наших дней. Оно пережило времена Сухого закона и, как многие в то время, достаточно успешно подпольно торговало спиртным, подвергаясь время от времени полицейским облавам. Значительно хуже пришлось заведению в конце 90-х, когда ввели запрет на курение в барах и ресторанах Нью-Йорка. Богемная публика, считавшая это кафе практически своим домом, приуныла и поредела. Атмосфера хоть и очистилась от никотина, но потеряла былую непринужденность. В наши дни она претерпела изменения и от нашествия туристов, приезжающих в Сохо за модными обновками. Но тем не менее, кафе остается законодателем стиля среди ресторанов этого района.

Продолжим знакомство с историческо-кулинарными достопримечательностями Сохо на той же улице в уютном ресторане с хорошей средиземноморской кухней – Savoy (70 Prince Street) или буквально за углом – в лучшем в Нью-Йорке французском бистро Balthazar  (80 Spring Street). Оба ресторана высоко котируются у гурманов и относятся к среднему ценовому диапазону. Оба уже не один год держатся в первой десятке самых популярных ресторанов города и окружены ореолом романтической и кулинарной славы.

 

Чтобы составить наиболее полное представление о Сохо, стоит заглянуть в магазин-ресторан деликатесов под названием  Delicatessen  (54 Prince Street), интерьер, цены и обслуживание здесь очень демократичны, а американская кухня отличного качества.

Еще одно интересное место расположено на углу Брум-стрит и Вустер-стрит (Wooster st), это Vintage New York Winebar (482 Broome Street), в котором продается вино, изготовленное исключительно в штате Нью-Йорк. Мало кто знает, что нью-йоркские виноградники позволяют производить более 400 миллионов бутылок вина ежегодно. Поэтому визит сюда может стать настоящим открытием: на полках стоят десятки сортов – от рислинга и каберне до гевюрцтраминера и игристой шипучки. В глубине магазина находится стойка, за которой, заплатив небольшую мзду, можно дегустировать любые пять вин на выбор. Продавцы с удовольствием вас проконсультируют и подарят на прощанье Long Island Wine Gazette.

  • И еще один ресторан  с бесподобной французской кухней – Mercer Kitchen, 99 Prince Street (Between Mercer & Green Streets). Шеф-повар в нем Жан-Джордж Вонгеричтен известный своими непревзойденными соусами и рыбой. Этот ресторан расположен под тротуаром, посетители, ожидающие заказ, имеют возможность скоротать время и понаблюдать за движением пешеходов через прозрачно-пузырчатый потолок. Не забудьте, что одним из главных напитков заведения считается Мохито, Белый шоколадный Мартини, а их еды попробуйте пиццу с тунцом и васаби, приготовленная в специальной каменой печи.

И напоследок, дабы отдать должное атмосфере богемного Сохо, заглянем в Broome Street Bar (363 West Broadway). Полутемное, слегка обшарпанное заведение, которое открылось в 1972 году, когда в Сохо только-только начали селиться художники, с тех пор практически не изменилось. Вообще, от Западного Бродвея в сторону реки шанс встретить закусочные и магазинчики «художественной эпохи» значительно увеличивается. Особого внимания в этом отношении заслуживает Салливан-стрит (Sullivan Street) – улица, которая когда-то была главной артерией  одного из итальянских районов Манхэттена с центром у церкви Святого Антония Падуанского на углу Салливан- и Хьюстон-стрит. Главной кондитерской здесь считалась Sullivan Street Bakery (73 Sullivan Street), главной мясной лавкой – Pepe Rosso to Go (149 Sullivan Street). Около пятнадцати лет назад таких старых заведений было куда больше, зато теперь здесь можно встретить Джулию Робертс или, постояв в очереди, попасть в один из лучших нью-йоркских суши-баров – Blue Ribbon (119 Sullivan st).

В настоящее время, мы проводим Туры по Городу Большого Яблока в стиле Elegant New York в сопровождении профессионального гида. Эту Прогулку, как и многие другие, вы можете совершить, индивидуально или в группе, с нашим гидом. Присылайте заявку и мы организуем тур в удобное для вас время. Возможно, вас заинтересуют другие туры – читайте-выбирайте.

Все прогулки от первой до 61   можно посмотреть , если нажать здесь. 

Text and photos by Tatyana Borodina

Historical photos – internet resources

Продолжение следует: Tribeca.

First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com