Мишель Табник

На Бродвее проходит сезон открытий – хорошо забытые старые пьесы и мюзиклы снова на сцене, их “разбавляют” долгожданные премьеры. Бродвейские зрители уже научились предсказывать какие новые спектакли попадут на “Белый Путь.” Иногда это участие суперзвезды – такой как Эдди Редмейн в новой версии Кабаре, или Стив Карелл в Дяде Ване. Иногда это хороший предварительный “прогон” в региональном театре, как новый мюзикл “Посторонние” который получил свое начало в театре ЛаДжолла в Калифорнии, и только что начал показы в Нью-Йорке. Иногда же, Бродвей это следующая стадия после ошеломительного успеха в Лондонском Вест-Енде, и в таких случаях это скорее походит на международные гастроли. Именно такими 12-недельными “гастролями” сейчас открылся новый спектакль “Патриоты” режиссера Руперта Гулда, написанный Питером Морганом, автором сериала “Корона” на Нетфликс.

Конечно же, для русскоязычного зрителя этот спектакль имеет совершенно особенный смысл. Как странно осознавать что то, что мы переживали практически вчера в актуальных новостях, сегодня стало частью большой мировой истории, настолько, что об этом ставятся спектакли Бродвейского уровня. И при этом спектакль рассчитан не на тех кто “выжил и знает” а именно на широкую публику. Тут масштаб покрупнее – все-таки Бродвейская сцена, политический триллер, и потому образ Березовского получается тоже – побольше, но от этого не менее гротескный. Березовского воплотил Майкл Стулбарг, известный по сериалу “Подпольная Империя” и фильму “Назови Меня Своим Именем.” В одной особенно впечатляющей сцене, Стулбарг кружится в маниакальном танце на залитой зловещим светом сцене, подпевая Высоцкому, под “Песню о друге.” Мы и сочувствуем ему, потерявшему всё, и содрогаемся, вспоминая старые новостные заголовки и понимая, что с ним станет.

Все действия спектакля основаны на реальных событиях, но сначала мы должны понять, как именно Березовский стал маловероятным героем постсоветской России и почему его имя до сих пор произносится шепотом в Кремлевских стенах. А начинается все конечно со школы. Мы видим маленького мальчика Борю, показывающего многообещающие способности в математике. Его профессор не понимает, почему Боря так хочет превратить абстрактные цифры в реальные деньги, и с предостережением, отпускает его в “большой бизнес.”

Годы спустя, уже сидя на верхушке перестроечной пирамиды, Березовский выдергивает из ниоткуда Володю Путина, мелкого чиновника который недавно стал таксистом. Целью является продвижение “своего” политика в Кремль, и поначалу Борис очень доволен результатом. Он считает что именно таким образом он сможет “спасти” Россию, и зритель понимает что несмотря на расчетливость, Березовский действительно желает лучшего для своей страны. Мы знаем что потом он будет сожалеть о том что когда-то выбрал именно этого человека.

Путина на сцене играет Уилл Кин, который при всей своей Британской натуре абсолютно ужасающе воплощается в двойника “вождя” – сначала замухрышного а потом обнаглевшего от собственной значимости. Кин мастерски снабжает своего персонажа узнаваемой мимикой, бегающими глазами и леденящими душу жестами. Сам Кин говорит о своей роли следующее:

“Очень интересно играть в этой пьесе и вспоминать, каким было мое отношение к этому человеку в прошлом. Ведь в 90-е и 2000-е годы он казался той фигурой, в которую Запад как раз верил, и думал, что он сблизит Россию с миром. Мне была дана возможность углубиться в эту тему и прочувствовать, что происходит, когда страна отворачивается от всепоглощающей групповой идеологии. Как тогда найти что-то новое, во что можно верить — как хаотичен этот процесс, это может быть религия, может быть земля, может быть любое количество вещей, которые придают смысл ощущению принадлежности к одной и той же стране. В процессе подготовки к спектаклю я попытался проникнуть в эту суть.”

Также по сюжету на сцене является герой Романа Абрамовича, которого играет Люк Теллон. Впрочем, он настолько обаятелен в этой роли, что даже при знании зрителя о фактическом участии Абрамовича в смутных делах с Березовским, на сцене он – душка. Когда он впервые появляется в кабинете Березовского, тогда уже матерого бизнесмена, зритель видит восторженного мальчика пришедшего на аудиенцию к своему герою. Березовский обещает ему “Крышу” – слово которое в спектакле произносится по-русски с английским акцентом. Krysha. Так Питер Морган раскрывает незнакомому с историей зрителю всю уникальность “Русского бизнеса.”

Постепенно мы видим появление Абрамовича которого мы уже хорошо знаем, наивный “студент” всемогущего олигарха Березовского из первого действия становится хладнокровным фаворитом президента России, приближенным к кулуарам власти. Березовский наконец понимает что спасти страну ему не удалось, что как когда-то написал Евгений Шварц, победивший дракона сам обязан стать драконом. Трагедия о которой мы уже давно знаем теперь известна и персонажу.

При том что в Патриотах описаны (пусть и недавние но всё же) исторические события, нельзя не увидеть прочную связь с сегодняшним днём. Лондонская публика наверно гораздо острее отреагировала на то как в спектакле фигурирует Александр Литвиненко, отравление которого служит поворотной точкой действия спектакля. Но сейчас, на фоне недавней смерти в заключении Алексея Навального, эти сцены приобретают особенно зловещий смысл. Становится понятно что на сцене разыгрывается не просто захватывающий исторический триллер, но и предупреждение из прошлого.

История “Патриотов” рассказана с помощью прекрасной постановочной команды. От алого как пионерский галстук света, который заливает всю сцену, до прекрасных спецэффектов и проекций новостных выпусков, которые уже стали притчей во языцех. Нетленная музыка Высоцкого, со словами переведенными на английский, добавляет горечи в музыкальный фон спектакля. Тут каждый зритель, не только выходец из бывшего СССР но и любой современный почитатель театрального искусства, может увидеть решение режиссера изобразить опального олигарха в как можно более ностальгических красках, уповая на его “лучшие намерения” и желание спасти страну которую он продолжает любить даже издалека.

WILL KEEN (VLADIMIR PUTIN), MICHAEL STUHLBARG (BORIS BEREZOVSKY), LUKE THALLON (ROMAN ABRAMOVICH)

Попасть на спектакль можно до конца июня, а с помощью фестиваля “Вишневый Сад” можно еще и получить скидку на самые лучшие билеты, Использовав код CHERRY24 при покупке билетов на Telecharge. Подробная информация и ссылка на билеты на сайте cherryorchardfestival.org

Нажмите здесь

ПАТРИОТЫ
с 1 апреля на Бродвее
Ethel Barrymore Theatre, 243 W 47th St, New York