Абстрактная живопись Ольги Дмитренко
Иванна Стратийчук
Что движет рукой художника, наносящего на полотно энергичные вдохновленные мазки? Какой внутренний порыв приводит человека к тому, чтобы сделать искусство важной частью своей жизни, заставляющей откладывать в сторону будничные дела и погружаться в творчество? Ощущение безграничной свободы и полной независимости — так отвечает на этот вопрос живописец Ольга Дмитренко. Именно абстрактная живопись, лишенная формальных и логических рамок фигуративного искусства, жаждущая передать подсознательное, спонтанное и, на первый взгляд, хаотическое, смогла в полной мере отразить стремление художницы к свободе самовыражения.
Ольга Дмитренко родилась и выросла в Херсоне (Украина), окончила Киевский государственный университет и профессионально реализовалась как ученый-физик. К изобразительному искусству она обратилась только после переезда в США. По словам Ольги, именно эмиграция послужила для нее толчком к занятиям живописью. В ее родной стране на тот момент бытовало мнение, что называться художником может только человек, получивший академическое художественное образование, обладающий определенными навыками и школой. Потому свои юношеские рисунки Ольга не показывала никому, кроме близких, не считая свои занятия чем-то серьезным. Соединенные Штаты, напротив, встретили Ольгу атмосферой принятия и поощрения, побудив отбросить стеснения и развивать свои художественные таланты.
Абстрактная живопись Ольги Дмитренко отражает внутренние поиски художницы, ее практику самопознания. Свои работы она называет «пейзажами души» (mindscapes). Они фиксируют определенное эмоциональное состояние, выводят из тени скрытые чувства, обычно тщательно сдерживаемые сознанием. Если живопись — в первую очередь, средство самовыражения, то абстрактное искусство — самая индивидуальная, самая психологическая его форма, достигающая глубин подсознательной деятельности человеческого ума. Любое движение кисти — это некоторое движение души, импульс, передающий различные внутренние ощущения: тягость и радость, страхи и надежды, конфликты невидимых сил, ускользающие смыслы и связи на грани разрыва. Абстрактная живопись позволяет свободно выплеснуть неосознаваемое, чтобы, впоследствии, придав ему форму, — осознать что-то в себе и прожить это сполна.
Основным выразительным средством в живописи Ольги Дмитренко является цвет. Излюбленная золотисто-голубая гамма часто выступает в качестве первичного носителя эмоции в ее полотнах. Каждый «пейзаж души» сначала проявляется определенной цветовой палитрой, и только потом поверх нее возникают композиции: ритмичные и порывистые структуры устремляются вверх и в стороны или же свободно текущие формы стремятся заполнить весь холст.
Резкие, динамичные линии организуют цветовое пространство, как будто бы автор стремится уловить и зафиксировать тонкие грани эмоций, подчеркнуть их изломы, чтобы изучить строение чувств со всех возможных сторон, обнажить их конфликтную природу. Это творческое исследование внутренних переживаний порой приводит к центру, к их неделимой сути, аморфной и сырой материи ощущения — тогда в живописи Ольги появляются плавные, перетекающие объемы, мягкие линии и сниженный контраст. Иногда в абстрактной ткани спонтанно возникают фигуративные элементы, словно в чувственную канву вплетаются обрывки смыслов. Начальный замысел, по признанию художницы, может сильно отличаться от готовой работы, но как бы она не менялась в процессе творческого поиска, именно цвет задает направление и цель пути.
Названия для полотен приходят лишь по окончанию работы. Абстрактная живопись — выражение внутренней свободы, однако устройство человеческого ума требует объяснений, наделения логическим смыслом. Переживание пластики, направление изгибов, ощущение формы — абстрактное все равно о чем-то напоминает. Так появляется «Голубое небо и потерянная империя», «Остров затерянных кораблей», «Царство снов», «Озеро мечты», «Морской порт зимой», «Огни Мариуполя» …. — в названиях работ Ольги Дмитренко часто проскальзывают намеки на их пейзажный характер, хотя, принимаясь за работу над холстом, художница никогда изначально не закладывает связей с определенной локацией. Нередко названия работам дают зрители, увидев в каком-то полотне знакомые мотивы.
Впрочем, узнавание — лишь первый коммуникативный аспект живописи Ольги Дмитренко. Глубокое понимание абстрактного искусства требует отказаться от попыток понять, что изображено и погрузиться в мир эмоций и чувств. Цвет, форма, ритм и пластика действуют как музыка, приводящая в вибрацию человеческую душу. Абстрактная живопись щедро дарит зрителю новый язык для выражения эмоций, приучает к нестандартному образу мыслей, к постоянному самопознанию. Свободные ассоциации, едва уловимое движение мысли, ускользающие эмоции, мечты и фантазии — все то, что томится внутри и просится на волю, получает свое воплощение.
Вновь и вновь проявляя в своей живописи страсть ученого, со всех сторон рассматривающего и даже препарирующего свой предмет, чтобы достичь ядра познания, Ольга Дмитренко подчеркивает сходство творческого и исследовательского процессов. «Наука — это тоже творчество, у науки много общего с искусством», — говорит она. Как наука открывает новые грани мироустройства, проникает в глубины творения, так и живопись проникает в глубины человеческой души. Вот только в отличие от коллективной научной деятельности, результат творческих опытов всегда полностью принадлежит автору и дарит шанс в полной мере реализовать свою индивидуальность и независимость.
Абстрактное искусство тесно связано с человеческим началом. Отклик от того, что делает художник, может вызвать переосмысление собственных форм работы над собой, раскрепостить переживания, ввести в медитативное состояние и дать опыт самопознания. Любые абстрактные поиски — это поиски себя, структуризация эмоций и пока еще несформулированных мыслей. Освобождение подавляемых эмоций открывает путь к осознанию, к обретению и сохранению внутренней гармонии. Таким образом, абстрактная живопись Ольги Дмитренко оказывается формой самостоятельной работы с подсознанием, творческой практикой самотерапии, которой она щедро обучает своего зрителя.