Меня вдохновила на изучение вопроса работа Остапа Лозинского, который пишет, как сказала Любовь Михайловна, “сохраняя традиции народной иконописи, орнаментику, народное искусство, колористику”.

А ведь я не знакома с традицией. Как же я могу это оценить?
Впервые тему декорирования домашних икон начала изучать Попова Любовь Михайловна. Она рассмотрела художественные особенности народных икон, проследила влияние стиля барокко на применение народными иконописцами контрастных соотношений в цветовой гамме домашних икон.
Домашние иконы имеют очень тесную связь с бытом и региональными особенностями, и традициями.
Исследователи условно делят иконы на три группы. К первой группе относятся иконы Киевского и Черниговского Полесья, Поднепровья, Слобожанщины, написанные преимущественно на досках. Ко второй группе относятся домашние иконы Подолья, написанные преимущественно на холсте удлиненного формата. Третья группа домашних икон – иконы Западной Украины.До XVIII было очень популярным украшать иконы растительным орнаментом и цветочными узорами, в основном так украшался фон иконы. стилизованными симметричными цветочками, соцветиями и «яблочками», расположенными в верхней ее части. Как правило, в цветочных элементах применяли минимальные художественные средства выражения, в частности подчеркнуто линейные контуры лепестков, выделение серединки. Лепестки и листочки писали живыми, непринужденными, смелыми мазками, применяли «оживку». Среди мотивов декора украинских икон использовались такие стилизованные цветы, как гвоздика, тюльпан, роза, лотос, гранат, крины-лилия, акант и виноградная лоза
Икона, «Богородица Одигитрия».
Дерево, масло. Размер 27 × 39 см.
XIX в. Киевское Полесье.Довольно популярным был мотив тюльпана, который появился в декоре икон как следствие восточных влияний. Исследователи утверждают, что изображение цветка тюльпана появляется на украинских иконах уже в конце XVI века, и далее постоянно меняются в зависимости от взгляда мастера. Мотив тюльпана был распространен в декоре домашней иконы на Гуцульщине, но дополнен лепестками, он был похож на лилию, которая встречается в декоре икон Западной Украины не только на Гуцульщине, но и на Подолье.
Икона, «Богородица Кормилица».
Стекло, масло.
Кон. XIX в. Гуцульщина.
Икона (фрагмент), «Богородица Почаевская».
Холст, масло. Размер 55,5 × 176 см.
XIX вВ XVIII веке барокко приобретает популярность в Западной Европе и, конечно, оказывает влияние и на иконопись. Декор и цветовые сочетания условжняются. Характерной особенностью храмовой иконы стала яркая цветовая гамма, контрастное сочетание отдельных цветных пятен, пышность декора, все это обусловлено таким влиянием. Домашняя икона, также несет в себе влияние барокко, так как храмовая икона была для мастеров образцом. Они, конечно, упрощают многие формы, пытаясь уловить и передать суть.
Икона тридильна «Святой Георгий Победоносец» (I) «Богородица с ребенком» (II) «Святой Николай» (III).
Дерево, масло. Размер 62,3 × 112,3 см.
И пол. XIX в. Киевская обл., Г.. Сквира.Народные художники рисовали домашнюю икону яркими чистыми цветами, почти без их смешивания, особенно в западных регионах Украины. Колорит домашней иконы базировался прежде всего на контрастных соотношениях ярких цветов, оттенках двух-трех основных цветов. У народного художника краски играют, сияют, захватывают взгляд, однако не возбуждают своей яркостью и не утомляют однообразной плоскостностью.
Контрастные цветовые соотношения в народной иконе напоминают космос, ведь благодаря разреженному и безвоздушному пространству космической атмосферы краски приобретают резкую тональность и контрастность без полутонов и мягких переходов.
В период расцвета народной живописи, крестьяне изготавливали краски самостоятельно. Диапазон цветов определялся доступными маляру растениями и землей. Так продолжалось до XIX века, пока крестьяне не стали использовать искусственные краски.
Колорит домашних икон, насыщенность палитры, контрастность цветовых соотношений и манера исполнения различаются в зависимости от регионов. Например, цветовая гамма икон Киевского и Черниговского Полесья, Поднепровья (Черкасской) и Буковины преимущественно теплых оттенков.

Для домашних икон Гуцульщины характерен яркий колорит с использованием пяти красок – две красные, голубая, желтая и белая, – построен на гармоничном соотношении бледно-розовых, голубых, охристо-коричневых, зеленых, черных и белых цветов. Белый цвет на отдельных иконах доминирует и в сочетании с черным, что создает потрясающий декоративный эффект. Кроме того, белый цвет, как самый светлый в цветовой палитре, играет роль тонального акцента и усиливает звучание хроматических цветов (ярко-красной, желто-горячей, синей, голубой, светло и темно-зеленой) и позолоты. Соотношение красного, синего, зеленого, белого, желтого разграничивается графическими линиями черного и белого цветов. Лики и руки святых – белые или бледно-розовые. Цвет фона иконы строится на сочетании ярко-красного с темно-синим цветом.
В гуцульских иконах на стекле графический контур играет важную роль, ведь он разграничивает пятна локального цвета, придавая образам динамики и непринужденности. В иконах преобладает смягчена линия (ведь линии-контуры наносились преимущественно кистью)
Обычно контур нарисован тонкой линией, но иногда, для выделения важных, значимых деталей – изображение нимбов или основных абрисов, он усиленный насыщенной линией. Форма определяется темной (черной) линии, интенсивность и пластичность которой зависит от степени акцентирования реалий одежды, архитектуры, четкого изображения черт лица. Прямые и волнистые линии свободно положенные по форме в различных направлениях. Ритм линий оживляет локальные цветовые плоскости. Тенденция к условному трактовка складок одежды с помощью вертикальных (или другого направления) линий, заштрихованных или белых плоскостей заимствована по технике гравюры. Ритмические штрихи складок на одежде святых отличает иконы Гуцульщины от аналогичных икон Румынии, откуда, как полагают исследователи, и распространилась технология иконописи на стекле.

Икона, «Богородица Кормилица».
Стекло, масло.
Кон. XIX в. Гуцульщина.

Фон домашних икон Гуцульщины и Покутья украшали такие орнаментальные элементы:
– цветочные ветви (ветви – фитоморфни изображение с листьями или без них);
– тюльпаны, в сочетании с «Силезской розой» (кульковиднои формы) (тюльпан – это цветок, в которой, по преданию, было закрыто человеческое счастье, и никто не мог добраться до него, может символизировать также рай, в который человек не мог попасть, пока не пришел Христос и не открыл ворота рая)
– лилии;
– колокольчики (колокола – схематические изображения тюльпаноподобной и других цветов, с расширенными книзу или вверх формами, символизируют пробуждение, духовное рождение)
– розы.

Колорит икон Ивано-Франковской области отличается насыщенностью цветов. Иконы имеют холодную цветовую гамму. Лики и руки святых нарисованы белым или светло-охристые цветами. Черный цвет фона подчеркивает образы святых. Пышные цветы вокруг сюжетного изображения, нарисованные яркими цветами, служат акцентами в иконе, добавляя композиции динамики. Фон иконы преимущественно голубого цвета. Тонкий контур применяется исключительно как средство для обозначения черт лица и рук святых.

В 60-х годах XX века на Прикарпатье появляются домашние иконы, декор которых отмечается детальной проработкой цветов. Декоративность таким иконам предоставляют большие цветы, размещенные в форме венка вокруг сюжета иконы. Растения уже написаны не условно, а каждый цветочек детализирована. Цветы и листочки, нарисованные внизу композиции, большие по размерам, чем цветы, нарисованные в верхней части композиции. Такой художественный прием позволяет сосредоточить внимание на фигурах и ликах святых.

Икона, «Святой Николай».
Стекло, масло. Размер 39,5 × 51,5 см.
XX в. 60-е гг. Ивано-Франковская.

Икона, «Богородица Горящее сердце».
Стекло, масло. Размер 50 × 40 см.
XX в. 60-е гг. Западная Украина (Ивано-Франковская область).

В убранстве иконы преобладают такие цветы:
– розы (в раннем христианстве розу считали символом рая и мученичества. Впоследствии роза была провозглашена символом чистоты и святости и стала атрибутом Девы Марии; красная роза в христианской иконографии символизировала кровь Христа и была эмблемой некоторых святых и мучеников);
– мальвы (мальва в основе имеет 10-лепестковую розетку, 5 больших лепестков и 5 меньших, символизирует любовь к родине, духовную и материальную красоту, чистоту, любовь)
– незабудки (незабудка – это цветок, который символизирует вечное напоминание о Боге);
– василька (василька имеют цвет небесной тверди, цвет пастырского одежды, символизирующие пастырей в народе – колосья, служителей Неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а Богу – демонстрировать свою верность. Когда наступит жатва, все колосья упадет под рукой жнеца, а васильки, которые до сих пор были незаметными, привлекут к себе всеобщее внимание).

Для домашних икон Львовщины характерна небогатая палитра локальных цветов, сочетающиеся в основном в соотношениях оливкового зеленые, серо-голубой, красной красок, белил и червленой. Фон икон имеет цвет оливкового зелени, а также бывает коричневого или серо-голубого цвета. Во львовских иконах преобладают пастельные оттенки. Фигуры определяются черным контуром, но он не является самоцелью, а вводится с тактичным чувством меры. Тональная интенсивность и пластичность контура зависят от потребности акцентировать важные элементы композиции, четко выявить черты лица, придать произведению ритмично-декоративного звучания.

Икона, «Богородица с ребенком».
Дерево, левкас, темпера, золочение.
Размер 72 × 50 см.
II пол. ХVII в. Львовщина.

Для икон Подолья характерно темный фон, преимущественно зеленого, синего или охристого цветов. Цветы нарисованы красным, желтым, белым, зеленым цветами, листочки – зеленым. Контуров нет, смягчены живописные цвета отделяют фигуры святых от темного фона иконы . Подольские иконы на холсте похожи на гобелены (по пастозностью и колоритом родственных цветов).


Иконы, «Христос Вседержитель» (I) «Святая Варвара» (II).
Холст, масло. Размер 64,5 × 40,5 см (I) 65,3 × 38,5 см (II).
II пол. XIX в. Подолья.

Для галицких икон характерными были «розы» ( «розы» – это круглые, разнообразные по размерам пятна, окаймленные линейным пелюсткоподибним серпантином).
Декоративность подольским иконам предоставляют:
пышные цветы, разбросанные пучками, букетами или в виде венков (венки – узоры из различных элементов, которые компонуются по кругу или венчают композицию вверху, символизируют победу над смертью и сатаной, а также святость замученных за веру)
пальма и венок (пальма и венок в сочетании означают победу Христа над досрочным миром)
растения, похожие на пальмовые ветви или колокольчики;
ветви – кисти (Западное Подолье) (кисти – мотивы, в которых цветки компонуются соцветиями или букетами);
цветы нечеткой треугольной формы (несколько напоминают колокольчик) на веточке с пучком листьев-лилий, которые произвольно разбросаны по плоскости иконы ;
элемент орнамента «яблоко» ( «яблочки» – цветки округлых очертаний, иногда с явно обозначенными лепестками, они состоят из округлой пятна, которую сверху украшают каплевидные или сегментоподибнимы мазками, имитирующие лепестки, серединку рисуют из разных по величине точек (большая точка – посередине, мелкие – вокруг) или точек и штрихов, символизируют солнце).

Икона тридильна «Распятие с Богородицей и Иоанном Богословом» (II) «Святой Стефан» (I) «Святая Варвара» (III).
Холст, масло. Размер 63,5 × 144,6 см. И пол. XIX в. Восточное Подолье.


Фрагмент
«Распятие с Богородицей и Иоанном Богословом» (II).


Икона пьятидильна: «Святой Николай» (I) «Благовещение» (II) «Коронация Богородицы» (III) «Моление Христа о чаше» (IV) «Святая Варвара» (V).
Холст, масло. Размер 62,3 × 180 см.
Кон. XIX – нач. ХХ в. Подолья.

Орнаментальный элемент «яблоко» на подольских иконах имеет стебель с листьями (листья обычно перисто, перцеподибну, геометризованные, ромбовидную, округлую формы).
На иконах Умани случаются изображения трехлепестковая цветка, лепестки которого обведены белым контуром, а середина заполнена красным или темно-синим цветом. Такой цветок имеет длинный стебель, большие листья светло-зеленого цвета.
Цветочные мотивы на иконах будто перенесены из настенных росписей. Растительный орнамент, кроме того, живописно оживляет и заполняет пространство иконы, имеет и знаковое нагрузки. По представлениям подолян, рай – это цветущий сад.


кона тридильна: «Святой Николай» (I) «Тайная вечеря» (II) «Святая Параскева» (III).
Холст, масло. Размер 59 × 168 см.
XIX в. Восточное Подолье.


Фрагмент
«Тайная вечеря» (II).

Домашние иконы юго-восточного Полесья отличаются смягченной пастельной цветовой гаммой, построенной на оттенках, преимущественно зеленых (зелено-желтых, зелено-голубых), реже – красного цвета. Фон икон преимущественно зеленого, зелено-желтого, реже встречается красно-коричневого цветов.
Декоративную роль на буковинских иконах выполняет цвет. Контрастные сопоставления ярких, чистых цветов придают иконе декоративных качеств. В основном это иконы с теплой цветовой гаммой. Темный колорит фона контрастирует со светлыми и яркими красками элементов орнамента. Фон является определяющим и имеет темно-зеленый или синий цвет. Кое фон окрашивали светлыми охристыми, желтыми оттенками. Тела и лица – белые, контрастируя с фоном, создают впечатление апликативности. Элементы декора нарисованные желтым, белым, красным, розовым, зеленым, голубым, черным цветами.
Орнамент родственный с орнаментами народных икон на дереве XIX века из центральных и восточных областей Украины, с рисованными орнаментами на сундуках, образцами керамики и т.д. Народные иконописцы размещали стилизованные растительные формы на одеждах святых и на фоне иконы. Рисовали в основном такие цветы: колокольчики, лилии, шафран, условные цветы, среди которых чаще всего встречается «лук» ( «лук» – цветок в разрезе).
На фоне многих икон нарисованы звездочки (преимущественно из восьми лучей), иногда они напоминают кресты. Есть иконы, где декором служит аркообразный фон.


Икона, «Святой Николай, Распятие, Архангел Михаил».
Фанера, масло. Размер 41,5 × 63 см.
Кон. XIX в. Западная Украина (Буковина).


Икона, «Богородица с ребенком, Распятие, Святой Николай».
Фанера, масло. Размер 44 × 70 см.
Кон. XIX в. Западная Украина (Буковина).


Икона, «Святые Екатерина, Николай, Прасковья».
Стекло, масло. Размер 32 × 42,5 см.
Нач. XX в. Буковина.

Как и в иконах Гуцульщины, так и в иконах Буковины контур имеет большое значение, ведь главная его роль – технологическая. Тонкий, «живой», динамичный контур отделяет локальные плоскости цвета, придавая композиции контрастного звучания, а также усиливает насыщенную линию, приведенную цветом с помощью кисти для выделения важных деталей. Контур декора преимущественно темных оттенков (коричневого, черного цвета). Одежда святых всегда окаймлен желтым цветом и декорирован с помощью техники штриховки прямыми и волнистыми линиями, которые чередуются.

Иконы Киевского Полесья отличаются сдержанной цветовой гаммой, открытыми травянисто-зелеными, терракотовыми, желтыми оттенками, оживленные белыми или черными локальными пятнами . Но сдержанный колорит, как правило, построен на контрастах. Цветы нарисованы красным, пурпурным, розовым, оранжевым, желтым, синим, коричневым, иногда зеленым цветами. Элементы орнамента ( «яблоки») – красным, иногда синим цветами. Фон иконы преимущественно темно-коричневой или красно-коричневой краски. Контуры нимбов и одежду святых окаймленные светлыми крапинками. Этот прием смягчает контраст между темным фоном и белым лицом святого.


Икона, «Богородица с ребенком».
Дерево, масло. Размер 33 × 40,5 см.
XIX в. Киевское Полесье.


Икона, «Богородица с ребенком».
Дерево, масло. Размер 29 × 39 см.
XIX в. Киевское Полесье.

Иконам Черниговского Полесья присущи более сложные цветовые решения, яркие, насыщенные оттенки: изумрудно-зеленый, малиновый, голубой, синий, ярко-белый, насыщенно-розовый . Часто встречаются иконы, колорит которых построено на сочетании двух цветов, в частности желтого и голубого, черного и желтого, черного и пурпурного.


Икона, «Богородица с ребенком».
Дерево, масло. Размер 30 × 40 см.
XIX в. Черниговское Полесье.

В иконах Черниговского Полесья доминируют такие цвета: желтый, потом – красный, темно-синий, розовый. Живописная основа иконы – красный, коричневый, темно-зеленые или ореховое фон. Живописная основа северской иконы – золотое или вохристе фон. Колористическая построение базируется на соотношении светлых оттенков элементов орнамента и темных оттенков фона. Орнамент расписан розовым и оранжевым. Цветы нарисованы широкими белыми мазками, что придает им определенного объема. Цвет листьев и стеблей имеет светлую окраску зеленых оттенков (охра света с желто-зеленым. Одежда святых окаймлено белыми и желтыми цветами, нимбы обведены белыми точечками.
Для икон Киевского Полесья характерны такие орнаментальные элементы:
– симметричные цветочные образования в виде отдельных цветов, соцветий и «яблочек» вдоль нимбов в верхней части иконы (вместо архангелов, пророков, апостолов, святых) .

Орнаментальные элементы имеют цветкоподоный центр, который образуется изогнутым листьями и тычинками, цветы пользователя вполне условно, рама обычно украшена растительным орнаментом.
На многих иконах юго-восточного Полесья орнамент отсутствует. На некоторых иконах одним из распространенных орнаментальных элементов является большой цветок. Цветочный орнамент обрамляет фигуры или лики и одежду святых.

В отличие от орнамента икон Киевского Полесья, семантика декора икон Черниговщины несколько затруднена. Элементы обычно размещаются в верхней и частично в средней частях иконы. Цветы икон Черниговского Полесья обрамлены листьями и является образцом не геометричной изоморфной трактовки растительных изображений, иногда они нарисованы довольно натуралистично. Все составляющие растительного орнамента акцентированы: листья сплетаются в единый венок, в центре которого розовый шар с белой серцевинкой. Также листья орамляются белым контуром, свернутым таким образом, что они превращаются в лепестки цветка.
Характерным признаком икон Черниговского Полесья является плотно декорировано фон, на котором кроме условных растительных элементов, нарисованны рельефные золотистые завитки (закрутки) – спиралевидные элементы, которые могут применяться в одиночку или зеркально симметричными парами. Рельефный стилизованный растительный орнамент, вероятно заимствован из тогдашних барочных тканей.


Икона, «Святой Николай».
Дерево, масло. Размер 51 × 39,5 см.
XIX в. Черниговское Полесье.

Бывают иконы, где фон разделен на сегменты ромбовидной формы, которые также декорированы рельефными золотистыми штрихами или завитками .

Икона, «Богородица Ахтырская».
Дерево, масло. Размер 52,5 × 44 см.
XIX в. Черниговское Полесье.

Орнаментальный декор икон Черниговского Полесья составляет следующие элементы:
– большие многолепестковые цветы, похожие на астры (астры – 8-лепестковые розетки, от каждого лепестка которых отходит под углом в одном направлении по кругу дополнительная лепесток, образуя как бы двойной гаммадион);
– ромашки (ромашки – фитоморфные мотивы, близкие к натуре);
– мальвы;
– пионы (пион – схематические изображения лотосоподобных цветков в продольном и поперечном сечении, символизирует зрелость)
– «Яблочки».
«Яблочки» нарисованы с применением на них округлых, спиральных мазков. Вокруг «яблочек» нарисованы листочки с округлым или остроконечным завершением. Листочки расположены в порядке увеличения их размера (по центр вертикальной осью – самые листочки, по центральной горизонтальной – маленькие). С четырех сторон «яблочек» нарисовано преимущественно по три листочка. В некоторых иконах «яблочки» размещены ромбовидно (четыре цветка по углам ромба, пятая – в середине) по обе стороны от изображения святого. Похоже, ромбовидный орнамент был заимствован из семантики тканых и вышитых полотенец, которые декорируются цепочками ромбов разного размера.


Икона, «Богородица Одигитрия».
Дерево, масло. Размер 31 × 39,5 см.
XIX в. Черниговское Полесье.


Икона, «Христос Вседержитель».
Дерево, масло. Размер 30 × 39,5 см.
XIX в. Черниговское Полесье.


Икона, «Богородица Одигитрия».
Дерево, масло. Размер 31 × 39 см.
XIX в. Черниговское Полесье.

Колорит икон Поднепровья (Черкасской) строится на гармоничном сочетании преимущественно белого, красно-коричневого, желтого и зеленого цветов. Реже встречается синий. Фон иконы, как правило, коричневого, зеленого, иногда желтого или синего цветов. Элементы декора иногда обведены белым контуром.


Икона, «Недриманне глаз».
Дерево, масло. Размер 36 × 26,6 см.
Кон. XIX – нач. ХХ в. Черкасская обл., Каневский р-н, с. Яблоновка.

Слобожанская икона имеет колорит теплых и холодных оттенков, построен на контрастных тоновых соотношениях между цветом фона и цветом фигуры святого (на темном фоне – светлый образ святого, в светлом фоне – темная фигура). Фон иконы обычно холодных оттенков: серого, серо-голубого, охристого, зеленого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, голубого, сине-зеленого, темно-синего, синего цветов. Также встречаются иконы, фон которых написано темно-красным, красно-коричневым, светло-коричневым цветами. Элементы орнамента нарисованы красным (маковым), розовым, реже – желтым и фиолетовым цветами.


Икона, «Богородица Покрова».
Дерево, масло. Размер 35,5 × 28 см.
XIX в. Слобожанщина (Полтавская).

Народные иконописцы при написании домашней иконы всего использовали красный цвет. Это можно объяснить тем, что красный символизирует жизнь в разных ее проявлениях. Красный – это цвет огня, который ассоциируется со светом и теплом. Этот цвет принадлежит к архаическим, ведь является первым цветом, который влияет на пробуждение чувства цвета у детей и первобытных людей.
Второй по значению цвет, который часто использовали сельские художники, – синий. Между красным и синим существует определенное напряжение, внутренняя борьба, ведь, если красный цвет активный, синий спокойный, погруженный в себя. Сочетание красного и синего цветов являются любимым в лубочному наивном искусстве. Поэтому неудивительно, что в народной иконе они занимают первое место.
Кроме красного и синего цветов, художники также использовали черный – для усиления интенсивности других цветов. В народном иконописи черный цвет часто применяется в качестве фона, чтобы достичь высокого декоративного эффекта: пурпурная пятно, превращенная с помощью нескольких мазков белил в стилизованную розу, пламенеет на черном фоне, круг нимба пылает золотисто-желтым светом.

В домашней иконе и народной картине почти не встречается фиолетовый цвет, хотя получают его, смешивая красный и синий. Это, наверное, связано с тем, что фиолетовый является самым сложным из всех цветов, и в живописи его начали использовать последним. Фиолетовый цвет в христианстве символизирует духовные страдания. В связи с тем, что крестьянское жизнь была наполнена трудностями, они интуитивно избегали сложных, смешанных цветов, расписывая дом, утварь и иконы яркими чистыми цветами. Фиолетовый цвет в домашней иконе появляется в конце XIX – начале XX века только в росписи мелких деталей, элементов орнамента. Например, на Полтавщине фиолетовым цветом рисовали цветы или «яблочки».

Насыщенный колорит иконы, лаконизм и орнаментальность ее форм находили отклик в тепло- коричневой гамме керамики, в солнечном экспрессивном орнаменте росписей, в яркой декоративности полотенец с их контрастом белого, красного и черного, создавая спокойную торжественность. Например, сравнение цветовой гаммы полотенец и домашней иконы обнаруживает немало общих колористических качеств между этими видами народного искусства. Как известно, почти везде в Украине иконы украшали полотенцами (должников), особенно на праздники. Возникает вопрос, насколько гармонично сосуществовали в определенном симбиозе эти домашние обереги? Несомненно, предпочтения в выборе цвета и декора в отдельных регионах Украины совпадали. Например, доминантным цветом в вышивке полотенец Центральной Украины является красный, на Среднем Приднепровье к красному добавляется синий, на Черниговщине преобладает красно-черное созвучие цветов, на Подолье – приглушенные тона: серо-голубые, бледно-зеленые, песочные. Яркие цвета использовали мастера Буковины. Такие же цвета в определенных регионах Украины были доминантными и в написании домашних икон.
Немало общих колористических трактовок наблюдаем между росписью свадебных сундуков и домашними иконами. Бесспорно, народные художники при написании икон применяли различные художественные приемы, которые подчеркивали изображения святых покровителей. Контрастное соотношение фона и фигур святых, кайма их фигур различными светлыми и темными контурами сосредоточивали внимание на святых, их ликах.
Многие иконы отмечены тем, что фигуры, лики, нимбы святых обведены белым цветом. Такое обводки светлым контуром символизирует восхождение на святых божественных энергий, Божьей благодати. Ведь святые являются свидетелями Света, и такая возможность им дана Господом за чистоту их сердец. Белый цвет символизирует Божественный Свет в нашем мире, тогда как золотой символизирует Свет по ту сторону Бытия. Народные иконописцы Западной Украине интуитивно или, возможно, пользуясь декоративными приемами построения плоскости, обводили и штриховали одежду святых. Интересно, что на Буковине одежда всегда украшали желтым цветом, и это знак того, что святые излучают свет иного бытия, которое для нас закрыто божественным мраком.
Многие иконы с различным графически-цветовым моделированием изображений святых находим на Гуцульщине и Углу. Исследователь украинской иконы на стекле Оксана Романов-Треска классифицировала гуцульские-покутские иконы на шесть стилистических групп. К первой группе относятся иконы с «белым моделированием», то есть одежду святых на иконе моделируется белыми штрихами. Вторая группа – сочетание белого и черного цвета в штриховке одежды святых. К третьей группе относятся произведения семьи немчик с Богородчан. Иконы, написанные поколением этих народных иконописцев, отличаются белым цветом фона, лики и руки святых часто имеют розовый оттенок. Четвертая группа – это так называемые «красные образы», ​​которые получили название от красного фона иконы и красного тонировки. Но среди этой группы именно покутских икон встречаются иконы, выполненные на зеленом, реже на синем фоне. Пятая группа обозначена хаотичной, смелой линией и живописностью сюжетов. Иногда линии-контуры выходят за пределы очертания фигуры, придает фигурам подвижности, а общему настроению иконы – динамизма и экспрессии. Шестая группа икон отличается от других трактовкой ликов, которые имеют удивленное выражение лица. Еще одним признаком таких икон слишком широкий одежду, расширяется книзу. Это придает образу святого рис могущества и непобедимости.
Используя минимум красок, народный иконописец безошибочно чувствовал цвет, умел вложить в икону определенное эмоциональное нагрузки: сдержанный локальный, теплый колорит в сочетании с монументальностью общего композиционного решения иконы создают настроение спокойной торжественности.