Будущий мастер ксилографии родился в семье потомственного самурая. Хотя к моменту появления на свет Токутаро (так нарекли художника при рождении) его отец занимал пост управляющего бригадой пожарных города Эдо. Впоследствии имя мальчика изменится еще не раз: по традиции, в Японии часто переименовывали детей, чтобы запутать злых духов. Так,прежде чем стать известным художником Утагавой Хиросигэ, ему придется какое время побыть Токубэем, Дзюэмоном и Дзюбэем.

В семью Токутаро очень рано наведалась смерть. Сначала она пришла за одной из трех сестер. Когда ему было 12, не стало его мамы, в течение года умер и отец. Согласно обычаю, невзирая на юный возраст, мальчик получил по наследству профессию главы семейства. Так подросток стал следить за профилактикой пожаров в замке Эдо. К счастью, эти обязанности оставляли достаточно свободного времени для занятия, которое было ему гораздо более по душе — рисованию. Первую свою работу Токутаро создал в возрасте 10 лет.

Он мечтал обучаться у Тоёкуни — прославленного мастера школы Утагава. Но, по удачному стечению обстоятельств, у того уже было слишком много учеников и для еще одного просто не было места. Удачей это назовут исследователи по прошествии многих лет, так как Тоёкуни считался авторитарным преподавателем, который, скорее всего, не позволил бы таланту Хиросигэ проявиться в полной мере.

Зато позволил другой учитель этой же школы — Тоёхиро. Об этом можно судить по факту, что уже в 15-летнем возрасте ученику было разрешено подписывать свои работы (в Японии некоторые художники шли к этому десятки лет). Так появился псевдоним Хиросигэ: по принятому обычаю, один из иероглифов, его составляющих, взят из имени учителя.

53 станции к успеху
Как и во многих других делах, в процессе обучения мастерству художника японцы не любили суеты. Разные техники и стили изучались долгие годы, и очень часто своего расцвета художники достигали в весьма преклонном возрасте (как это случилось с Хокусаем по достижении 60-летнего юбилея).

Но Хиросигэ постигал искусство гравюры укиё-э экстерном, и уже к 25 годам уверенно держал кисть в руке. Как бы забавно это ни звучало, но свой пост пожарного он оставил лишь в 1823 году. А каких-то пять лет спустя его авторитет в художественном деле был уже настолько высок, что мастеру предложили возглавить школу своего наставника после его смерти.

Хиросигэ отказался — видимо, у талантливого молодого человека были более честолюбивые планы на жизнь, чем обучение искусству гравюры желторотых птенцов. А начал прокладывать путь к славе он по тропинке, которую до него начал протаптывать мастер Хокусай, — на никем не паханной до них ниве пейзажной цветной ксилографии.

На художественный Олимп (если эта древнегреческая метафора применима к японскому искусству) Хиросигэ, можно сказать, въехал на белом коне. Которого, по традиции, каждый год преподносили императору в подарок от военного правительства. Торжественное шествие с конем проделывало путь из Эдо в город Киото по дороге Токайдо. Художник сопровождал процессию в 1832 году, производя зарисовки на каждой из остановок.

Так появилась на свет серия «53 станции Токайдо», наделавшая стольку шуму, что первый тираж исчез с прилавков в течение нескольких недель. Повторная печать цикла уже в виде альбома сделала Хиросигэ знаменитым на всю столицу.

Из учителей в послушники

На пике карьеры художник сталкивается с личными несчастьями, в его жизнь снова начинает регулярно наведываться смерть. Сначала она нанесла визит в 1839 году, забрав с собой первую супругу Хиросигэ. Он женился во второй раз, но по некоторым сохранившимся документам,его начала преследовать повышенная тревожность.

Душевная нестабильность только усилилась после смерти сына Тюдзиро. Видимо, в попытке убежать от трагичных событий и связанных с ними переживаний художник долгое время путешествует по стране, нигде не задерживаясь надолго, и только после десяти лет скитаний возвращается в свой дом.

Когда в 1849 году бренный мир покидает Хокусай, место главного пейзажиста Японии становится свободным, и его тут же занимает Хиросигэ. В его мастерской трудятся множество помощников, и карьера учителя все же настигает художника. Хотя он по-прежнему не благоволит этому занятию, поскольку предпочитал уединенный образ жизни и тишину. Что,впрочем, не помешало ему обучить тонкостям создания гравюр укиё-э в общей сложности более двадцати мастеров.

Судя по всему, такое число потерь близких ему людей все-таки не могло не оставить отпечаток на психике художника. Возможно, у него даже было расстройство, которое сегодня назвали бы депрессией. Хиросигэ начал выражать желание завязать с творчеством, поскольку боялся, что «годы и усталость опозорят его былую славу».

В конце концов он становится буддийским монахом, но продолжает жить в миру. Это решение нельзя было назвать неожиданным, поскольку послушником мастер подвизался еще за десять лет до пострига. К превеликому везению для всего художественного мира Хиросигэ все-таки не нашел силы окончательно порвать с искусством даже несмотря на принятые духовные обеты. Ведь именно в это время он создает наиболее ценное из своих детищ — серию «Сто знаменитых видов Эдо» (1856—1858).

И только лишь после этого, словно завершив свою миссию на земле, Хиросигэ отправляется на последнее свидание с той, что отняла почти всех, кого он любил. Художник прожил очень мало по японским меркам — всего 61 год. Но за этот срок он успел создать почти пять с половиной тысяч работ, многие из которых являются блистательными примерами тонкого,лиричного, деликатного и философского взгляда мастера на мир.

Биография и информация

Утагава (иногда — Андо) Хиросигэ (1797, Эдо (ныне Токио) — 12 октября 1858, там же) — японский художник, мастер цветной ксилографии. По мнению некоторых исследователей,последний великий творец укиё-э, смерть которого повлекла за собой медленное угасание направления. Завоевал широкую известность у себя на родине и далеко за ее пределами благодаря циклам гравюр «36 видов горы Фудзи», «53 станции Токайдо» и особенно — «100 известных видов Эдо». Листами из последней серии Винсент Ван Гог не только украшал стены своей студии, но и перерисовывал их, изучая приемы японской гравюры (12).

Особенности творчества художника Утагавы Хиросигэ: хотя Кацусика Хокусай был первым, кто стал широко использовать пейзажную тематику на гравюрах укиё-э, Хиросигэ удалось наполнять свои пейзажи особым эмоциональным настроем, благодаря чему их иногда называют «портретами местности». В свою очередь, он также привнес в укиё-э чуждую этому направлению тематику: изображение рыб, птиц и цветов (прежде на ксилографиях больше было принято изображать японских красавиц и актеров театра кабуки).

Известные гравюры Утагавы Хиросигэ: «Цветущий сливовый сад в Камейдо», «Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ», «Ирисы в Хорикири», «Воробьи и заснеженная камелия», «Квартал Сарувака ночью».
Источник