Виталий Орлов

summerstage-central-park

 

 

Как давно это было! Как далеко это было! Замечательный Сад им. Шевченко в Харькове, огороженный только тополями открытый летний театр на том месте, где позже был возведен (стекло и бетон) cверкающий современный киноконцертный зал «Украина». В том театре были простые «рубленые» скамейки, а на сцене – оркестр Харьковской филармонии под управлением Израиля Гусмана.

Звучат песни в исполнении поп-зведы тех лет Ружены Сикоры.  Начинается дождик, кое-кто из зрителей уходит, другие пытаются спрятаться под деревьями. И тогда Ружена Сикора, одетая в роскошное пышное белое платье с кринолином, выходит из-под крыши на авансцену и уже под проливным дождем, не без вызова, продолжает петь: «Красную розочку, красную розочку я тебе дарю».

А вот еще одно ностальгическое воспоминание, но уже значительно более позднее: Нью-Йорк, «Трайбека –центр». На сцене Людмила Гурченко. В ее прекрасном и трогательном исполнении звучит ретро: песня Матвея Блантера на стихи Алексея Фатьянова «В городском саду играет духовой оркестр». Людмила Марковна, а для многих харьковчан – просто Люся, спускается со сцены в зал и приглашает на вальс убеленного сединами морского офицера, в глазах которого легко читается:

Верь, такой, как ты, на свете
Нет наверняка,
Чтоб навеки покорила
Сердце моряка.

Мне почему-то кажется, что памятное многим, вдохновенное исполнение Людмилой Гурченко этой «старой песни о главном» было навеяно воспоминаниями о концертах в саду ее харьковского детства – она ведь и жила-то неподалеку.

PPCelebrateBkyn-

И наконец, последнее воспоминание о событии, происшедшем совсем недавно: ежегодно летом в городских парках пяти районов Нью-Йорка Симфонический оркестр Филармонии дает бесплатные концерты для всех желающих.

На больших полянах парков собирается передвижная эстрада для оркестра, а зрителям предлагается прийти в парк с покрывалом или пледом, шезлонгом или складной табуреточкой и расположиться прямо на газоне, сидя или лежа. Опытные слушатели берут с собой еще и маленьких детей, и собак, вино и бутерброды, свечи и зонтики.

New York Philharmonic

И ничто не может помешать им получить настоящий кайф в этот вечер, даже непрерывный гул самолетов, которые как раз в этот вечер, если речь идет о бруклинском Проспект-парке, пролетают над ним каждые 3-4 минуты, совершая посадку в JFK…Что поделаешь, самолеты – это не собаки, и не дети, которые не издают во время концерта ни единого звука. Запретить самолетам гудеть, хотя бы на время, нельзя! Или все-таки можно?..

Оказывается, традиция концертов в парке, такая близкая многим из нас, существует в «бездуховном» Нью-Йорке вот уже 50 лет, из которых я уже почти 20, с момента приезда в Америку, каждое лето в них хожу.

New York PhilharmonicЕсть какой-то особый шарм, особая свобода мыслей и чувств, которые тобой овладевают, когда ты слушаешь музыку, глядя даже не на сцену, а на верхушки крон столетних деревьев, которыми окружена поляна. Потом наступают сумерки, деревья становятся силуэтами, и слушая музыку, можно уже смотреть не на них, а в бесконечное пространство звездного неба, и думать, думать… Даже если акустика не идеальна!

В последние 50 лет более 50 американских и зарубежных дирижеров, так же, как и 50 солистов, выходили на летнюю сцену в парках Нью-Йорка. Среди них Бенни Гудман; Аарон Копланд, сыгравший собственный концерт для фортепиано; Мариан Андерсон; Леонард Бернстайн, исполнявший как солист Коцерт №25 Моцарта для фортепиано и оркестра и «Рапсодию в Голубом» Джорджа Гершвина.

Многие люди открыли для себя красоту классической музыки благодаря концертам в нью-йоркских парках. С 1965 года, когда они начались, их посетили более 14 миллионов слушателей.

gilbert-parksПервые два концерт серии этого года состоялись в Централ-парке Манхэттена. В первом из них 17 июня исполнялись произведения Барбера, Гершвина, Бернстайна, Копланда, Роджерса и некоторых других композиторов. Дирижировал главный дирижер Оркестра филармонии Алан Гилберт, солист Джошуа Белл (скрипка). Эта же программа была повторена в Квинсе 22 июня, но с участием вокалистов Джулии Буллок и Бена Блисса.

Программа второго концерта в Манхэттене 18 июня включала произведения франузских композиторов: Берлиоз, Увертюра «Римский карнавал»; Сен-Санс, Концерт №3 для скрипки с оркестром; Равель «Вальс»; и сюита «Петрушка» русского композитора Стравинского.  С этой же программой оркестр выступил 19 июня в Бруклине и 23 июня – в Бронксе. Дирижировал Шарль Дютуа, солист Рено Капюсон (скрипка). В каждом из этих концертов побывало не менее 12 000 любителей музыки. В Стейтен –Айленде 24 июня выступил камерный ансамбль филармонии.

Перед началом Бруклинского концерта слушателей приветствовали дирижер Шарль Дютуа, сенатор Чак Шумер, глава администрации Проспект-парка Сью Донахью, вице-президент Нью-Йоркской Филармонии БиллТомас, и пастор Френк Хайе.

Швейцарский дирижер Шарль Дютуа известен как выдающийся интерпретатор русской и французской музыки. Начиная с 1960-х годов он работал с ведущими симфоническими оркестрами мира. Среди оркестров, в которых Дютуа исполнял обязанности главного дирижера, Лондонский Королевский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Монреальский, Цюрихский, Гетеборгский, Филадельфийский и Токийский симфонические оркестры.

reno (1)

Скрипичный концерт Сен-Санса исполнил известный французский скрипач Рено Капюсон.

В 1995 году он окончил Парижскую консерваторию и с юных лет играл в Молодежном оркестре Европейского союза под управлением Клаудио Аббадо, затем был первой скрипкой в основанном тем же Аббадо Молодежном оркестре имени Малера. В текущем году, а также в двух предыдущих, Капюсон играл в Москве и Ст.- Петербурге.  После каждого концерта – фейерверк, вносящий дополнительные яркие краски в этот праздник музыки.

К сожалению, в этом году концерты Нью-Йоркской Филармонии в парках уже закончились, но другие летние концерты и театральные постановки под открытым небом будут продолжаться все лето.
Посмотрите здесь, возможно вы найдете для себя нечто интересное.