Виталий Орлов

В Центре искусств Барышникова (ВАС) этой зимой прошел концерт с участием  легендарного российского  композитора и пианиста Антона Батагова. Представить в короткой часовой концертной программе все огромное разнообразие его творчества в обеих названных ипостасях невозможно. Можно сказать, что в  ВАС состоялось очное знакомство с Батаговым, хотя  он и живет подолгу в Нью-Йорке, а его музыка часто звучит в радиоэфире США в одном ряду с сочинениями Гласса, Райха, Наймана, Фелдмана, Пярта, Шнитке, Сильвестрова, Кейджа.

Публика, пришедшая в ВАС, услышала мировую премьеру композиции  «Different Things» («Разные вещи»), состоящей из двух частей: «6th Avenue at 18th Street» и «Just One». Исполнители: Антон Батагов, струнный квартет «Attacca» плюс контрабасист Крис Саэбо и вокальный квартет. «Attacca»  исполнил также Квартет Бетховена, соч. 18                                                                                                                                                     Любая попытка идентифицировать стиль или жанр Антона Батагова наталкивается на почти непреодолимые трудности. Справочные статьи о нем пишут, что, как композитор,  Батагов начинал в традициях минимализма, имеющего в России собственные черты и уникальную историю. Его сравнивали с классиками американского минимализма. Батагов изменил не только отношение публики, но и специалистов к подобной музыке. В дискографии Батагова на данный момент более 40 компакт-дисков. Его музыка получила признание не только в России. В конце 80-х Батагов стал пропагандировать русскую музыку вне России, а нерусскую – на  своей родине. Антон Батагов принципиально повлиял на расширение эстетических горизонтов музыкального сообщества, на смысл музыкальной практики в России, на качественное изменение взглядов публики.

 

Влияние концертных и студийных работ Батагова на понимание классики и новой музыки, на художественные тенденции в России конца XX — начала XXI века с самого начала было огромным и неизменно сохраняется.

«Существуют вещи, которые в разные века одни и те же, – говорит Антон Батагов. – Немотря на разные стили и технику сочинения музыки, все они встречаются в каком-то  одном месте. Поэтому сейчас, когда мы живем в  эпоху так называемого постмодернизма, всю историю искусства можем воспринимать как некий строительный материал для создания того, что мы делаем в настоящем. Таким образом, мы, люди, живущие в XXI веке, получаем возможность почувствовать музыку, написанную в самые разные времена, как современную».

Духовной основой сочинений Батагова конца 90-х — начала 2000-х годов стала буддийская философия и практика. Он создал ряд масштабных произведений, которые фактически представляют собой новый, ранее не существовавший жанр, соединяющий древние буддийские тексты в их традиционном молитвенном исполнении с постмодернистской техникой композиции и практикой современного инструментального музицирования. Последнее сочинение такого рода – 80-минутная рок-кантата «Тот, кто ушел туда».

В настоящее время Антон Батагов выступает с циклами уникальных сольных концертных программ. Фортепианный  цикл  «Избранные письма Сергея Рахманинова» музыкальные критики назвали «сочинением, которое поменяло современные ориентиры».

В 2015 году альбом «I Fear No More» для оркестра, певца и рок-музыкантов – вокальный  цикл на тексты классика английской поэзии Джона Донна – в  исполнении Госоркестра России им. Светланова под управлением Владимира Юровского  был номинирован на International Classical Music Awards. О нем писали:  «Необыкновенно смелое, радикальное высказывание, от которого невозможно увернуться. Либо летим вместе, либо оставайся на земле»…

Первая часть нового произведения – «6th Avenue at 18th Street» (вблизи этого перекрестка в Нью-Йорке жил американский композитор-минималист Джон Кейдж) напомнила мне фрагмент, ставший классикой, из знаменитого фильма Жюльена Дювивье «Большой вальс». Иоганн Штраус едет в карете по Венскому лесу, и разнообразные его звуки постепенно складываются в голове у композитора в мелодию одного из лучших его вальсов.                                                                                                                                              Концерт в ВАС  начался с воспроизведения натуральной записи звуков на реальном перекрестке Нью-Йорка по адресу, вынесенному в название произведения. Постепенно в запись вплетаются живые звуки контрабаса, виолончели, затем струнного квартета в полном составе. И рождается музыка: некая разделенная на эпизоды одинокими звуками рояля аудиопоэма улицы.

Вторая часть «Different Things» – «Just One» – это вокализ на слова неизвестного автора, написанный Батаговым с помощью только четырех нот: С(ми), А(до), G(cи), E (соль), которые составляют  аббревиатуру, соответсвующую фамилии композитора Джона Кейджа (John Cage), очень почитаемого автором. Солист Стивен Хрицелак.

– Это, конечно, интересно, но музыка, как любое искусство, суть образность, – спросил я Антона Батагова в короткой беседе после концерта. – Если это не так, то, может быть, достаточно просто пойти по указанному реальному адресу и слушать улицу. А где же тогда музыка?

– Музыкальные инструменты в «Different Things» как бы организуют разнообразные уличные звуки, придавая им определенную форму, – ответил композитор. – На мой взгляд, во вскрике клаксона грузовика, быть может, больше образности, чем в музыке Бетховена…

–  Кстати сказать, как согласуется  ваше выступление с исполнением в концерте Квартета Бетховена?

– Когда я играю сольные программы, для меня нет границы между произведениями, написанными 200, 500 лет тому назад или вчера, как не имеет значения и то, подписано ли сочинение Бетховеном, Кейджем или неизвестным автором. Лишь бы оно совпало с моим сегодняшним представлением о нашей жизни.

Композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингхэм были новаторами. В их честь создан фонд Cage Cunningham Fellowship, призванный поддерживать тех, кто продолжает искать новые пути в искусстве. Обладателем первой премии фонда в размере  $50 000 стал выдающийся российский пианист Алексей Любимов. Всю премию Любимов решил разделить между пятью современными композиторами, заказав им новые опусы. Одним из композиторов  и стал Антон Батагов.

Антон Батагов. Фотография автора, после концерта в Нью-Йорке.