Нина Аловерт
Фотографии  Джоана Парссона

Закончились гастроли лондонского театра Мэтью Борн, который после более чем двадцатилетнего перерыва привез в Нью-Йорк еще раз свою постановку «Лебединого озера» П.И.Чайковского.

В наше время в балетном мире усиливается тенденция  восстановления первоначальных постановок классических балетов (я не говорю о результатах, только о тенденции). Параллельно развивается другое направление: современные хореографы используют музыку и либретто  классических балетов для создания совсем другого хореографического и философского произведения. Самым талантливым и оригинальным спектаклем второго направления (из тех, что я видела) является «Лебединое озеро» Мэтью Борн.
Борн сочинил этот балет в 1995 году, получил за него много  премий. В Нью—Йорк театр привозит этот спектакль третий раз. За это время хореограф что-то поменял, но об этом позднее. Балет идет с неизменным успехом, у входа спрашивали «лишний билет».

Балет Петипа/Иванова – романтический, грустный, красивый. Любовь Принца и заколдованной Принцессы-лебедя, хотя и заканчивается смертью героев, но это смерть торжествующей любви, побеждающей все обманы волшебного мира.

«Лебединое озеро» Борн – это совпадение реального мира и волшебного в своем бездушии и жестокости, а мир лебедей напоминает не красивую сказку, а страшный готический роман.

Действие балета Борн переносит в наши дни, по видимому, в английский королевский дворец. Начинается спектакль со сцены, которая является «заявкой» основной темы балета. В спальне Принца над кроватью висит огромное зеркало. Королева-мать сурово прощается с Принцем, не желая обнять его перед сном, и этим нежеланием проявлять любовь предает его во власть иного недоброго мира. В  зеркале появляется образ Лебедя.

Бедный одинокий Принц – мягкий, даже нежный человек. Королева и ее Личный Секретарь муштруют Принца, обучают его жить в строгих рамках этикета, где нет места чувствам. Ему подбирают Подружку, весьма легкомысленную особу, чтобы до свадьбы научила Принца кое-чему. Принцу кажется, что он нашел любящего его человека.  Поход королевской семьи с Возлюбленной Принца и Секретарем в театр – очаровательная, смешная сцена. Не знаешь, куда смотреть: на пародию на романтический балет, которую танцуют «на сцене», или в королевскую ложу, где Возлюбленная Принца (совершенно необученная королевскому этикету) бурно переживает события балета, угощает Королеву и Принца конфетами из кулька и т.д.

Затем следует сцена между Принцем и Королевой, где он насильно пытается добиться от нее материнской любви, но бесполезно (страстный,выразительный дуэт)…   Принц убегает за своей Возлюбленной в какой-то сомнительный бар, где Секретарь в образе папарацци, делает компрометирующие фотографии. Принц видит, как Секретарь дает деньги его Подружке и считает, что она подослана к нему, что никаких чувств на самом деле к нему не испытывает. В полном отчаянье Принц бежит в парк на берег озера, чтобы утопиться. На фонарном столбе висит надпись: НЕ КОРМИТЕ ЛЕБЕДЕЙ! Но Принц ничего не замечает. Он бежит к озеру…а навстречу ему из темных вод выходят волшебные лебеди… Вот тут и начинается сцена из готического романа. Лебеди-оборотни в исполнении мужчин с обнаженным торсом в штанах до колен, покрытых перьями, с черной полосой на лбу производят пугающее впечатление. Нет, это не мужчины, которые танцуют женщин. Хореограф создал образы мужчин – лебедей и поставил танцы, совершенные по пластической выразительности. Танцовщики имитирует некоторые позы и взмахи рук-крыльев, которые сочинил Л.Иванов. Но в исполнении мужчин облик этих полу-людей, полу-птиц по своему даже красив, но страшной, колдовской красотой. Из этой стаи оборотней выделяется один, Главный, который проявляет интерес к Принцу. Принц верит, что нашел среди птиц любящего друга, которого не мог найти в реальном мире.

Не торопитесь с выводами! Это балет не о гомосексуализме во всяком случае, не в этом смысл любви Лебедя и Принца.  Оба героя – мужчины, но сам хореограф предупреждает в одном из интервью, что Принц прежде всего ищет любовь и человеческое тепло, в котором отказывает ему мать. Лебеди скрываются в озере, а счастливый Принц, который думает, что нашел друга, возвращается во дворец. Ах, не кормите лебедей! не любите лебедей!

Бал во дворце также отчасти отвечает старому сюжету: мать-Королева предлагает сыну выбрать невесту. Но не эту Возлюбленную, которая не умела вести себя в театре, только не её! Да и Принц не верит больше в искренность ее чувств. Съезжаются гости, Принц танцует с невестами…и вдруг! На музыку появления Одиллии на сцену выходит антипод белого Лебедя, Незнакомец, как его называют в либретто. Сколько бы я ни рассказывала об этой сцене, невозможно передать ошеломляющего впечатления, которое она производит. Возникнув «ниоткуда», пройдя где-то сзади по краю балкона, на сцену развязной походкой, пританцовывая, выходит современный молодой человек в черных кожаных брюках и черной рубашке. И так велико его сексуальное обаяние, что все женщины на балу, включая Королеву, теряют голову и виснут на этом нахальном самце, как девицы в низкопробном баре.

Лебедь – Метью Болл

Легкомысленная Подружка Принца оказывается среди них самой робкой и целомудренной. Бал превращается в разнузданную оргию, и этим балом правит Личный Секретарь. Бедный Принц, который и узнает своего Друга-Лебедя в этом молодом наглеце, и не узнает, приходит в страшное смятение. Его возмущает поведение матери-Королевы. Незнакомец дразнит Принца видимым сходством с Лебедем и оскорбительным различием. На музыку «32х фуэте» вся масса гостей во главе с Незнакомцем несется прямо на Принца. Принц теряет голову от отчаянья: он убедился, что его Друг-Лебедь, в котором он искал душевное родство, на самом деле такой же, как его окружение во дворце. В исступлении Принц начинает палить из пистолета. И только Подружка бросается к Принцу, чтобы вырвать у него пистолет.  Секретарь достает свой пистолет и, пользуясь суматохой, стреляет в Принца. Но убивает его Возлюбленную. В убийстве обвиняют Принца и утаскивают со сцены. Зрители с трудом переводят дыхание, потому что вся фантасмагория бала держит их в неослабевающем напряжении.

Затем следует малоудачная пантомимная сцена, где с позволения матери, Доктор (он же – Секретарь) определяет у Принца безумие и запирает его в больничной палате. И тогда…и тогда из-под кровати и из углов комнаты выползают лебеди…На этот раз они не просто существа из другого мира, они агрессивно-враждебны и Принцу, и его другу Лебедю, который появляется последним. Эти оборотни и убивают обоих. Какая это потрясающая театрально-балетная сцена! Как выразительно создан пластический “крик” Лебедя над телом Принца! Страшные Птицы исчезают, унося с собой мертвого Лебедя. Вернувшаяся Королева рыдает над трупом сына. А над изголовьем кровати поднимается Лебедь, держа на руках мертвого Принца (дублера, естественно). Своего рода соединение любящих после смерти, но какое страшное!

Сцена и спектакля. Photo by Craig Schwartz.

Бурне создал спектакль такой эмоциональной силы, что после окончания его ещё долго приходишь в себя, как будто вынырнул из водоворота. И тогда начинаешь думать: о чем же этот трагический балет?  Романтический Принц жалок, беспомощен и неспособен жить со своим идеализмом ни в реальном мире, ни в волшебном. Волшебный мир потерял свои романтические черты. Балет 19 века – фантастическая сказка. Балет 20 века – фантасмагория, не оставляющая надежд. Стая лебедей убивает Лебедя за то, что тот хотел завести друга со стороны: а не предавай свою банду! 

Дружеских обществ больше нет, есть профессиональные союзы, шайки и мафии. Ротбарт хотел гибели принца в романтические времена, чтобы сохранить власть над девушками, а Секретарь хочет гибели Принца без всяких видимых оснований. В первом варианте, который мы видели в 1998 году, Секретарь имел прототипом Ротбарта, Незнакомец был его сыном, которого Секретарь хотел посадить на трон. В новой редакции Бурне снял эту мотивировку, предоставив зрителю решать самому… Возможно, Принц ненавистен Секретарю своей добротой и беззащитностью. Сегодня Зло многолико (секретарь, наставник, папарацци, распорядитель бала) и безнаказанно правит миром, так считает автор спектакля. А в современном мире не обязательно иметь причины для ненависти или убийства. Так злободневен этот балетный спектакль!

И все таки что-то осталось нам в утешение. Ещё существуют  “не такие, как все” и даже могут встретиться. Их трагическая встреча – знак надежды. Ещё может проснуться и страдать материнское сердце. Но посмотрев этот современный парафраз старого балета, приходишь к ещё одному выводу: насколько правомернее сочинить балет на старую тему, но с современной хореографией и философской идеей, чем переделывать классическую хореографию в угоду своим амбициям или осуществлять весьма сомнительную идею восстановления балета двухвековой давности.

Лебедь – Метью Болл, Принц – Джеймс Ливелл

Несколько слово об артистах, которых я видела. Метью Болл в роли Лебедя и Незнакомца – прекрасный танцовщик, пластически выразителен, особенно в образе Лебедя. Конечно, я думаю, никто не может сравниться с первым исполнителем Адамом Купером, особенно в роли Незнакомца, его нельзя забыть. Джеймс Ловелл в роли Принца меня разочаровал, он исполнитель хореографии – и только. Николь Кабера – Королева и Фрея Фелд – Возлюбленная Принца – оставили прекрасное впечатление. И вся труппа лондонского балета достойна восхищения.