Часть 1.                 

Ольга Славнина

Одним из таких чудес, расположенных в живописных горах в западной части штата Массачусетс, представляют собой Беркширы. Многие нью-йоркцы, бостонцы, а также жители штатов Коннектикут и Нью-Джерси приезжают сюда отдохнуть и полюбоваться природой. Замечательный вариант для тех, кто любит красиво и интересно провести свои выходные, благо ехать – то сюда  всего 2-3 часа и от Бостона, и от Нью- Йорка.

Беркширы привлекательны в любое время года! Все здесь радует глаз: темно- синие горы, холмы, покрытые зеленью, горные речушки, водопады… Здорово покататься зимой на лыжах, ну а летом и весной походить по  извилистым тропам. Но самый, пожалуй, впечатляющий по разнообразию красок – осенний сезон.

А знаменитые летние Тэнглвудские фестивали, собирающие тысячи  любителей классической музыки!

И еще: маленькие здешние городки со старинными зданиями, особняками таят множество интересных историй, о которых пойдет мой рассказ.

В уютном городе Стакбридже находится дом – музей одного из любимейших американцами художника- иллюстратора Нормана Роквелла, который с детальной точностью и большим чувством юмора изображал картинки повседневной американской жизни. И благодарные соотечественники не остались в долгу: ежегодно, начиная с 1967- года, в рождественские праздники главную улицу Стакбриджа закрывают для проезда и украшают в точном соответствии с картиной Роквелла «Stockbridge Main Street at Christmas». Гирлянды огней, елочки, обильно увешанные традиционными игрушками. Даже старинные автомобили припаркованы на соответствующих картине местах!

Чтобы еще больше ощутить аромат старины, многие туристы предпочитают остановиться в Стакбридже на два- три дня в гостинице «Red Lion inn”.

А теперь немного истории. В 1773 году на углу длинной пыльной дороги между Олбани и Бостоном открыли маленькую таверну «Red Lion». В ней любили отдохнуть и закусить не только усталые путешественники. Таверна стала популярна и среди местного населения. Здесь собирались, чтобы обсудить насущные проблемы.

В июле 1774 года в таверне была подписана «Резолюция протеста против английских принудительных законов». Местные активисты призывали также к бойкоту английских товаров. 

Старинная вывеска названия гостиницы таит в себе некий смысл: красный лев символизирует английскую корону. Но обратите внимание на львиный хвост: зеленого  цвета крошечный кончик – это дань американской независимости!

 

 

В 1883 году гостиницу приобрели большие любители старинной мебели, посуды и утвари в колониальном стиле. Все это сохранилось по сей день.

Среди легендарных гостей можно назвать американских президентов Мак Кинли,Теодора Рузвельта, Франклина Рузвельта, писателя Натаниэла Готорна, поэта Генри Лонгфелло, а также-  знаменитостей: Джона Вэйна, Тони Беннета,  Опру Винфри.

Даже если вы приехали в Беркширы на 2-3 дня, природа, яркие впечатления и интересные открытия в окрестностях Стакбриджа вам гарантированы!

Неподалеку на огромной территории, охватывающей как Стакбридж, так и соседний Ленокс, расположился «летний коттедж» семейства Вандербильтов -Эльм Корт.

Бурный рост железнодорожного транспорта, в частности, постройка Западной железной дороги Массачусетса в начале 19 века превратили Беркширы в привлекательное место для летнего отдыха богатых промышленников и творческой элиты. 

Летом и осенью  пикники на лужайках сменялись балами с изысканными ужинами и танцами, музыка не смолкала до утра. Было модно и престижно приглашать музыкантов из Нью-Йорка.

Особняки отличались оригинальностью и помпезностью, что было свойственно архитектуре Золотого ( или «позолоченного» как иронично обыгрывает термин Марк Твен) века.

Поместье Эльм Корт, построенное в 1885 году по заказу Эмили Торн Вандербильт и ее супруга Уильяма Слоана, представляет собой гигантское строение  в стиле гальки ( стиль Shingle). 

Дом является национальной исторической достопримечательностью: в 1919 году здесь прошла конференция по обсуждению подписания Версальского договора и была создана Лига наций!

В Леноксе также находится Маунт Хом – музей  писательницы Эдит Уортон, ставшей первой женщиной – лауреатом Пулитцеровской премии.

Ее роман «Эпоха невинности» многим из нас известен по фильму Мартина Скорсезе.

А насмешливое прозвище «Толстой в юбке» закрепилось за писательницей после выхода в свет ее популярного романа «Дом веселья».  Героиню романа сравнивали с Анной Карениной.  Семья Эдит принадлежала к сливкам нью-йоркского общества, нравы которого были писательнице хорошо знакомы. Девушке для обитателей особняков на Пятой авеню считалось неприличным для посвятить себя литературе. Более того, Эдит позволила себе развод, что в ее среде считалось неприемлемым! 

В Беркширах же ее слава дизайнера и автора книги «Убранство домов» (The Decoration of the Houses) превзошла писательскую известность. Она и в самом деле подумывала оставить литерату, тем более, что свой талант Эдит воплотила в величественном и элегантном особняке и прилегающих к нему садах.  

35 комнат дома Эдит декорированы, согласно ее вкусу, в итальянском и французском стилях. Особенно она гордилась библиотекой, где ее частыми гостями и собеседниками были Синклер Люис, Хенри Джеймс, Скотт Фитцжеральд.

В 1911 году после развода с мужем Эдит переехала во Францию. В Париже она вращалась в самых изысканных кругах. В недавно прочитанной мною книге о Сергее Дягилеве я наткнулась на такую фразу: «…Дягилев вновь был в гостях у леди Рипон, и на этот раз там присутствовала английская вдовствующая королева Александра, тетка Николая II, и прочие представители бомонда, в том числе американская писательница Эдит Уортон… Нижинский танцевал для них». 

Вовсе неудивительно, что соседи по Леноксу не только дружили. Это были не простые потребители жизненных благ. Их объединяла страсть к  благотворительности, что, собственно, иллюстрирует мой рассказ. Во время Первой мировой войны Эдит всю свою энергию и связи направила на помощь французам. Вместе со своей подругой Робинсон Смит Уортон организовала поставки медикаментов для фронта. Благодаря своим связям и популярности  Эдит была в числе немногих иностранцев во Франции, которым разрешалось выезжать на передовую и посылать репортажи в американские газеты.

 Смит удалось сделать одни из первых аэрофотоснимков активных боевых действий, которые были опубликованы в New York Times и New York Herald Tribune. В знак признания того, что она собирала средства на покупку ледовых грузовиков для доставки крови раненым солдатам, Смит была награждена орденом французского Почетного легиона. 

 За активную деятельность во время войны, создание американских общежитий для беженцев, организацию Комитета спасения детей Фландрии правительство Франции наградило также и Эдит Уортон орденом Почетного легиона.

Уже известная нам Гертруда Робинсон Смит положила начало музыкальному Беркширскому фестивалю Бостонского оркестра, который ныне известен как Тэнглвудский. Страстная любительница классической музыки, Гертруда в своих мечтах сопоставляла ежегодный летний музыкальный фестиваль в Беркширах с Зальцбургским фестивалем! Это сравненение чрезвычайно рассердило Главного дирижера Бостонского оркестра, бессменного руководителя Тэнглвудских фестивалей Сергея Кусевицкого. Привожу его комментарии по этому поводу, опубликованные в свое время в журнале «Тайм»: «Тэнглвуд намного важнее Зальцбурга… Зальцбург – это для снобов, а вот Тэнглвуд – это определенно не для снобов, это чисто американский феномен, отражающий стремление демократизировать высокую культуру и создать настоящую американскую классическую музыку».

Первые летние концерты 1934 и 1935 годов имели успех. В 1936 году местом проведения стал Холмвуд – поместье Маргарет Эмерсон- вдовы Альфреда Вандербильта. Для поднятия престижа в качестве жемчужины фестиваля был приглашен Нью-Йоркский филармонический оркестр.

 В 1937 году местом проведения фестиваля стало поместье миссис Горхэм Брукс и мисс Мэри Эспинуолл Таппан, переименованное ими в  Тэнглвуд.  «Тэнглвудские сказки»- так называлось произведение любимого писателя Натаниэля Хоторна, гостившего у них в то время.

В августе 1937 года фестиваль открыл Бостонский симфонический оркестр, за дирижерским пультом стоял наш великий соотечественник Сергей Кусевицкий.

 

 В течение трех вечеров фестиваль привлек 15 000 тысяч слушателей. Один из концертов едва ли не закончился крахом всей затеи. Обратимся к статье журнала Berkshire Magazine 1990 года под названием «Мадам Председатель»: «Печально известный эпизод, раскрывающий силу характера Робинсон Смит, произошел в ночь на 12 августа 1937 года, когда гроза остановила фестивальное представление спектакля Вагнера « Полет валькирий ». В статье рассказывается, как Робинсон Смит вышла на сцену, когда оркестр прекратил исполнение и толпа начала спешно покидать свои места, и обратилась к публике, воскликнув: «Теперь вы понимаете, почему у нас должно быть постоянное здание для этих концертов?» За несколько минут было собрано более 30 000 долларов! Уже в следующем сезоне – в августе 1938 года открылся так называемый музыкальный сарай, названный позже «Музыкальным Сараем Кусевицкого». От семейства же Таппан Бостонский симфонический оркестр получил роскошный подарок: поместье Тэнглвуд со всеми прлегающими к нему землями.

Сергей Кусевицкий дирижировал Бостонским оркестром на Беркширском музыкальном фестивале в Танглвуде с 1936 по 1950 гг. Здесь он основал музыкальную академию. 

Еще в России Кусевицкий прославился исполнительской и издательской деятельностью, создав в 1909 году «Российское музыкальное издательство», где впервые опубликовал ранние произведения молодых русских композиторов Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева.

Конрабасист- виртуоз- явление довольно редкое. Выступления Сергея Кусевицкого были сенсацией на родине и за рубежом. Его вклад в музыкальное искусство чтят на родине и по сей день: в Рахманиновском зале Московской консерватории проходят Международные конкурсы контрабасистов “Памяти Кусевицкого”, в Санкт Петербурге работает Академия контрабаса им. Кусевицкого. Его именем назвали малую планету!

В 1920 году семья Кусевицких эмигрировала в Париж. Сергей Александрович продолжил свою издательскую деятельность, выступал с сольными концертами, но главным стало дирижирование. В 1921 году Кусевицкий создал оркестр, с которым начал ежегодные циклы “Симфонических концертов Кусевицкого” в парижской “Grand Opera”.

А в 1923 году маэстро получил приглашение из Америки: возглавить Бостонский симфонический оркестр. 

Кусевицкий принимал деятельное участие в создании Пушкинского общества Америки, сказав как то: “Я теперь американский гражданин, но я все еще люблю Россию”. В 1937 году в дни 100-летия со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина в Бостоне он провел три концерта, в программе которых были произведения русских композиторов.

В годы войны Сергей Кусевицкий создал Массачусетский комитет помощи России. Все сборы от концертов перечислялись в фонд помощи России.

В своем последнем концерте незадолго до смерти Кусевицкий дирижировал Четвертой симфонией Чайковского и Пятой симфонией Прокофьева.

Это был его прощальный привет родине.

Сергей Кусевицкий жил и умер в Бостоне в июне 1951 года, однако похоронен в Беркширах, в городке Ленокс, что неподалеку от Тэнглвуда.

Замечу, что кладбище это протестантское. Помимо надгробных камней где похоронены С.Кусевицкий и его жена- мое внимание привлекла мраморная плита, установленная Израильским Филармоническим оркестром. Этим коллективом несколько лет руководил Леонард Бернстайн – ученик Кусевицкого. А сам Кусевицкий дирижировал оркестром во время первых гастролей Израильского Филармонического оркестра в США в 1950 году.

 Прододолжение следует