Виталий Орлов
Среди молодых музыкантов – наших соотечественников из бывшего СССР достаточно много тех, чьи имена eкрашают сегодня афиши самых престижных концертных залов в Америке, Европе, Японии. Назову только нескольких из них: Лера Авербах, Филипп Квинт, Максим Аникушин, – и это не считая тех, кого по праву можно называть «почти американцами»: например, Евгения Кисина, долгое время жившего в Нью-Йорке, или талантливого пианиста Даниила Трифонова, недавно принятого в Совет Директоров Карнеги-холла. Не ошибусь, если скажу, что у всех их есть одна общая отличительная черта – новаторское стремление к поиску.
Пианистка и поэт, Лера Авербах написла музыку для нескольких необычных балетов, поставленных выдающимся хореографом современности Джоном Нормайером; Максим Аникушин сочетает как исполнитель фортепианные и органные произведения Малера; скрипач Филипп Квинт разыскивает для исполнения неизвестные или модернистские скрипичные произведения; Даниил Трифонов успешно пробует себя в композиции, а Евгений Кисин, помимо своего музыкального таланта, проявил себя как знаток, переводчик и даже автор поэзии на языке идиш.
В эту когорту можно включить и талантливого пианиста Павла Гинтова. Он родом из Киева, закончил Московскую Консерваторию по классу Льва Наумова и Даниила Копылова и Манхэттенскую школу музыки – alma mater многих знаменитых музыкантов, в которой полгода тому назад Павел защитил докторскую диссертацию.
– У меня были замечательные педагоги, – рассказывает Павел. – Лев Николаевич однажды сказал такую, на первый взгляд, странную вещь: музыкант на сцене должен чувствовать некую неловкость, даже стыд. Ведь он с залом, полным незнакомых людей, делится самым сокровенным, таким, о чем бывает очень непросто говорить даже самым родным людям. Поэтому настоящий музыкант должен быть благородным, светлым человеком, иначе кого будет трогать это его «самое сокровенное»?
В Нью-Йорке я учился у Нины Яковлевны Светлановой, ученицы Генриха Нейгауза. К счастью, вышло так, что и в Америке я остался с родной нейгаузовской школой. Родной, потому что в Москве и мой учитель Лев Николаевич Наумов, и моя бабушка Берта Львовна Кременштейн, у которой я жил и которая была одним из самых близких мне людей, были учениками Нейгауза.
Имя Павла Гинтова хорошо знакомо слушателям в Токио, Милане, Берлине, Киеве, Москве и других городах мира.
Недавний сольный концерт пианиста в нью-йоркском Symphony Space на Бродвее показал, что Павел Гинтов – зрелый и оригинальный исполнитель с собственной интерпретацией тех редко исполняемых или забытых произведений, которые он включил в свою программу. Это фортепианные миниатюры преимущественно украинских композиторов: Бориса Лятошинского (1895 – 1968), Виктора Косенко (1896 – 1938), Мирослава Скорика (1938), Сергея Борткевича (1877 – 1952), а также русского композитора-эмигранта Владимира Дроздова (1882 -1960).
Их объединяет то, что, как отметил Павел, «все они – прекрасные композиторы, которые либо забыты, либо в свое время недостаточно оценены и так или иначе стали жертвами тоталитарных режимов: советского и нацистского». Пианист сделал первые, но вполне уверенные шаги для извлечения из небытия замечательной музыки.
Для характеристики каждого композитора, чьи сочинения он исполнял, Павел нашел собственные слова. А начал он концерт с виртуозного исполнения трех прелюдий Лятошинского, полных волнения и страсти, а о композиторе сказал, что его судьба была подобной судьбам многих композиторов-новаторов, чья активная творческая жизнь пришлась на время советской власти. В один день его возносили до небес, присуждали Сталинскую премию, а на другой день обвиняли в формализме и запрещали исполнять его произведения.
Затем Павел исполнил изящные лирико-романтические миниатюры Виктора Косенко, написанные в форме старинных танцев и пронизанные мелодикой украинского фольклора. К сожалению, через 80 лет после его смерти имя Косенко, так ценимое совремнниками, было забыто.
Современный ведущий украинский композитор Мирослав Скорик вырос в Сибири, куда его семья была депортирована из Львова после Второй мировой войны и сумела вернуться на родину только после смерти Сталина. «Мелодия», которую сыграл Павел, является одним из самых известных его произведений.
Трагична судьба Сергея Борткевича. Он родился в Харькове, в очень богатой семье,получил прекрасное образование в Петербургской и Лейпцигской консерваториях, а позднее стал профессором Берлинской. Во время Первой мировой войны его, как гражданина оссийской империи, выслали из Германии. Борткевич вернулся в Харьков, но после прихода большевиков снова был вынужден бежать. На этот раз Константинополь, где Борткевич буквально нищенствовал. Спустя несколько лет ему удалось перебраться снова в Германию, однако с приходом к власти нацистов Борткевичу в третий раз пришлось бросить все и бежать. Войну Борткевич пережил в Вене в жутких условиях. Многие из его сочинений были навсегда потеряны.
Стиль Борткевича типичен для романтической традиции: он основывается на искусстве Листа и Шопена, находится под влиянием Чайковского, Рахманинова, раннего Скрябина. Сочинения Борткевича отмечены яркостью и выразительностью мышления, оригинальными мелодиями.
Павел вдохновенно сыграл избранные произведения Борткевича, в том числе «Крымские очерки». Два этюда этого цикла пианист посвятил Надежде Савченко, жертве путинского беспредела.
Павел Гинтов и Наталья Черни. Нью-Йорк, 2016. Фото Виталия Орлова.
Работа яркого музыканта Павла Гинтова над программой украинских композиторов привлекла внимание Наташи Черни – внучки композитора, пианиста и педагога, профессора Санкт-Петербургской консерватории, бежавшего на Запад, Владимира Дроздова. Она возглавляет Дроздовское общество, популяризирующее произведения композиторов-пианистов – В.Дроздова и его современников. При ее активной поддержке и удалось подготовить этот неординарный концерт, который продемонстрировал однозначный ответ солиста на вопрос, «на чьей стороне вы – молодые представители американской культуры» в войне России против Украины.
В этом смысле общественная позиция молодого украинского музыканта Павла Гинтова, представителя русской фортепианной школы и одновременно подлинного патриота Украины, вызывает глубокое уважение.Павел и его друзья создали в Америке группу протеста против приезжающих в Америку на гастроли известных российских музыкантов, поддержавших акцию путинского режима по захвату Крыма и Донбасса и подписавших пресловутое коллективное письмо. Среди них Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Игорь Бутман, Юрий Башмет, Денис Мацуев.
Встретившись с Павлом Гинтовым после концерта и поздравив его с успехом, я спросил:
– Обычно, музыканты говорят, что для них искусство выше политики, но ваша принципиальная позиция относительно происходящего между Украиной и Россией вызывает уважение очень многих людей, не зомбированных российской пропагандой…
– Моя позиция скорее не политическая, а нравственная – ненавижу ложь, наглость и несправедливость. И войну Украина ведет не с Россией, а с бессовестным холуйством, бездушием и идиотизмом нынешнего режима. Я родился в Украине, но пять лет прожил в Москве, у моей бабушки, учась в консерватории. Там у меня было много близких друзей.Когда в Киеве начался Майдан, многие из них поддерживали стремление украинского народа к демократическим переменам. Но ситуация резко изменилась после того, как Россией был захвачен Крым. Вдруг я стал получать сообщения о том, что в Украине якобы орудуют фашисты, что украинцы – это неполноценный народ, продавшийся американцам. Полный бред. Первое время пытался разговаривать с этими людьми, как-то их переубеждать. Но потом понял, что это бесполезно. Я это объясняю лишь имперской ментальностью, которая сидит глубоко в некоторых людях и в какой-то момент оказывается сильнее порядочности, совести, даже сильнее многолетней дружбы.
– Мне кажется, программа сегодняшнего концерта, состоящая из произведений украинских композиторов-классиков – это ваше стремление опровергнуть имперское российское мнение о вторичности украинской культуры… Вам кто-то помогал в составлении программы?
– Украинская музыкальная культура имеет очень достойных представителей, многих из которых даже мы сами – украинские музыканты – попросту не знаем. Их запрещали, уничтожали их музыку, а имена умышленно предавали забвению. Это касается, понятно, не только музыки, а всех видов искусства. Составлял программу я сам, к счастью, интернет дает доступ к очень серьезным источникам. Но организовать концерт в Нью-Йорке мне очень помогла Наташа Черни.
– Вы сейчас живете в Нью-Йорке. А в Киеве бываете?
– После защиты диссертации мне хотелось бы преподавать в одной из американских консерваторий. А пока занимаюсь концертной деятельностью, у меня недавно были выступления в Японии, в Европе. Три месяца тому назад был концерт в Киеве по приглашению Киевской филармонии. В Киеве живут мои родители, но они – не музыканты. Музыкант моя сестра Ирина Гинтова — прекрасная скрипачка, мой любимый партнер, настоящий единомышленник. К сожалению, мы находимся далеко друг от друга (она живет и работает в Швейцарии). С Киевом связаны мои первые шаги в музыке: Музыкальная школа им. М.Лысенко, моя первая учительница Ирина Михайловна Баринова, дебют на сцене той же Киевской филармонии, где я в возрасте 12 лет впервые сыграл с оркестром.Сегодня Киев внешне живет обычной жизнью, но некоторые детали отзываются в душе болью. На доме, где живут родители, надпись: «В случае бомбежки направляйтесь в бомбоубежище, расположенное по адресу…». В городе много людей в камуфляжной форме, и среди них – инвалидов. Возле Михайловского собора целая стена – бесконечный ряд фотографий людей, погибших за время российской агрессии…
Павел Гинтов на площади Колумба в Нью-Йорке 17 февраля 2014 года.