Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной, http://tbphotoart.com

Эту Прогулку вы можете совершить в сопровождении нашего гида. Присылайте заявку, и мы организуем тур в удобное для вас время. Возможно, вас заинтересуют другие туры – читайте-выбирайте.

 

Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 24. The Great White Way

Вдоль 42-стрит – от Брайант-парк до ООН

В одном квартале от Таймс-сквер по 42-стрит находится Брайант-парк. Название парк получил в 1884 году в честь поэта, журналиста и главного редактора газеты New York Post Уильяма Каллена Брайанта, который отдал немало сил озеленению Нью-Йорка и был одним из главных инициаторов создания Центрального парка.

Исторически это место известно тем, что здесь в 1853 году был построен знаменитый Хрустальный дворец (New York Crystal Palace Exposition), в котором, как и в его лондонском предшественнике, проводились выставки инженерного искусства. Самая знаменитая за годы его существования демонстрация достижений научно-технической мысли проходила в 1854 году, когда инженер  Elisha Otis испытывал тормоза своего пассажирского лифта. Но несмотря на то, что Хрустальный Дворец был сделан из чугуна и стекла, он недолго украшал 42-стрит.  Пожар, случившийся в нем в октябре 1858 года, полностью уничтожил архитектурное чудо середины 19 века. На его месте позднее и был разбит Брайант-парк.

 

В период упадка района, вплоть до 80-х прошлого столетия, парк был известен под именем “Шприцевый парк” (Needle Park), потому что здесь всегда можно было купить любые наркотики, не исключая героин. Когда при мэре Джулиани началась интенсивная очистка города от криминала и искоренение порочных привычек, парк вновь обрел свое респектабельное лицо. Теперь он один из самых красивых и уютных в городе. В теплые дни все рассеянные по аллеям стулья заняты прохожими и вышедшими на ланч сотрудниками близлежащих офисных зданий. В парке доступен бесплатный Wi-Fi, что для многих значительно повышает его привлекательность.

American Radiator Building, 40 West 40th Street

В парке находится несколько уютных кафе. Летом на центральной лужайке устраивают концерты и показы киноклассики, зимой заливают каток, а в предпраздничные дни разбивают городок мини-магазинов, торгующих дизайнерскими, очень симпатичными и нестандартными товарами, такими как  оригинальная бижутерия, стекло, керамика, картины, фотографии и многое другое.

В сумерки, когда в зданиях только-только включают свет, из Брайант-парка открывается один из самых романтичных нью-йоркских видов: кольцо темных башен-домов с яркими огоньками окон, мерцающих сквозь ветви старых деревьев.

Окружающие парк дома интересны, как коллекция зданий различных архитектурных эпох Нью-Йорка.

С южной стороны парка стоит Радиатор-билдинг (American Radiator Building, 40 West 40th Street)  – один  из самых старых сохранившихся здесь домов (построен в 1924 году архитекторами John Howells и Raymond Hood). Это здание по праву можно назвать одним из самых эффектных и экстравагантных в Манхеттене. В нем на редкость удачно соединены готический стиль и модерн. За счет черного с золотом фасада здание напоминает мрачный утес и кажется романтичным и слегка загадочным, поблескивая сквозь ветви старых деревьев парка.  Дом не покрыт краской, а необычный цвет кирпичей, использованных для наружной кладки стен, достигался  путем погружения их в раствор марганца. Сейчас в этом здании находится фешенебельный отель Bryant Park.

Напротив, с северной стороны по 42-стрит, стоит изогнутая «черно-белая пластина» W.R.Grace Building (1974, архитектор Gordon Bunshaft). Это 50-этажный небоскреб 192 метровой высоты. Главной его достопримечательностью являются фасады выходящие и на 42- и 43-стрит. Они дугой вогнуты внутрь и представляют собой два достаточно крутых стеклянных склона, в зеркальных окнах которых причудливо отражаются парк, дома и небо. Эти вогнутые стены можно назвать фирменным почерком архитектора, – такое же здание построено на 57-стрит в квартале между  6- и 5-авеню.

Несколько лет назад закончено строительство  небоскреба Bank of America Tower на углу 42-стрит и 6-авеню, выполненного в стиле пост-модерн. Эта огромная, ассиметрично заостренная кверху стеклянная башня украсила перекресток и стала образцом еще одной архитектурной эпохи в коллекции домов вокруг Брайант-парка.

 

 

Башня Банка Америки (Bank of America Tower) — 54-этажный небоскреб высотой в 366 метров. Проект строительства этого здания обошелся в $1 миллиард. Проект был разработан архитекторами Фоксом и Генслером в расчете на высокую экологическую безопасность и эффективность, сравнимую с лучшими показателями в мире. Первоочередной целью разработки внутреннего дизайна здания также было максимальное обеспечение экологически здоровой атмосферы. Использовалось, к примеру, изолирующее стекло между потолком и полом следующего этажа для сохранения тепла и максимального естественного освещения, и слабая автоматическая осветительная система в дневное время. Кроме того, башня имеет систему накопления грязной воды, которая собирает дождевую воду и очищает ее. Банк Америки также настоял на том, что небоскреб должен быть выполнен в основном из переработанных материалов, которые в будущем опять можно будет утилизировать. И не только воздух, проникающий в здание, подвергается процедуре обычной фильтрации, но и выпускаемый из него должен пройти ту же процедуру. Башня Банка Америки – первый небоскреб, заслуженно получивший Платиновый Сертификат LEED.

W.R.Grace Building and Bank of America Tower

Полюбовавшись на окружающие дома сидя на лавочке в Брайант-парке, продолжим нашу прогулку. Выйдя по 42-стрит на 5-авеню, заглянем в Нью-Йоркскую центральную публичную библиотеку. С фасада библиотека выглядит весьма представительно  – с широкой лестницей, террасой и колонами, она напоминает дворец или, по  крайней мере, городской музей. Символами здания, сооруженного архитектурным бюро Каррера и Гастингса в 1902-1911 годах по ренессансным образцам, служат два каменных льва у входа, имя которым во времена Великой депрессии дал тогдашний мэр Нью-Йорка  Фьорелло Ла Гуардиа: зовутся они Терпение и Сила Духа.

Удивительные подробности о Библиотеке читайте в материале “Под охраной львов”

Нью-Йоркская Центральная Публичная библиотека

Обязательно зайдите внутрь библиотеки. Здесь на втором  этаже постоянно проходят любопытные выставки – фолиантов, автографов, старинных карт и тому подобных сокровищ. А на третьем – читальные залы библиотеки. Они относятся к сооружениям, делающим этот город  необыкновенным и величественным: длинные столы с зелеными лампами, книжные полки от пола до потолка и высокие окна, выходящие на Брайант-парк и придающие залам особый камерный уют.  Зайдя в них, так легко представить себе, как работали здесь Норман Мейлер, Томас Вулф, Лев Троцкий, Исаак Башевис Зингер, Джон Апдайк и десятки других писателей, журналистов, поэтов, историков и философов, живших в свое время в Нью-Йорке.

Одна из приятных особенностей библиотеки состоит в том, что она – в точном соответствии со своим названием – публичная, т.е.общедоступная. Охрана на входе проверит сумку, после чего вы без всякой записи, регистрации, предъявления фотографии, паспорта, диплома или чего бы то ни было еще получаете полный и мгновенный доступ ко всем колоссальным архивам, будь-то главный фонд или фонды специальных кабинетов, в том числе и русского. Все запросы обрабатываются не более чем за двадцать минут, а все каталоги есть в компьютере и доступны и по локальной сети, и через интернет.

В библиотеке можно провести немало времени, но 42-стрит ждет нас, чтобы продолжить свой рассказ об истории и архитектуре Нью-Йорка. Пройдя несколько кварталов от 5-авеню до Парк-авеню, остановимся у  Гранд-централа, что по-русски звучит как Центральный вокзал, хотя для меня это здание так и не стало ассоциироваться с вокзальной атмосферой.

Центральный железнодорожный вокзал (Grand Central Station) был построен архитектурным бюро Уоррена и Уэтмора в 1903-1913 годах. Гранд-централ огромен: поезда прибывают на 67 путей, пассажиры спешат по 44 платформам, пролеты центрального, Вандербильтова, зала вздымаются на 38-метровую высоту и украшены золотыми мозаиками созвездий.

У подножья фасада здания на уровне автомобильной эстакады, построенной в 1928 году, стоит статуя Корнелиуса Вандербильта – самого богатого человека 19 столетия, железнодорожного магната, чьими силами была создана самая большая транспортная сеть США и возведен первый Гранд-централ на 42-стрит в 1871 году. (Рассказ о его жизни читайте в следующем выпуске «Прогулок по Нью-Йорку».)

Вокзал организован предельно рационально, имеет множество магазинов, среди которых большой продуктовый, несколько отличных ресторанов, в частности – Cipriani Dolci на одном из балконов главного зала, и Oyster Bar в подвале, где, по мнению многих ньюйоркцев, подают лучшие блюда из морепродуктов.

Все здесь удобно, продумано и даже роскошно. Вот только в наши дни с центрального вокзала можно уехать лишь в пригороды Нью-Йорка, хотя пассажирооборот все еще остается очень высоким.

А чтобы увидеть один из главных секрет вокзала, надо выйти из здания на запад, на крохотную авеню Вандербильта (Vanderbilt Avenue), и сделать несколько шагов к 42-стрит. В стене обнаружится дверь, которая ведет в совершенно фантастический бар. Он называется The Campbell Apartment (15 Vanderbilt Ave) и занимает бывшую контору железнодорожного магната Джона Кэмпбелла. Темное дерево, витражи над баром и функционирующий камин создают атмосферу двадцатых годов прошлого столетия. По вечерам хорошо одетые леди и джентльмены, уютно устроившись в мягких креслах, проводят время за коктейлем и неспешной беседой. Если сделать предварительную резервацию, легко присоединиться к их необременительному обществу.

О многих других секретах Гранд Централа читайте в Прогулке по Нью-Йорку 57 “Секреты настоящие и придуманные”

Можно не сомневаться, что на протяжении всего пути от Брайант-парка до Гранд-централа Chrysler Building притягивал к себе ваше внимание. А как же иначе, ведь это самый красивый небоскреб Нью-Йорка по мнению большинства экспертов и простых горожан. Но кроме того, он еще и секс-символ города. Почему? А вы внимательней взгляните на него, и вопросы отпадут сами собой.

Chrysler Building был построен 1930 году и в течение 11 месяцев  считался самым высоким зданием в мире. Он уступил это звание в 1931 году, когда закончилось строительство Эмпайр Стэйт билдинга. Высота 77-этажного Крайслера — 319 метров. Однако этот небоскреб интересен не только своей высотой, но и особой элегантностью, и органичными пропорциями, и необычными деталями. Но об этом позднее. А пока отметим, что в 1976 году Крайслеру было присвоено звание Национального исторического памятника США.

Небоскреб Крайслер был создан архитектором Вильямом ван Аленом по заказу Вальтера Крайслера, владельца и главы автомобильной компании, и считается одним из лучших нью-йоркских образцов стиля ар-деко . Интересно, что бизнесмен оплатил строительство лично, а не от лица автомобильной корпорации. Поэтому здание никогда не принадлежало компании, хотя и было её штаб-квартирой до середины 50-х. Но времена меняются, и теперь здание на 90 процентов принадлежит арабской инвестиционной компании Abu Dhabi Investment Council.

История строительства Крайслера весьма символична для конца 20-х годов прошлого века. Оно началось в 1928 году и сразу набрало гигантский темп — в неделю строилось в среднем по четыре этажа, причем за все время не погиб ни один рабочий. Изначальным заказчиком проекта был бывший сенатор Уильям Рейнольдс, который отверг план ван Алена как слишком дорогостоящий. Тогда же этот проект перекупил Вальтер Крайслер, и по его требованию ван Ален увеличил высоту здания, добавив еще несколько этажей. В постройке здания было использовано 3 826 000 кирпичей, что навсегда превратило Крайслер-билдинг в высочайший кирпичный небоскреб в мире.

Строительство было отмечено соревнованием ван Алена со своим бывшим коллегой, архитектором Х. Крейгом Северансом, который в то же время строил на Уолл-стрит, 40 здание всего на 2 фута выше, чем должен был быть Крайслер-билдинг. Страсти кипели, и ван Ален втайне от широкой публики получил разрешение установить на крыше здания 38-метровый шпиль, который был собран прямо внутри уже готового сооружения. Шпиль был изготовлен из специальной нержавеющей стали и весьма органично вписался в дизайн, превратив Крайслер в высочайшее сооружение своего времени, обогнавшее по высоте Эйфелеву башню. И все это происходило невзирая на начавшуюся Великую Депрессию.

А теперь поговорим  о деталях и особенностях Крайслера. Во-первых, его крыша, состоящая из семи радиальных сводов в виде террас, повторявших рисунок автомобильных дисков «Крайслера». Ребристая облицовка из нержавеющей стали расходится своеобразными лучами наподобие солнца. Важнейшую роль в создании этого эффекта играют и многочисленные треугольные окна. Во-вторых, элементы фасада в виде загадочных, и необычных скульптур. На уровне 31-го этажа по углам расположены большие копии эмблем «Крайслера», а на уровне 61-го — огромные горгульи в виде орлов, по паре на каждом углу. Без этих элементов здание Крайслера не стало бы легендарным и не снискало бы славы абсолютного шедевра в стиле ар-деко.

В следующем квартале по 42-стрит находится Дейли-Ньюс Билдинг (Daily News Building , 220 East 42 street). Этот дом, хоть и не столь эффектен как Крайслер, но его можно считать важной вехой в развитии городского строительства.

145-метровoе здание газеты Daily News (Daily News Building) построено Раймондом Худом в 1930 году. В те годы газета имела самый большой в стране тираж и считалась одной из самых влиятельных. Здание Дейли-Ньюс – один из первых небоскребов, построенных без декоративной верхушки, из-за чего многие видят в нем предшественника Центра Рокфеллера. Худ построил этот дом в виде пластины, что позволило ему наиболее рационально использовать выделенный участок земли. Он разместил в одном здании и редакцию, и типографию. Кроме того, здесь очень интересное фойе: в него вставлен занимающий два этажа вращающийся глобус, известный всему миру по фильму 1978 года “Супермен”.  На стене холла прикреплены приборы, которые теоретически должны показывать силу и направление ветра, температуру воздуха и давление на вершине здания, но, к сожалению, они уже давно не работают.

Зимний сад в холле Ford Foundation Building

В близлежащих кварталах можно увидеть еще немало любопытных домов, поэтому не расслабляйтесь и глядите по сторонам, а если увидели что-то интересное, попытайтесь зайти внутрь и осмотреть холл. Как правило, он того стоит, даже если строгий портье скажет вам, что дальше можно пройти только по пропускам. Оглядитесь вокруг, извинитесь и спокойно покиньте здание – впечатление вы уже получили.

Есть еще несколько зданий на 42-стрит, на которые хотелось бы обратить особое внимание.

На углу Второй авеню стоит относительно невысокое 12-этажное кубическое здание из темного стекла. В нем сплошные пилоны и стеклянные стены-окна не вырастают из нижних  этажей, а наоборот – упираются в них. Это штаб-квартира фонда Форда (Ford Foundation Building, 1968). Такой дизайн оказался  в свое время открытием в деловом строительстве. Архитектор Кевин Рош первым придумал навесить офисы с прозрачными стенами по двум сторонам здания, а все остальное место отдать внутреннему зимнему саду, поднимающемуся без перекрытий на высоту всех двенадцати этажей. Обязательно войдите вовнутрь и посидите в этом саду – непрошеные визитеры-туристы  здесь даже приветствуются – место открыто для публики.

 

При выходе из зимнего сада трудно не заметить лестницу, поднимающуюся  вдоль отвесной стены – обязательно воспользуйтесь ею, и вы попадете в еще одно интересное место. Это Тьюдор плайс или как иначе его называют Тюдор-сити (Tudor City)– построенный в середине 20-х годов комплекс из 12 старомодных краснокирпичных домов.

В Тюдор-сити имеет смысл заглянуть по двум причинам: во-первых, взглянуть на элегантный район со своим собственным парком, а во-вторых, удивиться перспективе, открывающейся из сквера, как на запад вдоль 42-стрит, так и на восток, где тихий переулок упирается прямо в стеклянную стену Секретариата ООН, расположенного на Первой авеню. К комплексу ООН можно спуститься по ступеням лестницы имени Натана Щаранского (Shcharansky Steps).

Тюдор-сити

 

И наконец, Ассамблея Организации Объединенных Наций.  Описание этого комплекса – дело долгое и кропотливое. Очень интересно и подробно о нем рассказано на сайте Onliner. Приведем несколько выдержек из статьи. Более полно можно прочесть: http://realt.onliner.by/2011/09/09/darriuss

«В 1947 году большая часть относительно цивилизованного мира еще лежала в руинах, приходя в себя после окончания Второй мировой войны. Именно в это время в Нью-Йорке, на Манхэттене, началось строительство комплекса, который должен был во всех смыслах стать символом новой эпохи.

После образования во второй половине 1945 года Организации Объединенных Наций естественным образом встал вопрос о месте размещения ее руководящих органов. Процесс его решения занял около полутора лет и показал, что нации совсем не такие объединенные, как им хотелось казаться. Была перебрана масса разнообразных вариантов, вплоть до острова на американо-канадской границе около Ниагарского водопада.

Но в конце концов победила алчность нарождающейся международной бюрократии.  Американский миллиардер Джон Д. Рокфеллер предложил ООН подарить ей под штаб-квартиру немаленький участок земли в центре Нью-Йорка, и живописная Ниагара была тут же забыта. Рокфеллер купил этот кусок Манхэттена площадью в 17 акров (690 соток), заплатив за участок 8,5 млн долларов, у крупнейшего тогдашнего местного девелопера Уильяма Зекендорфа.

Концептуальным решением руководства Объединенных Наций был отказ от международного конкурса на создание нового административного комплекса. В духе романтических представлений о мире без войн, еще не разрушенных набиравшей отрицательную температуру холодной войной, вместо творческого соревнования была образована интернациональная группа архитекторов. Ее целью было создание единого проекта в атмосфере братской любви и взаимовыручки. Возглавили группу Уоллас Харрисон вместе со своим ближайшим соратником Максом Абрамовитцом.

В течение года «группа одиннадцати» придумала около 50 эскизных проектов. Однако настоящее соревнование развернулось между двумя архитекторами, чьи фигуры выделяются среди остальных (за исключением разве что того же Харрисона) как будущий комплекс ООН выделялся среди нью-йоркских трущоб первой половины XX века. Речь идет о патриархе современной архитектуры, уже 60-летнем Ле Корбюзье, и пока еще относительно молодом, но быстро завоевывавшем известность 40-летнем бразильце Оскаре Нимейере.

Вариант Нимейера быстро стал фаворитом, что вызвало душевные страдания у Корбюзье, полагавшего себя более известным, заслуженным и  талантливым. Разборки двух выдающихся архитекторов XX века, благодаря изобретательному посредничеству руководителя группы Харрисона, закончились консенсусом. Его итогом стал совместный проект. В этом компромиссном предложении сохранялась идея Нимейера об общественной площади, но комплекс при этом сохранял структурное единство. Нимейер спроектировал здание Секретариата, а Корбюзье стал автором Генеральной Ассамблеи.

Центром композиции является 39-этажное 154-метровое здание Секретариата ООН, облицованное зеленым стеклом, контрастом которому выступают глухие светло-мраморные торцы корпуса. Здесь находятся офисы руководства Организации и многочисленного дипломатического корпуса. Перед Секретариатом, на берегу Ист-ривер расположился Конференц-центр, увенчанный темным куполом.

Именно здесь в узком кругу решаются судьбы мира. Тут заседает Совет безопасности ООН и другие ее подразделения. За Конференц-центром — облицованное известняком здание Генеральной Ассамблеи ООН (габариты 115х49 м) с главным залом для планетарных междусобойчиков на 1800 мест. В правой части комплекса был разбит парк, уставленный со временем разнообразными скульптурными группами. Сейчас тут возведен временный павильон на период реновации основного комплекса.

Еще одним неотъемлемым элементом комплекса является библиотека им. Дага Хаммершельда, достроенная к нему  только в 1961 году.

Образцов монументально-декоративного искусства в комплексе чрезвычайно много, благо 1950—60-е годы были временем расцвета этой темы. Например, лобби для делегатов в здании Генассамблеи оформлено двумя грандиозными панно «Война» и «Мир» бразильского художника Кандидо Портинари.

*

Еще одной характерной чертой оформления интерьеров зданий ООН стали т. н. «дары» правительств стран-членов организации. На практике это означало, что отдельные помещения в комплексе полностью проектировались архитекторами и дизайнерами той или иной страны, преимущественно почему-то североевропейской.

Например, второе по известности среди широких народных масс помещение ООН — зал заседаний Совета безопасности — проектировался норвежским архитектором Арнстейном Арнебергом. Главным украшением зала служит фреска норвежского же художника Пера Крога, изображающая восстающего из пепла феникса, что должно было символизировать послевоенную Европу.

Зал совета по опеке ООН (структура, занимавшаяся колониями и зависимыми территориями) — дар правительства Дании (архитектор Финн Юл). В его декоре очень много дерева, преимущественно ясеня. Даже декоративная скульптура в левом углу, изображающая женщину, выпускающую в свободный полет птичку (по выбору сюжетов западные художники того времени могли на равных соперничать с советскими), тоже деревянная (тик, скульптор Хенрик Штарке).

Автор комплекса Оскар Нимейеру, великий бразильский архитектор, умер в возрасте 104 лет в декабре 2012 года.

При следующей нашей встрече, мы расскажем о жизни Корнелиуса Вондербильта, который был одним из «виновников» начала процветания 42-стрит. А затем, отправимся в Прогулку под заманчивым названием ” Шопинг и Пятая авеню”

Эту Прогулку вы можете совершить в сопровождении нашего гида. Как говориться лучше один раз увидеть и почувствовать, чем 10 раз прочитать. Присылайте заявку, и мы организуем тур в удобное для вас время.
Возможно, вас заинтересуют другие туры – читайте-выбирайте.

Text and photos by Tatyana Borodina.

United Nations Headquarters’s photos from internet resource.

First Walk you can see at: http://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Продолжение следует: Прогулки по Нью-Йорку 26. Aroun Fifth Avenue.
и Нью-Йорк в лицах – Вондербильд

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com