Виталий Орлов
В ноябре в Карнеги-холле состоялись два концерта одного из лучших симфонических оркестров мира – Симфонического оркестра Баварского радио (Мюнхен, Германия).
В течение многих лет оркестр возглавлял легендарный дирижер Марис Янсонс, но оказалось, что первый из этих двух концертов стал последним в его жизни. В ночь на 1 декабря 2019 года он скончался в своей квартире в Петербурге. Известный пианист Денис Мацуев написал об этом: «Мы должны были с ним через час сегодня выходить на сцену «Мюзикферайна» и играть с Венским филармоническим оркестром. Мы с оркестром приняли решение, что откроем вечер не концертом Чайковского, как планировалось, а любимым произведением дорогого маэстро – этюдом-картиной Рахманинова ля-минор «Море и чайки».
Концерты в Карнеги-холле были аншлаговыми: лучшую интерпретацию программ обоих дней и лучшее «живое» звучание трудно себе представить.
Марис Янсонс считается одним из самых выдающихся дирижеров нашего времени. Мать Янсонса — оперная певица Ираида Германовна Янсонс, родила его в укрытии, в котором, будучи еврейкой, скрывалась в годы оккупации Риги от войск нацистской Германии. Все родственники Янсонса по материнской линии погибли в Холокосте. Его отец – знаменитый дирижер Арвид Янсонс. Марис учился в Ленинградской консерватории, потом в Вене у Ганса Сваровского и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971 году Евгений Мравинский назначил Мариса Янсонса своим помощником в Ленинградском филармоническом оркестре, где Янсонс оставался постоянным дирижером до 1999 года. В разные годы он возглавлял или регулярно работал со многими европейскими оркестрами и с оркестрами в Америке, сделал множество записей, удостоенных главных призов.
В 2015 году Марису Янсонсу была вручена «Большая музыкальная награда Латвии» за достижения в жизни; в 2017 году он стал обладателем золотой медали Королевской филармонии (Лондон). Берлинская филармония и Венский филармонический оркестр приняли его в почетные члены в 2018 году. В том же году он получил музыкальную премию – приз с рубинами им. Леони Соннинга – на Зальцбургском фестивале, а затем премию Герберта фон Караяна на Пасхальном фестивале там же в Зальцбурге в текущем 2019 году. И, наконец, уже в октябре 2019 года Янсонс был удостоен премии Opus Klassik за достижения в жизни.
В первом из ноябрьских концертов в Карнеги-холле Оркестр сыграл Симфонию №4 Брамса, «Четыре симфонических интерлюдии» из «Интермеццо» Рихарда Штрауса и его же «Четыре последних песни», которые исполнила известная американская оперная певица сопрано Диана Дамрау, о которой критик журнала Opera News писал: «Она способна делать все, что хочет, с любой нотой в любое время».
Во второй день выступлений оркестра Баварского радио Марис Янсонс на сцену Карнеги-холла не вышел. Он заболел, и его согласился заменить Василий Петренко, ныне главный дирижер Филармонического оркестра Осло и Ливерпульского королевского симфонического оркестра.
Под его управлением оркестр вначале исполнил увертюру М. фон Вебера «Эврианта», в которой композитор процитировал несколько своих прелестных фрагментов из своей оперы.
Затем прозвучал Концерт №23 Моцарта, также наполненный замечательными мелодиями. Его исполнил Рудольф Бухбиндер – австрийский пианист, один из самых известных современных пианистов. Карьера Р.Бухбиндера охватывает более 60 лет, а в его игре беспрецедентно сочетаются высокий интеллект и спонтанность.
Исполнение им произведений Бетховена считается образцовым. Р.Бухбиндер исполнил по всему миру цикл из 32 фортепианных сонат Бетховена более 50 раз и внес свой вклад в историю исполнения этих произведений на протяжении десятилетий. Он был первым пианистом, игравшим все сонаты Бетховена в течение одного сезона на Зальцбургском фестивале. Цикл был записан вживую на DVD.
В сезоне 2019–2020 гг. Венский музыкальный музей пригласил Р. Бухбиндера исполнить все пять фортепианных концертов Бетховена с пятью различными оркестрами и дирижерами мирового уровня в специально отредактированном цикле – впервые в 150-летней истории этого концертного зала. Его партнерами в этом исключительном проекте являются: Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути и германские коллективы: оркестр из Лейпцига «Гевандхаус» под управлением Андриса Нельсона; оркестр Мюнхенской филармонии (дирижер Валерий Гергиев), Дрезденский Staatskapelle (дирижер Кристиан Тилеманн). Пятым должен был быть Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Пока неизвестно, кто его заменит.
Концерты записываются вживую на CD. В рамках празднования юбилея Бетховена в 2020 году Р.Бухбиндер выступил инициатором Diabelli 2020: New Diabelli Variations – серии новых композиций, основанных на сочинениях Бетховена, написанных Лерой Авербах, Бреттом Дином, Тошио Хосокавой, Кристианом Йостом, Брэдом Любманом, Филиппом Манури, Кшиштофом Пендерецким, Максом Рихтером, Родионом Щедриным, Йоханнесом Марией Стаудом, Тан Дуном и Йоргом Видманом.
В 2019 году Р. Бухбиндер стал эксклюзивным исполнителем в Deutsche Grammophon. Он является почетным членом Венского филармонического оркестра, Staatskapelle Dresden и Израильского филармонического оркестра. Пианист придает большое значение изучению первоисточников и собирает коллекцию нот, включающую 39 полных изданий фортепианных сонат Бетховена, а также обширный архив первых изданий произведений композитора.
Ноябрьский концерт Симфонического оркестра Баварского радио в Карнеги-холле завершился исполнением 10-й Симфонии Дмитрия Шостаковича. Впервые она была исполнена Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского 17 декабря 1953 года, но не ясно, когда она написана: судя по письмам композитора – в период между июлем и октябрем 1953 года, но пианистка Татьяна Николаева заявляла, что симфония была завершена в 1951 году. Эскизы некоторых материалов указывают на 1946 год. Десятая симфония была написана через восемь лет после предыдущей вследствие опалы композитора, в частности, в период антиформалистских чисток 1948 года.
Симфония Шостаковича очень сильно отражает в музыке его неустойчивую жизнь в сталинском Советском Союзе. Оба: Сталин и автор изображены в симфонии. Первый – в мотиве, в котором таинственно зашифрованы его инициалы, а второй – в сумбурной второй части. В конечном счете, Шостакович одержал победу над диктатором, что отражено в танцевальном ритме триумфального финала.