От Редакции: В преддверии выставки «Tales of Talent», которую проводит журнал Elegant New York совместно с International ArtAlliance 1 декабря в Нью-Йорке, представляем Киру Коктыш, одного из участников нашего вечера. Больше информации о «Tales of Talent» смотрите здесь

Интервью с дизайнером ювелирных украшений Леонидом Вилихиным
вела Ирина Кузницких.

 

 

-Многие ваши изделия выполнены в стиле art-nouveau. Чем привлекает вас этот стиль?

– Art-Nouveau – один из самых универсальных стилей в искусстве в целом, но, конечно главное, что он позволяет наполнить почти каждую работу воздухом догадок, аллюзий, намеков и т.п. Трудно уловимыми, но чрезвычайно важными для создания желаемого имиджа. Словом, “если надо объяснять, то не надо объяснять” – как сказал Мандельштам.kq8a0830

kq8a1418– Мы обратились к вам как к знатоку стиля, в надежде узнать интересные подробности, жаль что вы так немногословны. Может быть вас больше вдохновит разговор о типе женской красоты, которому подходят украшения в стиле Art-Nouveau?

– Как мне кажется , эти украшения подходят тем, чья стилистика в жизни и в образе –  лаконичная, выразительная, сильная линия. Другими словами, об этом стиле можно сказать так – женщина хочет выразить себя немногословно, но полновесно.

-Ваши украшения подходят каждой женщине?

– Ну, не знаю… не уверен – это ведь дело вкуса, и мы здесь спорить не будем. Но нравятся мои работы многим, это единственное, что я знаю. Женщины ведь все такие красивые и все такие разные!

– Конечно, спорить не будем, тем более я согласна, что ваши украшения красивые и разные.  Но скажите для кого вы создаете ваши украшения? У вас есть муза? Кто она?

– Говоря собирательно, моя муза – женщина. 

kq8a1029

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ваши работы часто выполнены из серебра, вы предпочитаете этот материал другим?

– Серебро имеет свои достоинства, преимущественно экономические, но я работаю в разных металлах – от бронзы до платины и, чаще всего, выбор металла – за заказчиком… Рене Лалик – один из отцов-основателей этого стиля, зачастую, работал с латунью, эмалью, стеклом и т.д.. И ничего получалось, знаете ли… чистое искусство у него получалось! «This is a point», как говорят аборигены.

С золотом легче работать, не так ли?

– Легче, но дороже.kq8a1468

 

 

 

– Почему легче? Почему дороже это понятно.

– Легче, потому что при литье внутренних трещин, каверн и прочих скрытых дефектов у высоко каратного золота, возникает на много меньше. Кроме того, некоторые присадки (например, Палладия) помимо очень красивого оттенка, делают его по твердости сравнимым с не закаленным железом. Да и полируется оно лучше и окисляется меньше.

– С чего начинается работа над украшением?

– Это очень индивидуально. У меня, зачастую , со сновидения. Я во сне вижу модель, она, как бы висит на фоне черного космоса, медленно поворачивается в свете разноцветных прожекторов, я вижу все детали, внутренности, как резать, где надо оставить поднутрение, где освобождение, а где и нет… долго рассказывать, но под утро, если я не приму меры, модель исчезает как сон. Если интересно,  другим разом, расскажу об этих своих мерах подробнее.

kq8a1101

 

 

 

 

– Выбор камня происходит, когда дизайн уже придуман, или все начинается именно с камня?

– Все начинается со сновидений. Камень, металл, деньги на их приобретение и т.д. и т.п. – вторичны. Но бывает и так, что камень чуть ли не требует какого-то индивидуального оформления, как, например, в кольце “Утро”, но это реже.

Дело в том, что у меня, скажем так, как бы “говорящая” ювелирка или типа того, где почти каждой своей работой мне хочется что-то сказать. И вот именно эта особенность требует подхода в такой последовательности: захотелось сказать-сновидение-дизайн, опять – сновидение-моделирование-изготовление. Но это очень индивидуально – у каждого мастера свои подходы и свои наработки. У меня –  так, у кого-то – сяк…

 

 

kq8a1574– Какие камни вы предпочитаете и почему?

– Чаще это определяет заказчик, но, если я в, так сказать, свободном полете, то, как императив, предпочитаю неординарные.

– Неординарные – это какие?

– Если речь о жемчуге, то мне лично нравятся Keyshi, Barroco, Mobe и т. п. неправильные формы, как например, в кольце “Жадина” и многих других. Но часто нужны именно идеальной формы жемчужины, как например, в кольце “Разлом” или кулоне “Лили Марлен”.

Если опалы, то свободных форм, как например, в кольце “Марианская впадина”, в комплекте “Сахара” и других. Если граненые, то необычной (исключая, пожалуй, алмазы) огранки самой формы, павильона или вообще старинной грани, например, “Роза”.

Но некоторые работы требуют, как раз, подчеркнуто строгих геометрических форм, как например, комплект “Вечерний звон”… в экспозиции все они будут широко представлены.

-Правда ли, что камни несут свою энергетику и не каждый может носить тот или другой камень?

– Мне кажется, что это уже вопрос религии, т.е. веры. Кто-то в это верит, кто-то нет, поэтому однозначно ответить я не могу,  вероятно, зависит от чувствительности, нервной организации…нет?

kq8a1161– Ваш счастливый камень?

– Ну, для начала, не плохо- бы определиться с тем, что такое счастье… счастливые камни – это т.н. “свои камни”. Вот цитата из библии ювелиров “Драгоценные камни” G.F. Herbert Smith – Late President of the Gemological Association of Great Britain:

Связь определенных камней с месяцем рождения первоначально основывалась на их цвете, и минералы, используемые в качестве “своих камней”, время от времени менялись. Приводимый список рекомендован “Национальной ассоциацией ювелиров Великобритании”.

Ну и дальше следует сам список,  думаю, что у шерпов свой список, у кришнаитов свой и у папуасов – тоже свой.

– Какие новинки есть в вашей коллекции?

– Я стараюсь сделать не одно изделие, а несколько, объединив их в серии. Так больше возможностей для выражения того, что хотелось бы сказать.

Сегодня продолжаю серию “Следы” и, поскольку вопрос о новинках, то это, например, – “След Набокова”, “След камня”, “След Кощея”, “След Моря”, “След Дракона” или “След Малевича-2”.

Сейчас начал серию “Ирифия”, как антитезу линии “Следы”, но об этом говорить рановато – нужно накопить материал… это же свободный поиск, может ничего и не выйдет. В проекте – “Амбивалентности”, однако это пока вообще за горизонтом.

 

 

–  Ваши пожелания гостям выставки перед праздничным сезоном и в Новом году.

– Прийти на выставку с открытым сердцем. Я не преувеличиваю и не стараюсь говорить красивости – именно т.н. “open mind”  лишает предвзятости и стереотипов, и позволяет увидеть нечто большее, чем просто ювелирное украшение.

kq8a1797

kq8a1238

kq8a1539kq8a1650