Амстердамский Королевский оркестр Консертгебау (Royal Concertgebouw Orchestra, RCO), два выступления которого  состоялись в Карнеги-холле при полных аншлагах, постоянно удерживает верхние позиции в мировом рейтинге симфонических оркестров. Его называют еще «оркестр-совершенство», а о его звучании слагают легенды: оно – узнаваемо среди тысяч коллективов. Уникальность тембра оркестра – заслуга прежде всего музыкантов: их в составе коллектива более 100 из 20 стран. Мировую репутацию оркестру принесло полувековое управление нидерландского дирижера Виллема Менгельберга, включавшего в репертуар  музыку своих современников – композиторов  первой половины XX века: Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского.  О «высокой планке» мастерства  коллектива говорит и то, что за все 130 лет со дня основания оркестра, которые исполняются в этом году, у него было всего шесть главных дирижеров. Одним из них, руководивших коллективом в течение 12-ти лет, до 2016 года, был Марис Янсонс. Седьмой руководитель оркестра – его нынешний дирижер Даниеле Гатти.

*

Выступлений оркестра публика ждет десятилетиями. Когда RCO в 2013 году впервые за 40 лет приехал в Москву, посетившая его концерт  Ирина Александровна Антонова, легендарный президент  Музея им.Пушкина сказала: «Ну, потрясающе, вы знаете, я очень много слушала, очень люблю музыку, у нас есть «Декабрьские вечера», консерватория – мой дом родной, но это совершенно безупречное звучание, дивное качество, невероятное  наслаждение, стоило ждать 40 лет».

В первой программе концерта RCO в Карнеги-холле прозвучали симфонические фрагменты из оперы Вагнера «Парсифаль» и Симфония №9 Брукнера.

Во втором концерте были представлены два  произведения композиторов-романтиков: Скрипичный концерт №1 Макса Бруха и Симфония№1 Густава Малера.

Имя Макса Бруха (1838—1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона или  Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров.                                           Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса.

Жанин Янсен

Необычно строение Концерта Бруха: все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки, напоминающий эпический рассказ рапсода. Ритмически упругий страстный «взлет» скрипки соло и широкая экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки (на материале вступления) «незаметно» без перерыва вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала с  отчетливо венгерским характером. В облике второй, широкой патетической темы преобладают гимнические черты. Концерт венчает энергичная блестящая кода.

Концерт Бруха исполнила известная нидерландская скрипачка Жанин Янсен, а на «бис» она сыграла фрагмент «Нана» из испанской сюиты Мануэля де Фалья.

Только что, 7 января, Жанин исполнилось 40 лет.

Жанин родилась в музыкальной семье, играет на скрипке с 6 лет. Она училась в Гаагской, а затем в Утрехтской консерватории, где среди ее учителей был и Борис Давидович Белкин, уроженец российского Свердловска. В семь лет Борис впервые выступил  с  оркестром под управлением Кирилла Кондрашина. Окончив московскую Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию, Борис Белкин в 1973 году выиграл Всесоюзный конкурс скрипачей в Ереване, однако не был допущен ни на конкурс имени Чайковского, ни на конкурс имени Паганини, и тогда решил эмигрировать и с 1974 года живет в Бельгии.

Партнерами Жанин Янсен  бывали Юлиан РахлинЮрий БашметГенрих ШиффМиша МайскийЭммануэль Паю, Максим Рысанов и другие известные музыканты. Она играла с крупнейшими оркестрами мира под руководством Владимира АшкеназиВалерия ГергиеваРикардо ШайиРоджера НоррингтонаФранса БрюггенаМихаила ПлетневаЛорина Маазеля и др. Музыкальные критики отмечают, что  интонация у нее всегда предельно отчетлива, фразировка разумна и красива, культурность звука в любом случае вызывает уважение. В сезоне  2017-2018 годов Карнеги-холла Жанин Янсен является исполнителем в популярной серии Perspectves. Она играет на скрипке Страдивари 1707 года.

Симфония № 1 ре мажор  Густава Малера, в первой редакции законченная  в 1888 году (между прочим, в году основания RCO) и впервые исполненная под управление автора, не была принята современниками, но спустя полвека после его смерти  стала самым исполняемым из его сочинений. В  этом широком симфониическом полотне композитора виден собственный почерк Малера: незабываемый похоронный марш, психологические эмоциональные срезы, сопоставление музыкального и народного материала,  яркое воспроизведение природы. В гигантском оркестре, помимо струнных, необычно большое число медных и деревянных духовых инструментов, четыре ударника и пр., что позволило автору создать подлинно эпическое звучание. Произведение конца XIX века, Симфония №1 Малера – страстное  лирическое произведение, которые мы связываем с романтизмом, но его структурные, эмоциональные и гармонические новации оказались элементами будущего.

Даниеле Гатти получил музыкальное образование в Миланской консерватории. Его дирижерский дебют состоялся также в Милане в 1982 году. В  начале карьеры Гатти дирижировал преимущественно оперными постановками, и слушатели, в том числе в Метрополитен Опера, ранее уже оценили его талант в этом жанре. В  1990-е  годы он обратился и к симфонической музыке: был главным дирижером оркестра Национальной академии Святой Чечилии в Риме, главным дирижером Королевского филармонического оркестра. За время своего руководства этим оркестром Гатти вернул ему статус одного из ведущих оркестров Лондона. Как приглашенный дирижер Гатти работал с ведущими оркестрами Европы. В  2008 году он возглавил национальный оркестр Франции, а с 2016 года – RCO, который ныне подарил нью-йоркским приверженцам классической музыки замечательный подарок.