Виталий Орлов

Один из самых талантливых современных хореографов-новаторов в мире, Алексей Ратманский, занимающий с 2009 года пост балетмейстера-резидента Американского Балетного Театра (АВТ) и осуществивший на его сцене многочисленные выдающиеся балетные спектакли, довольно неожиданно заявил накануне нового 2023 года, что в июне, по истечении срока его 13-летнего контракта, он покидает АВТ. В пресс-релизе звучат мощные взаимные благодарности за невероятно плодотворную работу Алексея Ратманского со всем творческим составом театра, начиная с его нынешнего художественного руководителя Кевина МакКензи, который, кстати сказать, в этом сезоне тоже покидает АВТ, и кончая сменяющей его на этом посту Сьюзен Джаффе.

«Алексей сделал ABT бесценный подарок, — сказал Кевин Маккензи. – Он оставляет неизгладимый след в нашей идентичности, поднял планку того, чего можно достичь художественным языком, который в равной мере говорит и художникам, и широкой публике: быть человеком — это чудо, а быть превосходным — это цель. Для ABT большая честь, что Алексей прожил с нами последние 13 лет».

«Необычайное видение танца Алексеем подняло балет на высоты, намного превосходящие то, что мы считали возможным 20 лет назад, — сказала Сьюзен Джаффе. – Его работы открыли новую эру в балете, и ABT невероятно повезло быть частью этого процесса. Мы продолжим исполнять произведения Алексея и предлагать ему новые постановки в будущем. Мы желаем ему удачи в его дальнейшем творчестве и с нетерпением будем ждать возможности снова поработать с ним». 

Сьюзен Джаффе заявила также, что АВТ сохранит в своем будущем репертуаре лучшие работы Ратманского, в частности, его балет «Песни Буковины» театр покажет во время весеннего тура 2023 года по городам США. 

Алексей Ратманский родился в Санкт- Петербурге, но вырос в Украине, на родине своего отца. Получив образование в Московском хореографическом училище, Ратманский сделал выдающуюся карьеру танцовщика и хореографа. До работы в ABT он занимал должности солиста Украинского национального балета, Королевского балета Виннипега и Датского королевского балета. Как хореограф он работал с рядом других балетных трупп во многих европейских столицах и городах, в городах США, Канады и Австралии.    

В 2009 году, покинув должность худрука балета Большого театра России после 5-и лет работы в нем, Алексей Ратманский обосновался в АВТ. 

Хорошо помню, как молодой Ратманский был впервые представлен американской публике Кевином МакКензи на фестивале журнала «Нью-Йоркер». 

С АВТ связаны его лучшие новаторские работы, такие как «Трилогия на музыку Шостаковича», как хореографические шедевры последних лет: «Спящая красавица», «Серенада после симпозиума Платона», «Взбитые сливки», «Арлекинада», «Времена года», «Семь сонат», «О любви и ярости» и созданный во время карантина («пузыря») в связи с пандемией балет «Бернстайн в «пузыре». 

В феврале 2022 года Ратманский находился в Москве. В Большом театре России он репетировал балет на музыку «Искусство фуги» И.-С. Баха. Премьера намечалась на 30 марта. Но утром 24 февраля он, получив шокирующую информацию о том, что Россия начала войну с Украиной, Ратманский немедленно выписался из гостиницы «Метрополь» и улетел в Нью-Йорк. Большому театру премьеру пришлось отменить, а следом за этим объявили и об отмене в Мариинском театре премьеры балета Петипа «Дочь фараона», который Ратманский должен был реконструировать по записям, хранящимся в архиве Гарвардского университета. 

В недавнем интервью ВВС в Лондоне, где Ратманский ставил балет «Жизель» с участием группы украинских танцовщиков-беженцев, которых их страна, в виде исключения, освободила для этого от воинской обязанности. Он  сказал: «Российский балет – это часть меня самого, большинство поставленных балетов – на русскую тему. Но и Чайковский, и русская культура в целом, ничего общего не имеют с преступлениями Путина и его армии. Увы, так случилось, что великий балет Чайковского «Лебединое озеро» русские власти привязали к своим политическим катаклизмам, всякий раз транслируя этот шедевр по ТВ.

Сегодня русская культура оказалась даже в большей опасности, чем украинская. Но многие мои друзья в России либо поддержали Путина, либо ограничились молчанием. Мне пришлось с ними расстаться, потому что в этой ситуации молчание недопустимо. Конечно, они – в опасности, но украинцы – в значительно большей опасности. Солист киевского балета Алексей Шаповал добровольцем ушел на фронт и погиб. Погибли еще несколько артистов украинского балета». 

Ратманский попросил русские театры удалить из репертуара поставленные им балеты. «Каждое утро я, как и многие, бегу к интернету, чтобы узнать, что происходит в Украине. Ведь там же и сейчас моя семья, – сказал Ратманский. – А что касается России, то я туда не вернусь, во всяком случае, до конца войны и публичного осуждения Путина и его приспешников».

На вопрос о том, повлияла ли война на его творчество, Ратманский ответил: «Да, очень. В моих балетах была украинская музыка, но с украинскими артистами я балетов не ставил. Сейчас же в Сиэтле мне предстоит поставить с их участием балет Wartime Elegy («Элегия военного времени»). Это совершенно другой я».

На премьере в Сиэтле 26 сентября 2022 года, в театре Pacific Northwest Ballet, перед началом спектакля Ратманский развернул перед занавесом украинский флаг. Публика поднялась и аплодировала ему стоя, некоторые – со слезами на глазах.

Эта работа хореографа не носит откровенно политического характера. Наоборот, нежный танец, исполненный на захватывающую музыку украинского композитора Валентина Сильвестрова для фортепиано и струнных, так же как и под веселую традиционную народную музыку, является дружеским посланием украинскому народу — данью его радости, его стойкости и силе, его надежде на мирное будущее.

В «Элегии военного времени» участвуют 8 украинских танцовщиков.   Завораживающее и проникновенное изображение людей, занятых повседневными заботами, усилено сценическим дизайном, в котором использованы работы Матвея Вайсберга и Марии Примаченко. 

«Элегия военного времени» исходит прямо из сердца Ратманского. Это его личный отклик на определенный момент времени, но хореограф создал произведение искусства о человеческом духе и стремлении к жизни, свободе и собственному счастью.

Касаясь своего предстоящего ухода из АВТ, Ратманский сказал: «Мое время в ABT было настоящей привилегией, предлагая мне уникальную возможность работать с его невероятными артистами под прекрасным руководством Кевина Маккензи, а также с замечательным балетным составом и командой менеджеров. Я всегда буду благодарен за время, проведенное здесь, и хотел бы поблагодарить всех сотрудников за то, что они дали мне почувствовать себя частью семьи АБТ. У театра светлое будущее, и я с нетерпением буду ждать сотрудничества с ним».

Позднее появилось сообщение художественного руководителя New York City Ballet Джонатана Стаффорда и его ассистента Венди Уилана: «Алексей Ратманский, которого многие считают одним из величайших ныне живущих хореографов, присоединится к труппе в августе 2023 года в качестве хореографа-резидента. В рамках первоначального пятилетнего контракта Ратманский будет создавать для NYCB не менее одной работы в год. Премьера первой из них запланирована на зимний сезон 2024 года в рамках празднования 75-летия NYCB, которое пройдет с сентября 2023 по июль 2024 года.
Кроме того, Ратманский будет курировать и репетировать свои ранее включенные в репертуар NYCB, начиная с 2006 года, балеты: «Русские сезоны» (2006), «Concerto DSCH» (2008), «Намуна» и «Большой дивертисмент» (2010), «Картинки с выставки
(2014)», «Одесса» (2017), «Голоса» (2020)».