В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию, сломав стереотип мировой культуры о том, что архитектор – это мужская профессия.
Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой. Заха Хадид была не просто архитектором, она была человеком, “переосмысливший законы физики” и создавшим новый мир, где все жесткое кажется мягким, упругое – податливым и гибким, а твердое – текучим.
Помимо узнаваемых канонических построек, Заха Хадид создала уникальный стиль в дизайне мебели, обуви и украшений.Она играла с объемами и линиями, как с пластилином, растягивая и изгибая их, не взирая на гравитацию. Хадид прославилась как архитектор (или, как пишут зарубежные издания, starchitect, от сочетания слов «звезда» и «архитектор»), но работала и в малых формах.
Когда архитектура встречается с модой
Ювелирные украшения Хадид – скульптуры, буквально вдохновленные ее архитектурными объектами. В ее кольцах и ожерельях легко читается тот же плавный изгиб линий, та же выразительная форма, но выраженные в миниатюре. В 2007 году архитектор начала сотрудничество с брендом Atelier Swarovski. Специально для выставки в Милане она придумала ожерелье Celeste – взмах кисти вдоль ключицы, замерший в серебре. Год спустя Хадид представила новую коллекцию, Glace. У колье и браслетов, вдохновленных русским авангардом, органические формы, которые будто находятся в движении, перетекают вдоль запястья. В 2010 году придумала для того же бренда вазу Crista – живой всплеск из стекла и металла.
Ее последняя коллекция, безусловно, ошеломила многих. Заха разработала восемь эксклюзивных драгоценностей для датского бренда Georg Jensen. Капсульная коллекция Lamellae включает в себя кольца и браслеты из чистого и покрытого черным родием серебра, инкрустированные черными бриллиантами.
Одно из колец вдохновлено комплексом зданий Wangjing Soho в Пекине, одним из проектов Захи. Комплекс состоит из трех зданий, форма которых наполнена плавными линиями и изгибами, и напоминает высокие горы. Во время церемонии открытия этого проекта, Заха встретила Дэвида Чу (David Chu), президента и креативного директора Georg Jensen. Его сразу привлекли изделия Захи, поэтому начало сотрудничества было лишь вопросом времени.
Уже после смерти архитектора вышли еще две ювелирные коллекции, работу над которыми она начинала при жизни. Первая – ювелира Георга Йенсена. Весной 2016 года он представил восемь предметов – кольца, манжеты, а также браслеты – в серебре, а осенью перевыпустил их в 18-каратном желтом золоте с бриллиантами. Йенсен признается, что черпал свое вдохновение в архитектурных формах торгового комплекса Wangjing Soho в Пекина, который спроектировала Хадид. Вторая – для бренда Bulgari, который пригласил архитектора переосмыслить свое легендарное кольцо B.zero1. Некогда вдохновленное величием Колизея, в руках Хадид оно обрело новую оригинальную структуру с переплетенными друг с другом плавными линиями.
Обувь
Большая поклонница инноваций Хадид сотрудничал с несколькими обувными брендами, в числе которых Adidas, Lacoste и Melissa. Последний прославился использованием нетипичного для обуви материала – формованного пластика. Экспериментальная коллекция Захи Хадид отличается максимально эргономичным дизайном, который подчеркивает форму ноги, и линейкой великолепных насыщенных цветов, от серебряного до сливового.
Еще один впечатляющий проект – коллекция NOVA для бренда United Nude. Над ней Хадид работала вместе с голландским архитектором Ремом Колхасом. Футуристическая конструкция из хрома сделана методом вакуумного литья и будто бы создана для красивой научной фантастики. Обувь как арт-объект – иначе и не скажешь.
В 2016 году модный бренд Charlotte Olympia презентовал еще одни туфли и сумку по эскизам Захи Хадид. Основатель бренда Шарлотта Деллал начала работать с Хадид в 2015 году, а после смерти архитектора продолжила сотрудничество с Zaha Hadid Design. Предметы выполнены в узнаваемом архитектурном стиле Хадид: черные туфли на платформе декорированы плавными полосами цвета розового золота, а прозрачный клатч, кажется, будто сделан из тонкого стекла и отличается знаменитыми «текучими» формами.
Сумки
Как архитектор с выдающимся вкусом Хадид, конечно, сотрудничала в том числе с домами моды. Ее сумочка Peekaboo для Fendi собрана из нескольких слоев черной кожи и напоминает страницы книги, отсылая к геометрически-выверенным первым проектам архитектора. Более радикальный проект – Icone Bag для Louis Vuitton.
Сделанная из формованного пластика, она декорирована знаменитой монограммой LV, размноженные копии которой будто замерли в движении. Искаженные пропорции добавляют игривости, но сама сумка при этом остается удобной. Последний проект – прошлогодняя коллекция клатчей от бренда Perrin Paris. Работа над началась в 2016 году, но была приостановлена из-за внезапной кончины Захи Хадид. К проекту вернулись лишь спустя несколько месяцев. В лимитированную коллекцию вошли семь моделей. Каждую из сумок украшает ручка-браслет, которая позволяет носить аксессуар на кисти руки. Бюро разработало три варианта украшения, каждое из которых получило свое название — Strae, Loop и Mobi.
Одежда
Несколько лет назад норвежский бренд спортивной одежды привлек Zaha Hadid Design к созданию коллекции осень-зима 2018-2019. В числе особенностей инновационных моделей – бесшовный дизайн, климатический контроль, улучшенное управление влажностью и изоляция с улучшенной воздухопроницаемостью. Кроме того, трико и майки дают максимальную свободу передвижения за счет дополнительного растяжения на коленях и локтях. Руководителями проекта со стороны Zaha Hadid Design стали Маха Кутай и Вуди Яо – именно они продолжили традиции, заданные великим архитектором.
Биография мастера.
Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором.
В 1972, после окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте, Хадид поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите». Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, по его воспоминаниям, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей – особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.
В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects. Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.
Ее проект клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился.
В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик – под влиянием общественного мнения – после полутора лет конфликтов отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993).
Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003) – с этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира, а в 2004 она стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию.
Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МoМА) в Нью-Йорке (1988) в составе группы архитекторов-деконструктивистов, в Гарвардском университете (1994) и даже зале ожидания Центрального вокзала в Нью-Йорке (1995), а также в венском MAK (2003) и нью-йоркском Музее Гуггенхайма (2006). Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности – МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).
Скончалась 31 марта 2016.
Публикацию подготовила Татьяна Бородина.