Виталий Орлов
От Редакции: Сейчас, когда нью-йоркская самоизоляции, постепенно начала отступать, и мы все живем в предвкушении времени “открытых дверей и полных залов”, отдадим должное тем, кто беззаветно служил и творил искусство в непростые 14 месяцев пандемии.
Всемирно известные музыкальные институты Манхэттена не сложили свое оружие перед пандемией. Всеми способами, в том числе и вновь изобретенными, они продолжают помогать нам оставаться цивилизованными людьми, несмотря ни на какие попытки коронавирусных гитлеров вернуть нас в пещеры.
«Мекка» музыкантов мира – Карнеги-холл – входит в число сражающихся.
С 16 по 30 апреля 2021 года Карнеги-холл провел онлайн-фестиваль «Голоса надежды» (Voices of Hope), характеризующий стойкость художников, рассказывающих о той работе, которую они выполняют, несмотря на ужасающие обстоятельства и человеческие трагедии, а часто – вследствие их.
В течение двух недель первый в истории Карнеги-холла фестиваль, проведенный on line, показал более 100 концертов, фильмов, лекций, выставок и др., созданных в условиях ограниченной карантином свободы. Все эти представления, по большей части бесплатные, подготовлены как самим Карнеги-холлом, так и более 40 ведущими культурными и академическими учреждениями Нью-Йорка и несколькими другими за его пределами. В их числе Японское общество, Бруклинский институт социальных исследований, Музей Соломона Гуггенхайма, Театр Джойса и другие.
Все события фестиваля «Голоса надежды» зрители могли увидеть на сайте Карнеги-холла. В музыкальных программах фестиваля были выступления, начиная с оркестровых и камерных ансамблей, и до оперы, фолка и джаза, представляющих самую разную музыку, которая отражает перемены в культурной жизни общества и поднимает человеческий дух.
Музыкантов и художников продолжают волновать темы войны, конфликтов в странах с деспотическими режимами, трагедия Холокоста, а также социальные проблемы и те, что вызваны пандемией COVID-19.
В фестивале участвовали Рианнон Гидденс и Франческо Турризи, Магос Эррера и Бруклин Райдер, Иерусалимский квартет, Кинан Азме Ситибэнд, Кронос Квартет, Юте Лемпер, Джейсон Моран, Самора Пиндерхьюз, Хорди Савалл, Соми, Бостонский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр США и многие другие.
В дополнение к вечернему графику музыкальных представлений, каждый день в залах Карнеги-холла бесплатно демонстрировалась тщательно отобранная группа документальных фильмов и съемок выступлений (они, как и события всего фестиваля, доступны для просмотра по запросу на сайте carnegiehall.org/voicesofhope до 31 мая), в ходе которых показана роль искусства как инструмента сопротивления и солидарности.
«Наш фестиваль «Голоса надежды» – это созданное нами особое путешествие, приглашающее публику почувствовать вдохновляющую роль, которую артисты сыграли в самых мрачных главах нашей общей истории; запечатлеть события или моменты непростого времени; выразить надежду, смелость и сопротивление», – сказал Клайв Гиллинсон, исполнительный и художественный директор Карнеги-Холла. – Фестиваль также отражает современный мир и то, как во время глобальной пандемии мы продолжаем обращаться к искусству и художникам, чтобы получить вдохновение и стойкость, в которых мы так отчаянно нуждаемся».
Изначально планировалось, что с марта по май 2021 года будут проводиться живые выступления музыкантов. Позднее фестиваль «Голоса надежды» был преобразован в онлайн-фестиваль – после того, как Карнеги-холл был вынужден закрыть свои двери на длительный период из-за COVID-19. С апреля 2020 года Карнеги-холл сотрудничает с известными музыкальными исполнителями и композиторами для создания ряда новых оригинальных программ, чтобы оставаться на связи с аудиторией. Карнеги-холл работает над тем, чтобы снова привлечь публику «живой» музыкой осенью 2021 года.
Не имея возможности подробно представить все события фестиваля, расскажу лишь о небольшом числе событий, например, о тех, что связаны с русским искусством.
В день открытия фестиваля 16 апреля был показан документальный фильм режиссера Райнера Морица «Человек со многими лицами», посвященный одному из самых ярких и талантливых композиторов ХХ века Дмитрию Шостаковичу. Жизнеспособная карьера композитора свидетельствует о силе искусства перед лицом террора со стороны диктаторского режима. Основные моменты фильма –это обширные интервью Валерия Гергиева, отрывки из выступлений оркестра Мариинского театра, квартета Бородина и самого композитора.
19 апреля тот же Райнер Мориц представил оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – об однообразии и серости русской повседневности, определяющей судьбу главной героини Катерины Измайловой. Первоначальный успех оперы был дезавуироан ее осуждением в статье газеты «Правда», предвещавшей безжалостное, повсеместное и длительное подавление советского музыкального искусства. Райнер Мориц освещает трагическую историю произведения Шостаковича, основанного на смелой постановке Мартина Кушея для Голландской национальной оперы.
В 2006 году Голландская национальная опера Амстердама представила оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в ознаменование 100-летия со дня рождения композитора. Именно для этой постановки Марис Янсонс – один из самых известных интерпретаторов Шостаковича – впервые выступил в качестве приглашенного дирижера. Актерский состав включал сопрано Эву-Марию Вестбрук (дебют в Голландской национальной опере) в роли Катерины Измайловой, тенора Кристофера Вентриса в роли Сергея, тенора Людовита Люда в роли Зиновия Измайлова и баса Анатолия Кочерги в роли Бориса Измайлова.
Речь о Шостаковиче, а также о Василии Гроссмане и других представителях советского искусства, работавших при Сталине, шла также 22 апреля в докладе, представленном Бруклинским институтом социальных исследований «Амбивалентность и революция».
Для композитора Дмитрия Шостаковича и писателя Василия Гроссмана опыт творчества в сталинской России был чреват последствиями опасными и персонифицированными, не говоря уже о сложной эмоциональной, политической и художественной ситуации.
Создаваемое ими искусство, то официально превозносимое, то подавляемое, не поддается простой классификации. Как понять положение художника в Советской России, особенно в период между революцией и победой над нацистской Германией? Как понять искусство Шостаковича и Гроссмана – как праздничное, диссидентское или амбивалентное? Почему это важно? Об этом шла речь в докладе «Амбивалентность и революция»: музыка Шостаковича, романы Гроссмана и страшные условия, в которых они были написаны.