Целует клавиши прелестная рука… -Поль Верлен 

Ольга Керн,  интервью специально для ELEGANT NEW YORK. Июнь 2013, Нью-Йорк.

Также интервью с Ольгой Керн см. https://elegantnewyork.com/olga_kern_interviwe/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможна только с разрешения автора проекта.

 [quote style=”boxed”]Elegant New York , с большим удовольствием, представляет нашу гостью – победителя Первого Международного конкурса Рахманинова, победителя Международного конкурса Ван Клиберна, пианистку Ольгу Керн.

 

-Ольга, расскажите, пожалуйста, о вашем концерте в Линкольн Центре, что вы собираетесь исполнять и почему выбрали именно такую программу?

-Мой концерт состоится в рамках Первого Фестиваля Вишневый сад. Мне приятно принять участие в этом фестивале и я поздравляю всех с его дебютом в Америке, и конечно, от всей души, желаю, чтобы долгие годы он радовал нас своими успехами.

Как это обычно бывает в Нью-Йорке, я с большой радостью и нетерпением жду встречи со зрителями. Я так люблю выступать в этом городе и, особенно, в Alice Tully Hall, где 7 июня пройдет мой концерт.

У меня будет замечательная программа. В первом отделении – я буду играть Бетховена   – небольшие, редко исполняемые вариации на тему Сальери. Затем, я исполню произведение Шумана «Карнавал», которое считается апофеозом его творчества и вершиной пианистического репертуара.

Любопытно, что «Карнавал» имеет свой «шифр» – он строится на 4-х буквах – АSCH. Во-первых, это название города, во-вторых SCH – первые 3 буквы фамилии Шумана. Кроме того, каждая из пьес включает эти 4 буквы в названии и в музыке, потому что это ноты Ля, Ми бемоль, До, Си.

В этом произведении много маленьких пьес, перетекающих одна в другую, причем каждая из них представляет собой отдельный характер и имеет свое собственное название.  Каждая пьеса очень индивидуальна и персонализирована. И хотя они идут одна за другой без всякого перерыва,  – совершенно очевидно, что перед нами фейерверк разных образов.

[quote style=”boxed”]Музыка переносит нас  в обстановку дивного, мимолетного карнавала Шумана с его необыкновенными гостями-персонажами. Конечно, сюда приглашены Пьеро, Арлекин, Коломбина,  но среди гостей есть и великие музыканты. Так, одна из пьес посвящена Шопену. И, действительно, ты слышишь, что это Шопен, – настолько чарующе звучит музыка.  Другая новелла это  – Паганини. Потрясающе, как Шуман  смог передать роялем скрипичную, дьявольски прекрасную игру виртуоза.

 

В музыкальных новеллах «Карнавала» угадываются, попеременно возникая, две противоречивые натуры Шумана: одна поэтическая, другая необузданно страстная. Финал «Карнавала» – это его апофеоз – звучит  Марш Давидсбюндлеров против Филистимлян и перед нами проходит шествие библейских персонажей, завершающих феерическое празднество.

Исполнение «Карнавала»  требует большой концентрации и огромного внутреннего напряжения. Я люблю играть «Карнавал» на одном дыхании, а затаить дыхание на так долго, это, ой, как не просто (смеется). Но я всегда пытаюсь это сделать – создать одну линию на одном дыхании, с мелкими пьесами внутри, и со всем тем удивительным контрастом, который Шуман так  феноменально достиг в этой пьесе. Причем я стремлюсь сделать это так, что бы все прозвучало очень тонко и мимолетно.

Втрое отделение посвящено Рахманинову. Я в этом году очень много играю Рахманинова, и, конечно же, не могла не сыграть произведения этого великого русского композитора на нашем русском фестивале в Нью-Йорке. Как вы знаете, 2013 – год  двойного юбилея Рахманинова: 1873 – год рождения – 1943 год смерти.

Во втором отделении я буду исполнять 5 прелюдий Рахманинова, опус № 32. Они все очень разные, очень контрастные, с разными переживаниями и чувствами, как всегда у этого необыкновенного композитора. В концерте прозвучит Вторая соната Рахманинова. Я очень люблю это произведение и исполняю его достаточно давно.  В 1993 году я выиграла Первый Международный Конкурс Рахманинова, исполняя это произведение. Мне было тогда 17 лет.

 

Победа на конкурсе Ван Клиберна.

Я играла эту сонату и Третий концерт Рахманинова на конкурсе Ван Клиберна, на котором я также стала победителем. Поэтому, для меня это действительно  очень особенные произведения, они прошли со мной, на данный момент, весь мой творческий и жизненный путь. Конечно, теперь  я исполняю их совершенно иначе, годы позволяют многое понять, пропустить через себя и переосмыслить –  мое исполнение менялось вместе со мной, и сейчас я чувствую и исполняю эту музыку  совершенно иначе, чем в 17 лет.

Вторая соната Рахманинова черезвычайно глубокое произведение, композитор работал над ним очень долго. Сначала была написана первая редакция,

но в последствии Рахманинов ее значительно переработал и создал более компактную и лаконичную вещь, совершенно идеальную, на мой взгляд. В концерте я исполню 2-ю редакцию.

-Да, хорошо известно, что Рахманинов  –  ваш композитор, которого вы исполняете совершенно виртуозно. Нам, слушателям, повезло, что в вашей нынешней программе будут исполнены  его произведения. Скажите, пожалуйста, чем именно вам близок Рахманинов.

[quote style=”boxed”]-Что ж, став уже взрослым, достигшим определенных высот пианистом, я могу сказать, что Рахманинов – это тот композитор, которого должен исполнять каждый пианист. Не исполняя Рахманинова, ты не можешь стать высококлассным музыкантом.

Этот человек был гигантом – гениальным пианистом и гениальным композитором, –  совершенно грандиозным музыкантом. Как это ни парадоксально,  но такое сочетание встречается очень редко. Можно сказать, что в переплетении этих его качеств, в этой его гениальности в квадрате, есть нечто уникальное, что позволяет нам, пианистам, не только черпать в его творчестве мастерство и вдохновение, но и находить в самих себе нечто новое, позволяющее перейти на другую, более высокую ступень.

Рахманинов удивительно полифоничен, в этом очевидна его связь с Бахом, творчество которого очень много значило для Рахманинова, как для музыканта русской школы конца 19 – начала 20 века.

Так, к примеру, его Вторая соната, наполнена удивительным полифоническим языком. В ней звучит не только «внешняя» мелодия, – она еще и переливается многогранностью внутренних мелодий. Но эти мелодии нужно уметь извлечь на свет и показать, как они прекрасны. И в этом контексте интересна взаимосвязь Рахманинова-композитора и Рахманинова-пианиста. Он сочинял музыку, которую интересно и непросто исполнять!

[quote style=”boxed”]Впервые рахманиновскую полифонию  фантастическим образом  смог по-настоящему распознать и извлечь Ван Клиберн. Это его мастерство стало очевидным, когда он выиграл Первый конкурс Чайковского в 1958 году, исполнив Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова. Тогда он открыл для всех русских слушателей, как иначе можно сыграть Рахманинова. Это удивительно, но именно он нашел множество внутренних мелодий в музыке Рахманинова. Только после него стало понятно, как действительно нужно исполнять музыку этого композитора.

На записях Клиберна я училась воспринимать музыку Рахманинова. У меня есть все записи исполнений произведений Рахманинова. И я слышала, как сам Рахманинов исполнял свои произведения и очень люблю его исполнение. Но когда он записывал свои концерты, а он записал их все, была своя техническая специфика. Запись была сужена и лимитирована 40 минутами, в которые должен был уложиться весь концерт. Поэтому, Рахманинов исполнял их необыкновенно быстро, в таком повышенном темпе, несколько экзальтированно – как будто ветер пролетел – раз и все исчезло. Конечно, в записи слышен его феноменальный звук и поэтические моменты, но он все делал как бы в одну линию. А Клиберн показал, что эту музыку можно играть иначе, без всякой суеты, более романтично и глубоко, с еще большей с душой и сердцем, чем играл сам Рахманинов.

Можно сказать, я выросла на записях Клиберна, и, конечно, мне всегда безумно хотелось познакомиться с этим великим музыкантом. Поэтому я поехала на его конкурс. И то, что я победила тогда, мне кажется – это судьба, потому что этот человек был и остается со мной всегда, так же как и Рахманинов.

– Я знаю, что Ван Клиберн был для вас особенным человеком, а в этом году его не стало… Расскажите о вашей последней с ним встрече.

-Да, Ван Клиберн был для меня совершенно особенным человеком, нас связывала долгая, нежная дружба и взаимопонимание, он был для меня не только учителем, но и моим вдохновителем. Я многого добилась, благодаря ему и уверена, что еще на многое он меня подвигнет, несмотря на то, что его нет рядом. Поэтому я бы хотела в этом году посвятить исполняемые мной произведения Рахманинова  его памяти.

Ван Клиберн

А наша последняя встреча произошла в начале сентября.  Мне позвонил общий знакомый и сказал, что Ван Клиберн смертельно болен, и он хочет видеть меня. Это была огромная, страшная новость. Я сразу поняла, что если не поеду к нему прямо сейчас, то потеряю один из важнейших моментов в моей жизни. Ведь этот человек для меня  – одна из самых огромных вершин в музыке, в искусстве, в жизненной этике, пожалуй, просто во всем.

Я сорвалась и полетела в Техас всего на один день, который у меня был между моими гастролями в Европе.
Ван Клиберн родился в Техасе, затем жил в разных городах Америки, в том числе, в Нью-Йорке,  а в последние годы снова вернулся в родные места. У него там был замечательный дом,  в таком красивом месте, которое очень напоминает  Россию.

Я приехала к нему и увидела, что этот человек очень болен…, но душа его оставалась молодой и вдохновенной. Он, как и прежде, окрылял и наполнял собеседника энергией и счастьем. Мы говорили с ним всю ночь. Он мне рассказывал потрясающие вещи о музыке, которые я никогда от него не слышала раньше. Он мне рассказывал о том, как бы он хотел слышать  то или другое произведение, как бы хотел, что бы его исполняли, что бы он хотел сказать молодому поколению, такому, как мой сын. Вы знаете, ведь они знакомы. Мой Вадик первый студент, который получил его специальную стипендию в школу Джульярд  – стипендию Вана Клиберна.

В ту ночь Ван Клиберн  сказал мне одну вещь, о которой я теперь часто думаю. Он сказал, что ему кажется, что душа есть не у всех! Что у одних людей она есть, а у других вместо души пустота…  Такие люди не понимают музыку, искусство, не понимают красоты природы, красоты цветка. У таких людей нет внутреннего мира.

[quote style=”boxed”]Он говорил, что иногда нечто прекрасное, как музыка, например, позволяет душам соединяться, и тогда на свет появляются еще более  красивые души. Так наши дети будут лучше нас.  Он рассказывал о своей семье, о своих родителях, чье единение душ подарило ему его великий талант. И как он счастлив, что ему такой талант был подарен. Он считал, что зарождение человека происходит на высоком уровне единения душ, а не на физическом уровне человеческих тел.

И напоследок он сказал: «Я так счастлив, что у меня такая же болезнь как у Рахманинова, и я скоро его увижу!» Для Ван Клиберна Рахманинов был олицетворением России, а Клиберн очень любил Россию. Он часто говорил: «Мне Техас очень напоминает Россию. Когда я приехал на конкурс Чайковского в 1958 году и впервые увидел эту страну, я понял, как глубоко это сходство». Наверное, поэтому он играл Рахманинова так бесподобно хорошо. Он понимал душу композитора, его язык, он чувствовал так же, как Рахманинов и был влюблен в то же самое, во что был влюблен Рахманинов – в русскую природу.

И еще одно, чем я должна поделиться. Он мне сказал: «Мы, музыканты, всего лишь руки композитора, которые могут  воспроизвести его музыку. Но для того, чтобы музыка зазвучала по- настоящему, мы должны впустить в нее душу композитора».

… Утром, когда мы прощались, он показался мне таким хрупким,… и его удивительные глаза, в которых можно было просто растворится, забыв обо всем… Тогда я поняла  – все, что осталось в нем – это его необыкновенная душа, которая меня обняла и напутствовала несколькими потрясающими словами.

Почему я так подробно говорю об этом нашем ночном разговоре?  Наверное, потому, что он оказался очень важным, стал его прощанием и завещанием  нам, оставшимся на земле.

-Какие ваши ближайшие творческие планы? Когда вас снова ждать с концертами в Нью-Йорке?

– Это замечательный и очень насыщенный год для меня. В этом году я продолжу запись дисков с музыкой Рахманинова на фирме Sony. В прошлом году совместно с Соль Габетта (виолончель)  я записала  Виолончельную сонату Рахманинова, а в этом году, там же, я буду записывать все прелюдии  Рахманинова, опус  №23 и № 32.

Также, я собираюсь выступать на летних фестивалях. В частности,  в Лионе на  фестивале Рахманинова, где я буду снова играть Рахманинова:  все его 4 концерта,  плюс Рапсодию на тему Паганини, с великим дирижёром Леонардом Слаткиным.

Вернувшись в США,  буду выступать на ежегодном фестивале Рахманинова в Колорадо. Затем улечу в Польшу на фестиваль Шопена, а затем, на фестивали в Италии и Швеции.

Потом опять вернусь в Америку и буду играть концерты с симфоническим оркестром Цинциннати и  сольные концерты по Америке.

Потом состояться концерты в Праге, где снова буду исполнять Рахманинова. Потом я еду в Нью-Мексико. И завершает этот год мое большое турне по Китаю. Но, в конце декабря вернусь домой, чтобы, все же, встретить Новый Год с семьей (смеется).

2014 год начнется тоже очень бурно. В январе у меня концерты в Милане и  турне по Европе.

[quote style=”boxed”]Потом я возвращаюсь в мой, можно сказать, родной город в Техасе, в  Форт Уорт, где жил Клиберн. Там состоится очень важный для меня концерт, в честь открытия концертного зала в музее изобразительного искусства Кимбелл. Это воля Клиберна: чтобы я выбрала инструмент для этого музея и играла на его открытии. Это большая честь и радость для меня.

А в феврале я буду снова играть в Нью-Йорке. Это выступление будет в рамках концертного сезона, который так и называется  92 Street Y.  Это очень серьезная организация, и артистам туда очень не просто попасть. Там выступают только серьезные, крупные музыканты, и я приглашена и буду играть, что очень приятно для меня. Такие мои планы. Так что, до скорых новых встреч.

 

Благодарим Ольгу Керн за эту прекрасную беседу.

Специально для Elegant New York интервью вела Татьяна Бородина
More information about Olga Kern at: https://www.olgakern.com/home.html

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможна только с разрешения автора проекта.