Невозможное – возможно! Танцующие nao-роботы и механические «голоса»
в феерическом шоу знаменитого парижского хореографа Бланки Ли.
На вопрос «трудно ли научить человека танцевать?», большинство респондентов скорее всего с ходу ответят утвердительно. Что уже говорить о том, чтобы научить танцевать робота. И не одного, а целых семь, да так, чтобы в каждом из них можно было разглядеть отдельную «личность», с уникальным характером и темпераментом. Понятно, что можно заставить машину выполнять простые механические движения. Совсем другое, чтобы каждый из роботов стал самостоятельной частью представления, исполняя собственную танцевальную партию. Возможно ли это, спросите вы?
Да, возможно. По крайней мере, известному парижскому хореографу Бланке Ли (https://www.blancali.com/) это удалось. Ее электронные подопечные, человекоподобные NAO – роботы Пьер, Джин, Алекс, Лу, Доминик, Саша и Анжи, вместе с восемью живыми танцорами высочайшего класса стали звездами феерического шоу под названием «ROBOT» (https://www.bam.org/robot-blancali), которое очень скоро приедет из Парижа покорять нью-йоркскую публику. 15 дебютных в США представлений пройдут в помещении Brooklyn Academy of music (BAM Howard Gilman Opera House с 9 по 14.
Шоу «РОБОТ» – это целый мир, магический и исполненный надежды, где люди и роботы, научившиеся ходить, а затем танцевать, влюбляются друг в друга, заботятся друг о друге, подтрунивают и смеются друг над другом, переворачивая все с ног на голову.
Все это действо происходит под звуки, воспроизводимые 10-ю замысловатыми клёпанными инсталляциями, одновременно являющими собой музыкальные инструменты. Кинетические техно-поп конструкции в стиле «назад в будущее», созданные известной японской арт-студией Maywa Denki из смолы, алюминия и перьев, представляют собой сложные электро-механическое устройства, управляемые с единого компьютера. Не в обиду роботам будет сказано, но играть «музыку» они способны только с помощью человека.
Именно со знакомства Бланки Ли с работами арт-студии Maywa Denki в 2011 году все и началось. Во времена, когда разного рода электроника окружает нас повсеместно, в работах японцев Бланку Ли покорило именно полное отсутствие таковой. Практически одновременно Бланка Ли узнала о существовании человекоподобных роботов NAO, которых можно научить не только ходить, ловить мелкие предметы, но даже танцевать. И все сложилось в единую картину, а точнее, в 90-минутное шоу «РОБОТ».
Создатели смешного, буйного и глубоко трогательного представления пытаются ответить на вопросы: что значит быть человеком, что значит быть роботом, что готовит нам наше будущее и насколько мы зависим от неодушевлённых предметов, насколько они управляют нашей жизнью? Наступит ли когда-то время, когда роботы смогут полностью заменить человека.
Представьте все это, и вы поймете, почему шоу ROBOT собирало полные залы в более, чем 60 городах Франции, Бельгии, Испании, Португалии, Италии после мировой премьеры в 2013 году на Montpellier Dance Festival в Монпелье (Франция). Оно также было темой телепередач на двух национальных французских телеканалах. О нем был снят фильм, который был отобран для показа на Dance Film Festival в Линкольн-центре в 2015 году.
Об участниках шоу «Robot»
БЛАНКА ЛИ
Бланка Ли родилась в испанской Гранаде. С детства она занималась гимнастикой и уверенными шагами двигалась к мировой спортивной славе, но вдруг бросила спорт и уехала в Нью-Йорк учиться танцам. Отучившись пять лет в танцевальном центре легендарной Марты Грэм, Бланка Ли вернулась в Европу, где основала собственную танцевальную компанию в Париже, которой руководит уже 22 года. За это время балетная труппа Бланки Ли выступила в более, чем 1000 залах по всему миру.
Помимо этого, Бланка Ли постоянно работает в области кино и моды, ставит хореографию на лучших балетных сценах мира, таких как парижская Гранд-Опера (Paris Opera Ballet) и нью-йоркская Метрополитен-опера (Metropolitan Opera). С 2001 по 2002 годы, она была директором и хореографом в Берлинском Балете (Berlin Ballet), в Комической опере (Komische Oper Berlin), а с 2006 по 2010 гг – директором центра Centro Andaluz de Danza в Севильи.
В разное время она участвовала в создании знаменитого музыкального клипа группы Daft Punk – Around the World, фэшн-видео для Бейонсе, ставила танцевальные номера в последнем фильме Педро Альмадовара, участвовала в организации модных показов Jean-Paul Gaultier и в бесчисленном количестве телевизионных проектов.
Бланка Ли срежиссировала пять полнометражных фильмов. Среди них документальный фильм “Pas à Pas” , повествующий о процессе создания шоу под названием “Corazon Loco”, и “The Dance Challenge” (Le Défi), в котором приняли участие 150 танцоров хип-хопа. Фильм был включен в программу кинофестиваля Tribeca в 2014 г.
Последней киноработой Бланки Ли стал один из первых иммерсивных фильмов для игрового 3D проекта Oculus Rift, который в 2015 году был представлен на фестивале EXIT в Кретее (Франция) и доступен к показу на немецко-французском телеканале ARTE.
MAYWA DENKI
Японская арт-студия Maywa Denki была создана в 1993 г. двумя братьями Масамичи и Новмичи Тоса, и названа в честь компании, которую возглавлял их отец. Изначально студия являлась арт-подразделением компании Sony Music Entertainment, но в 1998 году перешла «под крыло» Yoshimoto Kogyo Co., Ltd.
Компания Maywa Denki, которой сегодня единолично управляет младший из братьев Новмичи Тоса, производит эксцентричные, креативные музыкальные инструменты и инновационные игрушки. Дизайнеры компании создают серии, объединённые какой-то единой идеей. Например, серия «NAKI Series» связана с рыбами и включает самые разнообразные предметы – от электрического удлинителя в форме рыбьего скелета до программируемого музыкального девайса из шести горнов и шести металлических ножей в форме рыбок с пластиковыми рыбьими головами. Серия «Tsukuba Series» объединяет оригинальные музыкальные инструменты, а в серии «Edelweiss Series» превалируют цветочные мотивы.
Новмичи Тоса называет все это словом «продукт», а любое представление с участием продукции Maywa Denki, всегда имеющей уникальный, неповторимый стиль компании, – «демонстрацией продукта».
Несмотря на то, что работы Maywa Denki уже достаточно хорошо известны и признаны в мире искуства, компания продолжает использовать для их продвижения самые разнообразные пути, от выставок и перформансов до продажи канцелярских и электротоваров. Недавно Maywa Denki начала расширять свою деятельность за пределами Японии и проводит «демонстрации продукта» в разных странах мира.
Один из проектов Maywa Denki под названием “Otamatone” уже собрал огромное количество фанатов по всему миру, а в 2010 году получил главную награду Japan Toy Awards. Проект представляет собой серию кинетических скульптур, издающих звуки при помощи механических конструкций – без всякой электроники. В год 20-летия компании, выпущенные в рамках этого проекта забавные звуковые конструкции в форме нот, были признаны официальным символом Агентства по делам культуры Японии (Agency for Cultural Affairs of Japan). Сама компания отметила юбилейный год концертом в Akasaka Blitz и ретроспективной выставкой в Музее искусства XXI века в Канадзава (21st Century Museum of Contemporary Art ).
Интересно, что специально разработанная для сотрудников компании униформа выглядит репликой на одежду работников японских электрических заводов, символизирующих малые и средние предприятия, которые поддерживали экономику страны в период ее бурного роста.
NAO РОБОТЫ – Aldebaran Robotics
NAO-роботы стали первыми в целом семействе роботов-компаньонов, созданных французской компанией Aldebaran Robotics.
Роботы-гуманоиды, рост которых составляет всего два фута, очень милы и дружелюбны. Они способны самостоятельно передвигаться, помогать по дому, развлекать своего владельца, а также использоваться для помощи пожилым людям и терапии аутизма.
Несмотря на то, что изначально NAO разрабатывались как домашние помощники, они получили широкое распространение в мире научных исследований и образования. Учебная версия NAO-робота используется в компьютерных классах учебных заведений от начальной школы до университетов в более чем 70 странах мира. Студенты практикуются в программировании роботов, обучая их ходить, ловить мелкие предметы и даже танцевать! Также NAO привлекли внимание разработчиков программного обеспечения, которые признали роботов невероятно выразительным средством для создания приложений.
В 2008 года, роботы NAO заменили роботов-собак Aibo компании Sony в международных чемпионатах по робофутболу RoboCup Standard Platform League (SPL). Теперь программой-максимум NAO-футболистов является победа над командой людей в Кубке мира 2050 года.
В 2010 году двадцать танцующих NAO были представлены во французском павильоне на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае, который посетили около 10 миллионов человек. Три года спустя они дебютировали в качестве уже профессиональных танцоров в шоу Бланки Ли ROBOT и с тех пор собирают аншлаги по всему миру.
В том же году Aldebaran запустила программу ASK NAO, помогающую педагогам решать проблемы детского аутизма, используя роботов-гуманоидов.
Материал подготовила Рика Катцов
ГДЕ:
BAM | BAM Howard Gilman Opera House
30 Lafayette Ave, Brooklyn, NY 11217
КОГДА:
Вторник 9 июня в 8 часов вечера
Четверг 11 июня в 8 часов вечера
Пятница 12 июня в 8 часов вечера
Суббота 13 июня в 2 часа дня и 8 вечера
Воскресенье 14 июня на 1 вечера до 5 вечера
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДАЖЕ БИЛЕТОВ
Стоимость билетов варьируется от $ 25 до $ 75. Билеты можно заказать по телефону 718-636-4100 или на сайте www.BAM.org/robot-blancali.