Тилли Макалистер-Смит
Перевод с 
английского Elegant New York

«Больше, чем любое другие произведения искусства, мода претерпевает радикальнейшее преображение, попадая в коллекцию Метрополитен», – заметил Эндрю Болтон, хранитель Института костюма Анны Винтур, в своем выступлении на превью ежегодной выставки, в этом году носящей название «Спящие красавицы: пробуждение моды». «Мода – это живая форма искусства, требующая задействования большинства наших чувств для ее полного постижения и глубокого понимания».

Выставка «Спящие красавицы» стремится «пробудить чувственное восприятие предметов одежды из постоянной коллекции музея», – добавил Болтон. И действительно, он задействовал осязание, звук и, что примечательно, обоняние, с помощью остроумных приспособлений, традиционных средств и передовых технологий.

Взаимодействие не только приветствуется, но и превращает посетителей из наблюдателей в активных участников. Гости выставки могут вдохнуть молекулы, извлеченные микрофильтрами и воспроизведенные для ароматизации залов и одежд – кумарин, содержащийся в табаке и сене, и бензальдегид, присутствующий в меде и миндале, были обнаружены в винтажных вечерних платьях Dior и Lanvin экспертом по ароматам и консультантом выставки Сиссель Толаас.

Миниатюрное белое цветочное платье от Christian Dior и окружающую его черную резиновую стену можно погладить. Ароматные фоны распространяют запахи по залам. Актер Морган Спектор декламирует в записи стихотворение Джона Маккрея «In Flanders Fields» 1915 года, сопровождая шляпу из глазурованного шифона и черных перьев в виде огромного мака, созданную Филипом Трейси для Jasper Conran. А порой достаточно и самого мастерства исполнения: жакет из шелковой тафты от Pierpaolo Picciolo для Valentino из коллекции Haute Couture осень-зима 2023 года – это гигантская красная роза в полном цвету.

Цветы и сады, без сомнения, стали лейтмотивом выставки. Знаменитый жакет «Ирис» Ива Сен-Лорана,вдохновленный картиной Винсента Ван Гога 1889 года, представляет собой «художественный и технический шедевр, потребовавший 250 метров ленты, 200 000 бусин и 250 000 пайеток 22 разных цветов», – говорит куратор Эндрю Болтон. Раньше одного этого было бы достаточно, чтобы вызвать восхищение. Но для этой выставки проекция высокой четкости, демонстрирующая искусную работу, сама по себе стала произведением искусства.

«Эти украшения были воссозданы с помощью компьютерной графики, процесс, который включал 11 200 кадров»,– добавил Болтон, консультировавшийся с Ником Найтом из SHOWstudio по различным цифровым аспектам выставки и работавший со студией архитектуры Leong Leong над дизайном экспозиции. Искусственный интеллект был привлечен для создания проекций, таких как фильм о диалоге крыльев жука с жакетом Дриса Ван Нотена, а продвинутые анимации деталей, например техник вышивки, представлены словно под микроскопом.

Диалог между историческими нарядами и современной модой оживлен и полон энергии. Словно нежные цветы, нарисованные вручную и отделанные золотой нитью на британском платье «robe à la française» 1740-х годов, превращаются в стремительный водоворот, преодолевая три столетия и украшая белое платье из атласа Loewe осень-зима 2023 года размытыми цифровыми бутонами. 

Loewe выступает спонсором выставки этого года, а креативный директор бренда Джонатан Андерсон был почетным председателем на Met Gala, тема которого — «Сад сквозь время». «Для меня большая честь видеть творения Loewe среди столь значимых экспонатов… Было по-настоящему вдохновляюще наблюдать за работой Эндрю над этой выставкой», — поделился дизайнер. «Я позволю себе немного отойти от сценария. Невероятно трудно взять вещи, которые изначально созданы для людей, и вдохнуть в них новую жизнь. Я думаю, у вас [Эндрю Болтон] самый невероятный взгляд и сострадание к тому, что многие просто не замечают».

“Спящие красавицы” – так называют исторические наряды, которые слишком хрупкие, чтобы надевать их на манекен, и поэтому их рассматривают в лежачем положении. Иногда обсуждение переходит в новые сферы: благодаря специальной версии ChatGPT посетители могут задавать вопросы нью-йоркской светской львице 1930-х годов Натали Поттер о ее эффектном свадебном платье той эпохи.

Одним из ярких моментов выставки, в прямом смысле слова, является светящееся коктейльное платье без бретелек от Undercover, наполненное розами, и созданная искусственным интеллектом фея-жук, выпрыгивающая из книжки с картинками.

В музее представлены новые пожертвования, включая работы Джозефа Альтузарры, Тома Брауна, Филлипа Лима, Пьерпаоло Пиччоли, Дэниела Роузберри и Рональда ван дер Кампа. В экспозиции представлено около 220 предметов, датируемых от XVII века до наших дней, и она является “самой большой и амбициозной выставкой с точки зрения охвата и масштаба, которую мы достигли на сегодняшний день”, подтвердил Болтон.

Выставка “Спящие красавицы: пробуждение моды” продлится с 10 мая по 2 сентября 2024 года в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Тилли Макалистер-Смит (Tilly Macalister-Smith) – британская писательница, редактор и консультант по цифровым технологиям, живущая в Нью-Йорке. Она специализируется на темах роскошной моды, ювелирных изделий, дизайна, культуры, искусства, путешествий, велнеса и многих других. Выпускница Central Saint Martins, она является внештатным редактором Wallpaper* и брала интервью у множества легенд дизайна, включая сэра Дэвида Аджайе, Сэмюэля Росса, Памелу Шамшири и Пита Удольфа, для этого журнала.