Предыдущие прогулки см.: Прогулки по Нью-Йорку. 41. Арт- нуво и Арт-деко.1; Прогулки по Нью-Йорку. 41. Арт- нуво и Арт-деко.2
Автор цикла Татьяна Бородина
Как заведено, Elegant New York, для своих читателей готовит к Новому Году праздничную Прогулку. На этот раз она будет очень традиционной, ведь, вряд ли найдется желающий упустить шанс полюбоваться знаменитыми витринами самых больших универмагов Нью-Йорка.
Открытие праздничных витрин ждут, как начала театрального сезона, пытаясь угадать кто из художников создаст новый невиданный шедевр, какой сюжет будет выбран, какие сюрпризы и трюки порадуют искушенных зрителей.
Когда же премьера состоится, публика стоя перед волшебными окнами будет по-детски затаив дыхание вглядываться в зазеркалье сказочного мира. Взрослые и серьезные люди, будут глубокомысленно кивать головой, обсуждая художественный замысел и креативный подход,и на-последок заключат, что все сделано на высшем уровне, и их ежегодное «погружение в детство» прошло успешно, подарив несколько минут безмятежного счастья.
Наверняка в Лондоне, Париже, Сиднее, Токио или Милане есть свои новогодние диковинки, но Нью-Йорк обладает каким-то особенным притяжением и шармом оставаясь самым желанным местом для новогодних радостей. А прогулка по его нарядным улицам, да и что скрывать, по его магазинам, остается одним из самых заманчивых и беспроигрышных зимних удовольствий.Отправимся и мы по известному маршруту, но не только затем, чтобы поглазеть, но и вспомнить славную историю Нью-Йорка, что, на наш взгляд, придаст Прогулке особое очарование.
Итак, сезон в самом разгаре – начиная с конца ноября и до середины января, многие магазины, особенно, вдоль Пятой авеню, Мэдисон авеню, Бродвея и прилегающих улиц, радуют публику своими магическими «дисплеями»: Bergdorf Goodman, Van Cleef & Arpels, Henri Bendel, Ralf Loren, Saks Fifth Avenue,Cartier, Tiffany & Co, Lord&Taylor, Macy’s и многие другие!
Но знаете ли вы, кто и когда придумал поселить зимнюю сказку в прозаические окна магазинов?
Только в 1800 году стало возможно начать изготавливать оконные стекала достаточно большой площади и в первую очередь это обрадовало владельцев магазинов. Началась повальная мода на огромные витрины, и эра получившая название Windows-Shopping. Но, как ни странно, потребовалось не одно десятилетие чтобы витрины магазинов стали выгодно отличаться от обычного склада товаров, выставленного на всеобщее обозрение.
А начал все Macy’s . Как известно, магазин R.H. Macy of Macy’s был одним из первых и крупнейших в Нью-Йорке универмагов, поэтому не удивительно что именно он в канун Рождества 1862 года первым «пригласил в свои витрины Санта Клауса» чтобы порадовать детишек и привлечь побольше взрослых на свои праздничные распродажи.
Спустя 12 лет, в 1874 году, опять-таки Macy’s, создал в главной витрине магазина сцену из книги «Хижина дяди Тома» с порцелановыми куклами, собранными со всего света. Успех был ошеломительный и уже в к началу 20-го столетия все большие магазина Соединённых Штатов в праздничный сезон создавали в своих витринах сюжетные сцены из популярных книг. Так начались времена «витринных гонок», – каждый магазин стремился перещеголять другой в изобретательности и богатстве оформления витрин.
В 1914 году на Пятой авеню открылся Lord&Taylor, который очень быстро стал одним из самых модных и известных в городе уничермагов, в большой степени именно благодаря своим витринам. Магазин был построен таким образом, что оформление витрин происходило в подвальном помещении непосредственно под каждым окном первого этажа и специальными лифтами поднималось вверх прямо в огромную витрину магазина. Таким образом сцены в окнах менялись каждую ночь, чем привлекали огромное количество посетителей взглянуть на это невиданный до селе чудо.
Saks Fifth Avenue и Bergdorf Goodman так же вступили в борьбу за лучшие витрины в праздничный сезон. Эти более дорогие магазины смогли значительно добавить остроты в «витринную гонку вооружения», хотя, ни один из них не мог долго удержать лидерство. Но конкуренция двигатель прогресса и новый виток в борьбе за красоту и совершенство был сделан с появлением различных механических приспособлений.
А в 1938 году, был сделан еще один новаторский шаг – Lord&Taylor впервые предпочел не выставлять в витрине товары, а украсить ее праздничной декорацией и повесить золотые качающиеся колокола, которые издавали звон (записанный на специальную пластину) синхронно своему движению. Это было настоящее чудо!
Где-то в тоже время, электричество, распространилось в обиходе настолько, что позволило сделать внутреннее освещение витрин. Это был прорыв, – теперь сияющими витринами стало возможно любоваться в любое время суток – освещённые и красиво украшенные они привлекали внимание людей и после закрытия магазинов.
Время шло и универмаги шли в ногу с ним, применяя все более современные технологий и сложные передовые методы в декорировании своих витрин. Широкое распространение кондиционеров позволили придумать новые трюки. Так, например, Далласе Ньюмэн Маркус (Neiman Marcus) использовал фреон для создания эффекта инея на ветвях медного дерева установленного в витрине его универмага.
А в 1950-х годах, в Washington, D.C.’s в витрине магазина Woodward & Lothrop поселили живых пингвинов, чем доставили местным жителям не мало радости.
Чтобы осуществить свои дерзкие идеи, владельцы больших универмагов приглашали для оформления витрин самых знаменитых художники и дизайнеры. Сотни мастеров работали вместе «за кулисами», чтобы на свет появились и просуществовали в течении всего нескольких декад прекраснейшие и сложнейшие композиции и сцены.
“Оформление витрин, на первый взгляд, совершенно бесполезно по сравнению с другими художественными работами, но над этими проектами, в течении своей карьеры, с удовольствием работали такие художники, как Энди Уорхол , Сальвадор Дали , Морис Сендака и Джаспер Джонс», говорил Саймон Дунан, известный дизайнер, творивший за окнами Barneys в течение многих лет.
Кстати, не так давно, австралийский режиссер Баз Лурман, подаривший миру фильмы «Великий Гэтсби», «Мулен Руж» и «Ромео+Джульетта», попробовал себя в амплуа декоратора. Вместе со своей супругой Катрин Мартин он разработал рождественский дизайн витрин нью-йоркского универмага Barneys. Баз Лурман и его фильмы стали известны благодаря необычной подаче уже известных историй. Поэтому его дизайнерскую работу для Barneys ждали с особым нетерпением. Витрины получились точно в стиле Лурмана, на них история сочетается с современностью, сказка с жизнью, а ретро с высокими технологиями.
И на последок добавим: хотя, теперь мы заглядываем в экраны своих телефонов чаще, чем в глубину таинственно сияющих витрин, нет никаких сомнений, что люди, как и прежде, будут собираться перед универмагами, и любоваться великолепными работами художников, создающих каждый праздничный сезон свой недолговечный шедевр. Как говорится: чтобы не происходило, некоторые вещи пусть остаются традиционными.
Счастливого и красивого всем Нового Года!
Татьяна Бородина
P.S. Оформление витрин стало прекрасной традицией, как и экскурсии по местам «трудовой славы» художников-оформителей. Рекомендуем вам 4-х часовый тур по одному из таких маршрутов:
- Central Park’s Holiday Markets
- The multicolored snowflakes of Columbus Circle
- The tree at Lincoln Center
- The World’s Largest Snowflake
- Park Avenue’s “Boulevard of Lights” (bus cannot drive on Park Avenue)
- The Waldorf Astoria
- Madison Avenue’s displays
- The world’s largest Menorah
- The Plaza Hotel
- FAO Schwarz
- 5th Avenue displays
- Rockefeller Center
- Times Square …
Plus, the window displays of:
- Bloomingdales
- Barney’s
- Saks 5th Avenue
- Bergdorf Goodman
- Lord & Taylor
- And, of course, Macy’s
Следующая: Прогулка по Бруклину. За мостом.
Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку. 41. Арт- нуво и Арт-деко.1; Прогулки по Нью-Йорку. 41. Арт- нуво и Арт-деко.2
и Прогулки по Нью-Йорку 39. По 57-й стрит с Ольгой Керн.
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on reprints, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com