Светлана Вайс, арт критик, галерист
Нью-Йорк, 2017

 

 

 

Побывав однажды на выставке Елены Лежен, Вы потом всегда вспомните ее работы. Они запоминаются, а для художника это, пожалуй, одно из самых главных достижений. Но прийти к этому можно различными, как художественными, так и иными средствами. Елене Лежен удается это именно силой художественной выразительности своих работ.

Работы Елены Лежен будут представлены 20 апреля на выставке The Ardor of Spring в Caelum Gallery, адрес: 508 W26th St. 3rd floor.

В одном из интервью художница рассказывала, что она практически с самого детства была погружена в атмосферу искусства – она не только училась в художественной школе, а затем и в колледже, но и серьезно интересовалась историей искусств. Она вспоминает, как ее завораживали картины великих мастеров в альбомах с репродукциями, как они вместе с отцом перелистывали страницы, буквально физически ощущая магию цветовой гаммы импрессионистов, искаженное пространство в картинах Эль Греко, символизм Врубеля. Елена говорит, что тогда она еще не осознавала, что именно эти мастера, работы которых удалось тогда увидеть и стали ее первыми учителями.

Рассматривая различные периоды творчества художницы, можно сказать, что таких учителей в ее творчестве было несколько и в работах заметно, как она увлекалась их приемами. На разных этапах своего художественного поиска она пыталась разгадать графические композиции Пикассо, потерю гравитации героев Шагала и даже жесткую абстракцию Кандинского.

Изучить и своими силами проследить работу Мастера – это не только повторить, это значит научиться новым приемам, чтобы потом было проще искать в искусстве свой путь. Чтобы технические навыки позволяли художнику быстро и без усилий воплощать задуманное на холсте, на бумаге, в глине и даже просто в мысленном образе.

Работа Елены “The Family” 2012 года может служить абсолютным доказательством того, что она брала уроки в творческой лаборатории Шагала. А целая ее серия графических работ показывает, что многофигурные композиции графики Пикассо 60-х годов увлекали художницу довольно длительный период. Она пыталась научиться разместить в одной композиции много персонажей таким образом, чтобы они выделялись, но были частью общего сюжета. Каждый бы говорил за себя, но все вместе несли бы единый месседж.

Суть этого композиционного метода в том, что графические фигуры вытекают одна из другой и перо как бы вьется по бумаге не отрываясь, создавая цепочку образов. Наибольшее впечатление такие работы производят, когда рисунок состоит из человеческих лиц и фигур. Чем их больше, тем сильней эмоциональный накал картины.

И здесь нужна не только практика, но и изначальное понимание того, что должно быть «на выходе». Освоить эту сложную технику в конечном итоге можно, но сделать месседж понятным и сильным очень сложно. Судя по тому, что работы художницы останавливают зрителя, это удается.

Одна из картин Елены Лежен – “Connections” 2014 года может служить как бы итогом того, что она достойно прошла практику у таких мастеров как Кандинский и Пикассо. Абстрактная картина, в которой соединились два метода великих абстракционистов: графические профили Пикассо пересечены лучами беспредметной композиции Кандинского. А результатом этого «соединения» стало визуальное появление на картине граней пространства! Возможно, художница имела ввиду иное «соединение» в сюжете – разговор действующих лиц, их какое-то общение, но неожиданно произошел очень познавательный художественный эффект: соединения «Мастеров».

Еще одной отличительной чертой работ Елены Лежен является черный цвет бумаги, на которой она создает свои композиции. Такой прием появился на переломном этапе творчества, когда художница искала новые пути самовыражения и прежние материалы уже не вмещали накопившиеся идеи.

До этого момента Елена увлекалась образными рисунками на камнях. Прожилки и трещины на округлых гладких камешках, найденных на побережье, для художника могут таить целый мир. Для Елены это был мир человеческих лиц: паутина трещин соединялась то в чей-то профиль, то в фигуру человека. Оставалось лишь правильно соединить линии кистью и получалась  графическая миниатюра на каменной основе. Это был процесс скорее не живописный, а исследовательский – поиск и собирание сокрытых образов.

 

 

 

И вот совершенно случайно Елене попался в руки черный лист художественной бумаги и его текстура напомнила ей поверхность камня. И в этот момент она осознала, что давно накопившиеся идеи могут вылиться уже на большее пространство. Работать с черной основой – это значит иметь не только заведомо визуальную глубину рисунка, но и иметь массу ограничений в технике живописи. Чтобы рисовать на черном фоне необходимо учитывать сильное уменьшение прозрачности при наложении красок, увеличение контрастности и другие эффекты, которые совершено по иному работают на белом фоне.

Да и сам выбор черного фона, который художница намеренно оставляет большими полями вокруг своих композиций, является, своего рода, вызовом художника. Его желанием мгновенно захватить внимание зрителя и сообщить ему что-то важное. Так всегда и происходит – в экспозиционном пространстве работы на черном фоне замечаются сразу и зритель просто притягивается к ним. Да, это такой художественный прием – очень действенный, но воспользоваться им можно только когда тебе действительно есть что сказать и технические средства позволяют тебе это сделать.

В тот момент жизни, когда Елена нашла листы черной бумаги она уже была взрослым человеком с непростым жизненным опытом – эмиграция, семья, осложнившиеся отношения между некогда близкими странами – Россией и Украиной, друзья – и там, и уже новые здесь в США, работа, впечатления и многое другое, что накапливается у человека к середине жизни. И если простой человек может отрефлексировать все эти события в беседе и разговорах, то художник обращает свою реакцию в картину. И как он это чувствует, такие он и выбирает краски. Композиция картины укажет зрителю на степень накала рефлексии художником – здесь может быть и бурлящая загруженность образами, когда еще ничего не ясно, и строгие линии, когда все стало очевидным.

Но если к сложным закрученным рисункам добавляется еще и обрамление из черного фона, то можно догадаться, что художнику именно сейчас есть что сказать и он ищет собеседника. В своем интервью Елена рассказывает, что почувствовав большее пространство бумаги, она поняла, что наконец сможет рассказать о том, что у нее накопилось. И каждая работа стала рассказом. Но прежде надо было понять как это сделать.

Художники делятся на тех, кто идет в своем творчестве от сюжетного образа и на тех, кто идет от цветового пятна. Так устроено их видение, такой художественный прием они используют. Картина Елены Лежен начинается с яркого цветового мазка и развивается дальше, в зависимости от того, в какой цветовой гамме она видит сюжетную линию.

Композиционно работы еще напоминают прежние рисунки на каменной гальке – они в большинстве своем очерчены овалом, который плотно заполнен внутри и насыщен красками. В рисунках почти нет прямых линий и острых углов, они пластичны и как бы перетекают одна в другую.

Так как вокруг этого овала художница оставляет черное пространство полей, то создается впечатление ночного неба, на котором как прожектором высвечена какая-то планета. И там, как на экране, как в рампе сцены разыгрывается история – это и есть то событие, о котором и хочет сказать автор.

Помимо работ на черной бумаге Елена Лежен работает и в традиционной технике акриловой живописи на белой бумаге и в этих сериях она уже заполняет все пространство рисунком. Но работы продолжают быть яркими, с открытыми красками и насыщенным цветом, иногда даже с использование золотых и серебряных тонов.

Направление живописи, в котором работает Елена Лежен можно определить как сюрреализм с элементами фантастического реализма. Очевидно, что свои картины она, как бы, перекачивает на бумагу прямо из подсознания. Она не обдумывает сюжет, он уже есть у нее в голове в виде художественно-энергетического сгустка и, слава Богу, у нее достаточно таланта и мастерства перенести это все на полотно.

Работы Елены Лежен будут представлены на выставке 

The Ardor of Spring
International Art Alliance by Elegant New York

April 20th, 2017
5:30pm – 9:30pm

Caelum Gallery, 508-526- W 26th Street, New York, NY, 3rd floor.