Знаменитые часы на фасаде театре имени С. Образцова

 

Сегодня Elegant New York с большим удовольствием представляет нашего гостя Ирину Леонидовну Корчевникову, директора театра кукол им. С. Образцова,  которая любезно согласилась ответить на несколько наших вопросов.

 

 

Образцов, 1930-1931 год

 

– Ирина, расскажите, пожалуйста, об истории  театра, когда и как он возник, о его самых значимых спектаклях и легендарных именах?

– Свою первую куклу – «Негр» – Сергей Владимирович Образцов сделал сам в 1921 году, когда  учился и работал  в Художественных мастерских. Самая простая кукла из чулка и тряпок , со смешными круглыми глазами. Выступления Образцова с этой куклой открыли для него самого и для зрителей его актерские и вокальные способности.  Поступив в 1922 году в Музыкальную студию при Художественном театре, Сергей Владимирович  стал актером – студийцем при этом театре и затем, уже в МХАТ-2 работал как ассистент режиссера.

[quote style=”boxed”]Но зародившееся желание работать с куклой его не оставляло, он сам делал кукол, разрабатывал их механизм, позволяющий  кукле двигаться, работать руками, глазами. Со своими «подопечными» он выступал на капустниках, разных праздниках и к 1930-му году стал очень популярным участником многих мероприятий.  К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, А.Я.Таиров, С.М.Михоэлс  давали высокую оценку мастерству молодого артиста, которого отличала не только артистичность, музыкальность, но и талант художника и мастера- кукольника.  Когда в 1930 году решено было создать в Москве Центральный театр кукол, видные кукольники того времени предложили на роль лидера в этом театре Сергея Образцова. Один из искусствоведов писал в то время: «Будущее за Образцовым… Он музыкален,… поет, у него хорошая дикция, он художник. А главное, он умеет видеть. Это очень много.»

Датой открытия театра считается  16 сентября  1931 года. С этого момента театр ведет свою летопись.  В 2016 году мы будем отмечать 85-летие театра, и отметим мы его открытием  8-го Международного фестиваля театров кукол им. С.В. Образцова, ставшего уже традиционным. 1-й фестиваль состоялся в 2001 году – в год столетия со дня рождения основателя театра Сергея Владимировича Образцова.

Образцов 1934 год

[quote style=”boxed”]Более 150 наименований спектаклей прошло через руки кукольников нашего театра, но есть среди них такие, что и сегодня составляют Золотой фонд  театрального искусства. Это и спектакли для детей «Волшебная лампа Аладдина», «По щучьему велению», и, конечно, целый ряд спектаклей для взрослых –  «Необыкновенный концерт»,  сыгранный почти 10 тысяч раз, и вошедшая в книгу рекордов Гиннеса «Божественная комедия»…

Незабываемые спектакли «Чертова мельница» и  «Под шорох твоих ресниц»,  «Дон Жуан» и «И-Го-Го»  поражали воображение зрителя виртуозностью  кукловождения   и мастерством артистов. Практически весь сказочный репертуар воплощался и воплощается на сцене нашего театра. Лучшие драматурги, пишущие для кукольного театра, и классики русской литературы представлены в нашем репертуаре.  Это и  Пушкин, и  Гоголь, и  А. Толстой,  не говоря уже о детской классике — Маршак, Барто, Чуковский, Шварц! Сегодня  куклы из этих спектаклей  составляют основу постоянной экспозиции нашего музея – одного из крупнейших в Европе Музеев театральной куклы.

 – Были ли вы лично знакомы с Сергеем Владимировичем Образцовым? Что он был за человек, как ему удалось в советское время создать такой свободолюбивый и независимый театр? 

Сцена из спектакля "Старый сеньор и..." 2012 год)

– Знакома не была, но помню его очень хорошо с тех пор, когда меня, еще ребенка,  водили на  спектакли кукольного театра на пл. Маяковского – первом здании, которое театр получил в 1937 году. Затем мой сын был постоянным зрителем театра. В 1970 году театр переехал в новое здание на Садово-Смотечной. Символичным знаком и визитной карточкой этого уникального  здания  стали часы с механическим и звуковым приспособлениями, открывающимися окошками, в которых появлялись куклы, работающие и играющие на инструментах под знаменитую народную русскую песню «Во саду ли в огороде». И вновь автором и  вдохновителем осуществления изумительной идеи  таких  часов был неутомимый Сергей Владимирович Образцов.

Образцов создавал свой театр в трудные тридцатые годы.    Но ему помогали его талант видеть и слышать,  талант отбирать актеров и превращать их в своих единомышленников , умение быть независимым и отстаивать свое собственное видение той или иной проблемы.  Нельзя сказать, что он был обласкан властью, хотя его кукольное мастерство было знакомо Правительству страны, Сталину, так как часто его приглашали для участия в,  так называемых, Правительственных концертах.

 

Гастроли в Нью Йорке 1963 год

[quote style=”boxed”]На спектакли  нашего  театра приходили такие знаменитости, как  Гордон Крэг и сын Президента США Э. Рузвельт,  Джим Хенсон, снявший в 1984 году фильм об Образцове,  и считавший себя его учеником,  Саманта Смит и Джорс Соррес.  В списках для посещения культурных мероприятий зарубежными или советскими ВИП-персонами  Театр кукол под руководством Образцова, а в настоящее время – имени С.В. Образцова, всегда стоял рядом с Большим театром , Художественным театром.

Театр Образцова за время своего существования  гастролировал  практически на  всех континентах. Самые большие гастроли театра в США проходили в 1964 году. Продюсером гастролей тогда бы Сол Юрок. На сцену в Нью Йорке поднялись  Джон и Жаклин Кеннеди, которые пообещали обязательно посетить спектакли в Вашингтоне. Но не случилось.  25 ноября 1964 года Джон Кенеди был убит.

В чем была особенность С.В.Образцова как руководителя театра?  

– Образцов – создатель театра, и его театр, можно сказать, был авторским. Как руководитель театра он давал возможность своим ученикам работать не только в  качестве актеров,  но и  режиссерами. Сперанский, Кусов, Самодур – стали видными мастерами кукольного режиссерского искусства.  Единомышленники и творцы, являясь адептами искусства театра кукол Образцова,  оставляли за собой право на эксперимент, и Образцов это стремление в них всегда поддерживал.

"Необыкновенный концерт"

– «Необыкновенный концерт» появился в театре в 1946 году под названием «Обыкновеннный концерт».  Пародия на стандартные эстрадные спектакли в кукольном воплощении в жанре варьете, гротеска вызвала обиду у некоторых эстрадников, и спектакль через три года был переименован в «Необыкновенный концерт».

[quote style=”boxed”]Спектакль и сегодня – визитная карточка театра. Каждый театральный сезон открывается и закрывается «Необыкновенным концертом». Сыгранный около 10 тысяч раз спектакль и сегодня проходит на аншлагах.

Сцена из спектакля "Синяя птица" (2013 г.)

Сергей Владимирович Образцов ушел из жизни 8 мая 1992 года.  В театре работали разные режиссеры и в 2012 году театр возглавил в качестве главного режиссера  Борис Константинов – молодой, талантливый режиссер кукольного театрального искусства, дважды отмеченный самой высокой Национальной  театральной премией «Золотая маска».

После 1992 года, как и в каждом живом организме,  в театре были удачи и неудачи,  приходили режиссеры со своими новациями, некоторые из них работали короткое время. Но побеждало всегда стремление к работе с,  так называемой,  тростевой куклой – сложной куклой, которую, порой, ведут 2-4 артиста, но позволяющей создать у зрителя полное ощущение, что на сцене  живое существо, почему-то работающее на ширме.

[quote style=”boxed”]Сегодня формат новых спектаклей с тростевой куклой позволил перейти к бесширмовым спектаклям в, так назыаемом, «черном кабинете», как, например, «Старый сеньор и…» по произведениям Габриэля Гарсиа Маркеса, отмеченный в этом году «Золотой маской».

Сцена из спектакля "Все другие и собака" (2014 год)

– Вы уже больше года возглавляете театр, и, насколько я знаю, ваш девиз — « Назад, к Образцову!». Расскажите о своих планах и о том, как собираетесь реализовать этот девиз.

– Назад, к Образцову – это вновь, не отказываясь от экспериментов,  продолжить работу артиста с тростевой куклой, продолжить работу кукольного театра как искусства синтетического театра, в котором кукла оживает в руках кукловода и способна творить чудеса – играть по системе Станиславского, демонстрировать высокое вокальное искусство, поражать искусством пластических элементов, а главное, вызывать у зрителя желание еще раз придти к нам в театр.

Только что мы открыли Третью сцену, где будем показывать  самые популярые спектакли для маленьких зрителей.  Так мы начинаем новую жизнь нашего театра как Международного центра кукольного искусства имени С.В. Образцова. Это также «Назад, к Образцову!», так как важные слова в названии нашего театра – Центральный театр кукол имени Образцова — с  самого открытия театра позиционировались создателями театра как  Центра кукольного искусства.

 

– Буквально на днях, 20 июня, начинаются гастроли Театра Образцова в Нью-Йорке. Уверены что они пройдут с огромным успехом. Зрители с нетерпением ждут встречи с Необыкновенным Театром. Спасибо вам, Ирина, за замечательный рассказ об истории и сегодняшних днях легендарного театра кукол. 

Интервью вела Татьяна Бородина.