В преддверии выставки «Tales of Talent», которую проводит журнал Elegant New York совместно с International Art Alliance 1 декабря в Нью-Йорке, мы решило узнать мнение художников, участников выставки, о вопросах одновременно философских и художественных.
Мы уверены, что ответы именно на такие вопросы помогут нашим читателям и будущим гостям выставки лучше понять и осмыслить произведения этих талантливых и очень интересных творческих людей.
Четыре художника, четыре мнения, совершенно свободных, искренних и глубоких, вне зависимости от того, коротко или подробно был дан ответ. Обратите внимание, никто из отвечавших не знал, что говорил другой, но во многом их мнения оказались очень созвучны, а в чем-то диаметрально противоположны. Получился своеобразный диалог, обмен мнениями, который, наверняка, окажется любопытным не только любителям искусства, но и тем, кого занимает творчество как таковое.
Формат издания не позволяет опубликовать ответы всех художников в одном материале, но в этом состоит интрига.
Сегодня своим мнением делятся Марина Каширская и Елена Иосилевич, а 25 ноября, слово возьмет Сергей Овчарук.
Вопросы задавала Татьяна Бородина
Марина Каширская и Елена Иосилевич
Художниками рождаются или становятся?
Марина Каширская: Художниками рождаются.
Дети – все художники. Они бессмертны – они имеют огромный выбор дорог и возможностей. От рождения к старости каждый шаг вперёд – потеря выбора. Жизнь отнимает возможности. Искусство позволяет вернуться к моменту, когда выбор еще не сделан.
Творчество даёт возможность прохождения не пройдённых дорог, возможность пережить непережитое, изучить неизученное.
Елена Иосилевич: Художником становятся. Это вопрос практики, наблюдений и способность
выразить то состояние, которое художник ощущал в прошлом или испытывает в данный момент.
Каждый человек при рождении уже талантлив. Но многие, в течении всей жизни, так и не находят возможности, по разным причинам, найти свой талант, то, в чем он мог бы выразиться и проявиться. Поэтому, я уверенна, что художником становится только тот, кто сможет проделать этот колоссальный труда – поиск себя.
Художник – это исследователь или медиум?
Марина Каширская: Художник — это исследователь, наблюдатель. Он ищет смыслы, он -мыслитель.
Елена Иосилевич: Это вопрос философский. Художник – это и исследователь, и медиум. Человек, занимающейся творчеством, должен быть связующим звеном между двумя
мирами – материальным и духовным, а также быть способным искать и найти причину для своего
творения. Причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий.
Многие античные философы изучали причину. Аристотель, например, излагал свое понимание Причины или Начала в труде «О Метафизике». Изучение первопричин и составляет предмет
мудрости. Каждый художник должен быть философом.
Художники, как правило, в течение жизни неоднократно меняют свой стиль, концепцию своего творчества. Присуще ли это вам?
Марина Каширская: При создании картины применяются и технические средства, и профессиональные знания – линия, пятно, форма, ритм линий, пятен, композиция, гармония цвета и т.д. Можно быть профессионалом и иметь яркий и узнаваемый стиль, менять этот стиль в угоду моде и в зависимости от изменений на рынке современного искусства. Я обучала дизайнеров всем этим приемам индивидуального стиля.
Однако, в настоящих произведениях искусства стильность, узнаваемость не всегда делает картину живой.
Душа картины – это её и этическая, и эстетическая составляющие.
Картины художника – это его дети, они похожи друг на друга и все разные.
Не может человек быть постоянно в одном и том же состоянии, с одной и той же эмоцией. А, значит, и картина не может быть в одной и той же цветовой гамме. Есть голубой период жизни, а есть розовый. Смеюсь.
А Пикассо считаю талантливым шарлатаном .
Елена Иосилевич: Человек – создание эмоциональное и физически
непостоянное. Все в жизни меняется, и человек находится в постоянной
трансформации. Хороший пример – Пабло Пикассо, который постоянно менял
свой стиль в течение своего творческого саморазвития.
Что бы вы назвали самой характерной чертой вашего нынешнего стиля?
Марина Каширская: Стиль – я бы многое могла наболтать про стиль, узнавание, манеру подачи, но, по большому счёту, это выпендрёж и профессиональное шарлатанство.
То, чем никогда не проведёшь зрителя, – это Любовь. Это душа вещи, душа картины.
Трудно представить себе, чтобы Рублев без любви писал Троицу, думая, как великолепно будет выглядеть его фирменный голубой цвет…. Этот цвет родился в любви.
Я всегда должна любить, быть увлечённой.
Я меняюсь, взрослею и впадаю в бессмертное детство одновременно.
Муштрую себя – хотя бы часть своих идей осуществлять и сказку делать былью. Для этого нужен спортивный режим и самодисциплина. Мечтаю и фантазирую, а потом строю себя.
Елена Иосилевич: Вопрос непростой. Я всегда восхищалась старыми мастерами периода
Возрождения. Изучала их технику. На данный момент я поняла, что Кубизм или абстрактное искусство — это то, что меня интересует. Мне хочется, чтобы зритель думал, созерцал и был свободен в своем мышлении.
Должно ли быть художнику комфортно в своём стиле или творческий комфорт опасен?
Марина Каширская: Мне комфортен творческий процесс. В момент рисования я увлечена, влюблена. Занятие любимым делом приносит мне ощущение счастья.
Если мои чувства стали созвучны кому-то, это приносит радость.
Елена Иосилевич: Конечно. Творческий комфорт дает человеку возможность не тратить свое время, энергию на ненужные детали во время творческого процесса. Но каждый стиль должен иметь под собой основы знания. Я имею в виду академические
знания. Понимая законы композиции, света и тени, цвета и т.д., дает возможность творить без границ.
Насколько автобиографическая компонента присуща вашему творчеству?
Марина Каширская: Я училась живописи, но начала заниматься ею серьезно только с появлением на свет моего внука.
С ним я вернулась в своё детство, у него училась воспринимать каждый новый день с радостью и удивлением – это вторая жизнь и огромный опыт творческого мышления. Я заново создаю модель своего мира. В картине всегда присутствует мой внутренний диалог – это небольшое сражение внутри себя, это эмоции.
Елена Иосилевич: Все, что я пишу, – часть моей жизни.
Чьё мнение о вашем творчестве вам важно?
Марина Каширская: Оценок я не люблю, как не люблю все казенное и штампованное.
Для меня нет авторитетного мнения в современном искусстве. Все слишком относительно и слишком быстро меняется. Есть нравится и не нравится. Сколько людей – столько мнений.
Я уважаю творческих, талантливых и трудолюбивых людей… Я знаю, что я учусь, я в пути и мне интересно.
Во мне нет амбиций художника, меня увлекает творческий процесс, мой внутренний диалог, поиск смысла и содержания.
Если совсем быть откровенной, мне не важны ничьи мнения. Я не храню работы, не коплю их для персональных выставок, не занимаюсь их подсчетом. Мне интересна жизнь. Мне интересен человек – сотворец.
Мои работы сами быстро находят тех, кому приглянулись. А я радуюсь, что мои чувства с кем- то оказались взаимны.
Я люблю и живу.
Елены Иосилевич: У меня нет конкретного ответа на этот вопрос. Наверное, для меня важно мнение всех людей которые любят искусство. Конечно, мнение семьи, друзей, художников более ценно для меня. Честно говоря, я люблю критику и вовсе не обижаюсь на разные мнения о моей живописи.