Виталий Орлов.
2019 год – юбилейный, год Пушкина. Этому событию был посвящен юбилейный фестиваль Пушкинского общества Америки, который открылся концертом струнного дуэта Аллы Щербаковой и Александра Риза. И не случайно, первым в концерте прозвучал Моцарт.
«Мой бог – Пушкин… У Тютчева, Лермонтова есть почти пушкинские строки. И в то же время – колоссальная разница, как между Моцартом и Бетховеном. И тот и другой – гении, но в первом случае это уже нечто божественное…
Как-то у одного человека спросили, кто его любимые композиторы? Он ответил: «Бетховен, Шуман, Шопен» – «Как, а Моцарт?» – «Моцарт – это Бог! Никакой список он не может даже возглавлять». Вот так и Пушкин!», сказал поэт Борис Чичибабин.
Александр Риз (альт) и Алла Щербакова (скрипка) начали концерт с дуэта Вольфганга Амадея Моцарта G Major KV423 для скрипки и альта. Затем они сыграли произведения других композиторов, чрезвычайно редко исполняемых в наши дни.
Александр Риз хорошо известен любителям изобразительного искусства по многочисленным выставкам, проходившим в Нью-Йорке и других городах, прежде всего, как великолепный мастер тонкого поэтического городского пейзажа, заставляющего вспомнить знаменитого французского живописца Альбера Марке.
В то же время нью-йоркцы меньше знакомы с его музыкальным творчеством. Между тем Александр получил музыкальное образование в Институте имени Гнесиных и там же – докторскую степень. Доктор Риз стал профессором по классу альта и камерной музыки и обучил сотни студентов, которые стали известными во всем мире музыкантами. Он также много работал в качестве солиста, дирижера и камерного музыканта на концертных площадках как в СССР, так и Европе, сотрудничая с Д. Шостаковичем, А. Шнитке, С.Губайдуллиной. В 1993 году Александр Риз эмигрировал в Нью-Йорк. Здесь он продолжил свою музыкальную карьеру в качестве сольного и камерного музыканта, играл в оркестрах Бруклинской филармонии, Orchestra of St. Luke’s и других, выходя на сцену самых престижных концертных залов Нью-Йорка. Кроме того, Александр Риз занимается педагогической деятельностью.
Через много лет в Нью-Йорке он встретился со своей бывшей московской студенткой Аллой Щербаковой, и они задумали сыграть дуэтом.
Алла Щербакова эмигрировала в Нью-Йорк в 1990 году. Она играет в симфонических оркестрах и камерных коллективах Нью-Йорка и Нью-Джерси и гастролировала с ними в России, Чехии, Германии, Италии и Японии.
В программу своего концерта Алла и Александр включили, кроме Моцарта, оригинальные произведения композиторов, написанные для скрипки и альта: от позднего барокко до современных произведений 20-го века, демонстрируя богатство звучания и уникальность сочетания альта и скрипки.
Игнаций Джозеф Плейель (1757-1831) – 24-й из 38-и детей в семье – был французским композитором австрийского происхождения, музыкальным издателем и пианистом. С 1772 года он стал учеником Иосифа Гайдна, который чрезвычайно высоко ценил его талант. Плейель сочинял музыку в самых разных жанрах и получил восторженные отзывы даже от такого скептического и не склонного к комплименту композитора, как Бетховен. Плейель переехал в Париж в 1795 году. В 1797 году он стал музыкальным издателем. Издательский бизнес длился 39 лет, а в 1807 году Плейель стал производителем роялей.
Слушатели с чрезвычайным интересом услышали его произведения в исполнении Александра Риза и Аллы Щербаковой, которым удалось воспроизвести все нюансы сочинений этого своеобразного музыканта.
Георг Филипп Телеман (1681-1767) – немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Как композитор, он работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства и был чрезвычайно плодовит. Критики XVIII века были практически единодушны, считая Телемана одним из лучших композиторов своего времени. Он был вполне сопоставим с композиторами своего собственного поколения, такими как Ж. – Ф. Рамо, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (с двумя последними он к тому же состоял в дружеских отношениях). Его творческое наследие включает более 3000 произведений. Телеман прожил бурную жизнь, наполненную множеством самых разнообразных событий, к тому же был талантливым предпринимателем на поприще издания нот.
Алла Щербакова и Александр Риз исполнили сюиту Телемана в пяти частях «Путешествие Гулливера». Композитора вдохновил опубликованный в 1726 году и ставший вскоре знаменитым роман Джонатана Свифта.
Во втором отделении исполнялись произведения композиторов ХХ века: Богуслава Мартину, Йохана Халворсена, Яна Сибелиуса и А. Пьяццоллы. Два последних – это хорошо известные композиторы, и их сочинения, с блеском исполненные, публика слушала с удовольствием.
Богуслав Мартину – один из выдающихся композиторов 20-го века. В 1920 году он уехал учиться из родной Чехии в Париж. В 30-х годах нацисты занесли его в черный список, а в конце Второй мировой войны коммунисты сделали то же самое. Своей любимой Чехии он больше никогда так и не увидел. Судьба привела его в США. В 1947 году в Нью-Йорке он написал «3 мадригала». Эти произведения и были исполнены в концерте.
Йохан Халворсен родился в Норвегии. Он в очень раннем возрасте начал играть на скрипке, и впоследствии, после нескольких лет, проведенных в Шотландии, Хельсинки, Санкт-Петербурге, Лейпциге, Берлине и Льеже, вернулся на родину, стал выдающейся фигурой в музыкальной жизни Норвегии. Алла Щербакова и Александр Риз исполнили его «Пассакалию».
Слушатели Пушкин-холла, где состоялся концерт, с большим интересом восприняли по большей части незнакомые им музыкальные произведения, исполненные дуэтом мастеров-виртуозов Аллой Щербаковой и Александром Ризом, тем более, что в их руках были скрипка работы Феликса Коста (Италия, 1801) и альт – Джованни Гаспара Виольчете (Италия, 1650).