Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com
Часть первая.
Планируя Прогулку № 40, мы даже не представляли, насколько объемной она получится в итоге, – как по предложенному маршруту, так и по количеству собранной нами информации. Но мы уже привыкли, что Нью-Йорк всегда преподносит сюрпризы, – в результате, нам пришлось разделить эту Прогулку на две части, которые будут опубликованы с интервалом в одну неделю.
Сегодня в поле нашего зрения архитектура Нью-Йорка конца 19 – начала 20 веков. Как ни парадоксально, но в это время нью-йоркские архитекторы все еще были увлечены «классическим стилем». В Новом Свете царил Боз-арт (Beaux Arts) – в буквальном переводе с французского «изящные искусства» – эклектический стиль, продолжавший традиции итальянского ренессанса и французского барокко с элементами готики и романской архитектуры. А за океаном уже назревали большие перемены – в Париже рождался стиль, в считаные годы покоривший весть мир и практически исчезнувший с началом Первой мировой войны, но положивший начало новой эре архитектуры, где Америке будет принадлежать активная созидательная роль законодателя мод.
Речь идет об Арт- нуво (Art Nouveau), сумевшего нежным «ударом бича» кардинально изменить вкусы публики и открыть дорогу Арт- деко, революционному направлению не только в архитектуре и искусстве, но и в стиле жизни. В Нью-Йорке, может быть, с некоторым запозданием, оба эти течения стали необыкновенно популярны и, если нью-йоркский Арт-деко до сегодняшнего дня постоянно находится у всех на виду , то Арт-нуво не так заметен, но не менее важен.
Прежде чем отправляться в путь, сделаем небольшое отступление, и вкратце опишем каждый из этих стилей, чтобы, гуляя по городу, было проще распознавать героев нашей прогулки – нью-йоркские Арт-нуво и Арт-деко.
Арт-нуво – французское название стиля модерн, в переводе «новое искусство». Но так как сейчас слово модерн чаще используют как термин, определяющий новые современные течения в дизайне и архитектуре, то, стиль возникший в последней четверти 19 века, стало принято называть Арт-нуво.
Самыми характерными чертами Арт-нуво считаются волнообразно изогнутые линии как в строительных конструкциях, так и в декоре, отказ от прямых углов, интерес к новым технологиям и прикладному искусству.
Фирменным знаком Арт-нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста “Удар бича”, созданная в 1895 году. Первоначально работа называлась “Альпийские фиалки”, но, когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с “яростными изгибами обрушивающегося бича”, родился термин “удар бича”, который и стал фирменным росчерком стиля Арт-нуво.
Источниками вдохновения для Арт-нуво, стиля, возникшего в эпоху больших перемен, стали многие его предшественники – это и рококо, и кельтское искусство, поздняя «пламенеющая» готика, а так же яванский батик, этрусская вазопись и, в особенности, японская гравюра. Однако непосредственным провозвестником нового искусства было «Движение искусств и ремесел», возникшее в Англии в 1880-е. Стиль Арт-нуво приобрел интернациональный статус и быстро распространился по всей Европе и обеим Америкам, сохраняя национальные особенности и характерные черты, а также уникальное название в каждой из стран, где он был популярен.
Арт-нуво и Арт-деко принадлежат совершенно разным мирам, хотя по времени их разделяет всего лишь 10 лет.
Арт-нуво элегантен, романтичен и немного вычурен, в нем звучит печальная и сладостная нотка увядания, проглядывает образ безвозвратно уходящего «медленного уклада жизни», невозможного в эпоху скоростей и технологий.
Арт-деко – гимн рациональности нового времени, но его корни крепко вплетены в традиции прошлого. Роскошь и изысканность, пусть в новаторском облике, остаются для этого стиля доминирующими.
Бесспорно, Арт-нуво открыл двери для Арт-деко и… растворился в нем. Именно в Арт-деко нашел выражение стремительный, совсем юный двадцатый век с его скоростью и напором, автомобилями и аэропланами, радио и электричеством. Для выражения этой новой для человечества стремительности и технологичности художники нашли цвета и формы, которые были проще, отчетливее и сильнее тех, что они применяли раньше.
Итак, сравним их:
Арт-нуво изысканно эротичен в каждом изгибе плавных линий, в каждом элементе орнамента.
Арт-деко брутально сексуален и даже немного груб.
Арт-нуво – ассиметричен, ему присуща плавная длинная, практически бесконечная линия, характерно буйство фантазии в растительных орнаментах.
Арт- деко – рационален, ему характерна строгая симметрия композиции, присущи орнаменты из фигур – квадратов, кругов, треугольников.
Материалы Арт-нуво – молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни.
Материалы Арт-деко – полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.
Краски Арт-нуво – приглушенные «природные» цвета, пастельные тона.
Краски Арт-деко – яркие, кричащие, контрастные – сошедшие с полотен Матисса и его друзей -фовистов.
Женщины Арт-нуво изысканы и высоки ростом, они духовно-анемичны или женственно-пухлы, с волнами плавных текучих волос, плавными неторопливыми движениями.
Женщины Арт-деко коренастые и невысокие, крепкого, спортивного телосложения, с короткими стрижками, активные и стремительные
В Нью-Йорке Арт-деко сформировал архитектурный образ города – именно в этом стиле построено большинство его зданий в период бурного роста мегаполиса – с 1926 по 1950 год.
Название стиля Арт-деко происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже – ExpositionInternationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes – где были представлены новые работы европейских дизайнеров. Источником вдохновения для Арт-деко стали искусство Древнего Египта, искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах), искусство Дальнего Востока, такие далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм, этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.
В мире, в своем чистом виде, стиль Арт-деко существовал недолго, всего 15 лет, до начала Второй Мировой войны. Но он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры – именно на его базе возник и развился как конструктивизм, так и современный постмодернизм.
Нужно отметить, что в США этот стиль продержался дольше, чем в других странах и, развиваясь по своему особому уникальному пути, достиг значительных высот как в прямом, так и в переносном смысле – практически все знаменитые небоскребы первой половины прошлого столетия построены в стиле Арт-деко. Американские архитекторы творчески развили основные принципы стиля, внеся в него присущую Америке монументальность и рациональную роскошь.
Рассуждая об архитектуре Нью-Йорка, нельзя забывать о ее особенностях.
Во-первых, она поднята высоко над землей – часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. К примеру, фасад высокоэтажного дома может выглядеть простым и незатейливым вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.
Во-вторых, американские архитекторы периода Арт-деко бывали преднамеренно скупы и рациональны в оформлении экстерьера здания, но расточительны и креативны в оформлении его интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, ну и, конечно, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это как значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, так и творческую фантазию и художественное мастерство. Поэтому, по возможности, старайтесь заходить внутрь зданий, чтобы не судить поверхностно об особенностях нью-йоркского Арт-нуво и Арт-деко.
Итак, о стилях сказано достаточно, теперь можно и погулять по городу, рассматривая нью-йоркские шедевры Арт-нуво и Арт-деко. Хотим предложить вам КАРТУ, которая поможет в поисках “представителей” Арт-деко в Нью-Йорке.
Начнем со здания Chrysler Building, построенного в 1930 году и с тех пор считающегося в мире главной иконой нью-йоркского Арт-деко.
После завершения строительства в течение 11 месяцев он считался самым высоким зданием в мире и уступил это звание только, когда закончилось строительство Эмпайр Стэйт билдинга. Но этот небоскреб интересен не только своей высотой, но и особой элегантностью, и органичными пропорциями, и, конечно, необычными деталями в стиле арт-деко.
Небоскреб Крайслер был создан архитектором Вильямом ван Аленом по заказу Вальтера Крайслера, владельца и главы автомобильной компании. Интересно, что бизнесмен оплатил строительство лично, а не от лица автомобильной корпорации. Поэтому здание никогда не принадлежало компании, хотя и было её штаб-квартирой до середины 50-х. (Подробней читайте в Прогулке 25)
История строительства Крайслера весьма символична для конца 20-х годов прошлого века. Оно началось в 1928 году и сразу набрало гигантский темп — в неделю строилось, в среднем, по четыре этажа, причем за все время не погиб ни один рабочий.
Строительство было отмечено соревнованием ван Алена со своим бывшим коллегой, архитектором Х. Крейгом Северансом, который в то же время строил на Уолл-стрит, 40 здание всего на 2 фута выше, чем должен был быть Крайслер-билдинг. Страсти кипели, и ван Ален втайне от широкой публики получил разрешение установить на крыше здания 38-метровый шпиль, который был собран прямо внутри уже готового сооружения. Шпиль был изготовлен из специальной нержавеющей стали и весьма органично вписался в дизайн, превратив Крайслер в высочайшее сооружение своего времени, обогнавшее по высоте Эйфелеву башню. И все это происходило невзирая на начавшуюся Великую Депрессию.
А теперь поговорим о деталях и особенностях Крайслера.
Его крыша, состоящая из семи радиальных сводов в виде террас, повторяющих рисунок автомобильных дисков «Крайслера». Ребристая облицовка из нержавеющей стали расходится своеобразными лучами наподобие солнца. Важнейшую роль в создании этого эффекта играют и многочисленные треугольные окна.
Элементы фасада в виде загадочных и необычных скульптур. На уровне 31-го этажа по углам расположены большие копии эмблем «Крайслера», а на уровне 61-го — огромные горгульи в виде орлов, по паре на каждом углу. Без этих элементов здание Крайслера не стало бы легендарным и не снискало бы славы абсолютного шедевра в стиле Арт-деко.
Буквально напротив Крайслера находится еще один шедевр в стиле Арт-деко, который трудно не заметить благодаря богато декорированному фасаду нижних этажей, великолепным чеканным растительным орнаментам.
Это Ченин Билдинг (Chanin Building, 122 E 42nd Street at Lexington Avenue), расположенный на углу 42-ой улицы и Лексингтон авеню в Нью-Йорке – пожалуй, один из самых знаменитых небоскребов эпохи конца 20-х годов прошлого века.
Здание было построено одним из самых известных застройщиков своего времени Ирвином Чениным (Irwin S. Chanin) в 1929 году. Строительство длилось всего два года. Отец Ирвина Ченина был выходцем из Российской империи. Проект небоскреба принадлежит архитектурной фирме Sloan & Robertson, при участии Жака Деламарра (Jacques Delamarre)
Высота Ченин Билдинг составляет 197.8 метров , в здании 56 этажей. Здание отделано черным бельгийским мрамором, украшено бронзовым фризом с изображением сцен эволюции и замечательным растительным орнаментом, включающим образы как морских, так и наземных растений, животных и птиц. Своим графическим решением фриз близок к стилю Арт-нуво, так что этот дом может служить примером обоих стилей. Особого внимания заслуживают оформление окон в нижних этажах, которые также представляют собой изысканный образец стиля Арт-нуво.
Верхняя часть здания представляет собой серию контрфорсов, которые в ночное время освещаются изнутри здания. Лобби здания украшено бронзовыми рельефами от Рене Поля Чембеллена (Rene Paul Chambellan), одного из корифеев зиг-заг модерна в архитектурной скульптуре. Бронзовыми орнаментами украшен пол, почтовые ящики, двери лифта.
Рядом находится здание Daily News Building – 220 E42 (между Second и Third Aves), которое также представляет интерес как представитель нью-йоркского стиля Арт-деко.
Это 145-метровoе здание газеты Daily News (Daily News Building) построено Раймондом Худом в 1930 году. В те годы газета имела самый большой в стране тираж и считалась одной из самых влиятельных. Здание Дейли-Ньюс – один из первых небоскребов, построенных без декоративной верхушки, из-за чего многие видят в нем предшественника Центра Рокфеллера. Худ построил этот дом в виде пластины, что позволило ему наиболее рационально использовать выделенный участок земли. В здании очень интересное фойе: в него вмонтирован занимающий два этажа вращающийся глобус, известный всему миру по фильму 1978 года “Супермен”. На стене холла прикреплены приборы, которые теоретически должны показывать силу и направление ветра, температуру воздуха и давление на вершине здания, но, к сожалению, они уже давно не работают.
Честно говоря, практически каждый дом на 42 стрит в близлежащих кварталах построен в стиле Арт-деко, одном из самых популярных в застройке Нью-Йорка 30-50-х годов прошлого столетия. Поэтому советуем, прежде чем отправиться дальше по маршруту в сторону Брайант парка, погулять в этом районе, рассматривая фасады и находя в них примеры стиля, о котором мы ведем сегодня рассказ.
К примеру, остановимся у здания General Electric Building. Дженерал Электрик (570 Lexington Ave). Этот дом спроектированный в 1931 году. 50-этажный, 195-метровый небоскрёб, первоначально известный как the RCA Victor Building. Со стороны Лексингтон-Авеню, здание представляет собой высокую 50-этажную башню в готическом стиле с собственной индивидуальностью, классическое сооружение в стиле Арт-деко. Поднимите голову и как следует рассмотрите вершину небоскреба — она того стоит. На основной части башни присутствует искусная кирпичная кладка, фигурные скульптуры, а на углу у главного входа привлекают внимание черные металлические часы с витиеватым логотипом Дженерал Электрик и парой серебряных рук, соединенных, по всей видимости, символическими звеньями электроцепи. Вершина башни украшена декором в готическом стиле, олицетворяющим радиоволны и с подсветкой, не гаснущей и течение всей ночи.
В этом здании находится достойный внимания китайский ресторан под названием «Мистер К», с великолепными интерьерами, отменым обслуживанием и вкусной едой. Так что в нем можно пообедать, прежде чем оправляться дальше по сегодняшнему, достаточно длинному маршруту.
Но, прежде, чем уйти с Парк авеню, не забудьте остановиться у знаменитого отеля Waldorf-Astoria Hotel – 301 Park Ave., (between E49 and E50). Зайдите внутрь, чтобы оценить по достоинству исторические интерьеры в стиле начала 20 века.
Информационная справка: В конце XIX века двоюродные братья Асторы: Уильям Уолдорф[en] и Джон Джейкоб, будучи не в лучших отношениях из-за наследственной тяжбы, построили в Нью-Йорке два отеля. Первый был возведён Уильямом Уолдорфом в 1893 году на месте отцовского дома и имел 11 этажей. Второй, сооружённый Джоном Джейкобом в 1897 году на месте особняка его матери, состоял уже из 16 этажей. Оба отеля были расположены на Пятой авеню между 33-й и 34-йулицами. Несмотря на семейные распри владельцев, здания были соединены коридором и действовали как единый комплекс, получивший название Уолдорф-Астория. Здания были выполнены в единой стилистике немецкого ренессанса. В них насчитывалось 1300 номеров и 40 холлов, что в 1890-х годах делало Уолдорф-Асторию самым большим гостиничным комплексом Нью-Йорка. В те же годы метрдотель Оскар Чирки разработал салат, который был назван в честь отеля. В 1929 году комплекс был снесён, и на его месте был возведён небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг. Спустя два года немного севернее от прежнего места был построен новый 47-этажный отель под таким же названием. На момент открытия он стал самым высоким отелем своего времени. Уолдорф-Астории обязаны появлением многие новшества в культуре гостиничного бизнеса, в первую очередь, регулярное обслуживание номеров. Также в отеле впервые было проведено электричество в каждом номере, а женщинам позволялось проходить через главный вход без сопровождения мужчин.[1] . В отеле было снято боле 20 художественных фильмов.
Полюбовавшись классическими представителями стиля в районе 42 стрит и Парк авеню, мы отправляемся в Брайант парк, где стоит один из интереснейших образцов Арт-деко – American Standard (Radiator) Building – чёрной гигант, украшенный изысканной золотой отделкой.
Радиатор-билдинг (American Radiator Building, 40 West 40th Street) – один из самых старых сохранившихся здесь домов (построен в 1924 году архитекторами John Howells и Raymond Hood). Это здание по праву можно назвать одним из самых эффектных и экстравагантных в Манхэттене. В нем на редкость удачно соединены готический стиль и модерн. За счет черного с золотом фасада здание напоминает мрачный утес и кажется романтичным и слегка загадочным, поблескивая сквозь ветви старых деревьев парка. Дом не покрыт краской, а необычный цвет кирпичей, использованных для наружной кладки стен, достигался путем погружения их в раствор марганца. Сейчас в этом здании находится фешенебельный отель Bryant Park.
Обратите внимание, что многие здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды. По всей видимости, влияние на архитекторов оказывало то, что в 1922 году весь западный мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Видимо, поэтому всеобщее увлечение архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамиды), Месопотамии (зиккураты) было характерно для архитектуры Арт-Деко.
Еще один дом, достойный внимания в контексте темы Арт-деко – THE 500 FIFTH AVENUE , он находится на углу Пятой Авеню и 42-й Street .
Погуляв по Брайант парку, отправимся дальше в путь к Таймс сквер.
Продолжение этой прогулки читайте: Прогулки по Нью-Йорку. 41. Арт- нуво и Арт-деко.2
Татьяна Бородина
Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 40. Steinway Hall, 57 Street.
и Прогулки по Нью-Йорку 39. По 57-й стрит с Ольгой Керн.
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York online magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on reprints, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com