От Редакции: Сегодняшняя публикация начинает новый цикл – Нью-Йоркские зарисовки. Приглашаем наших читателей принять в нем участие. Если, вы можете и хотите, поделиться, на страницах нашего журнала, своими знаниями или историями о Нью-Йорке или его жителях – милости просим.

Будем рады вашим занимательным, повествовательным, веселым или романтически, и даже насмешливым и ехидным историям о  разнообразном и много-много характерном Нью-Йорке. Если ваши историю будут иллюстрированы хорошими авторскими фотографиями, вас ждет ПРИЗ!

Присылайте ваши истории на адрес tborodina@gmail.com c пометкой Нью-Йоркские зарисовки”

***

История успеха и салонный вальс

Изольда Манделблат

На очень красивой улице, бегущей вдоль Западной границы Централ Парка, уютно расположился интересный  музей Исторического Общества Нью-Йорка (New-York Historical Society, Central Park West @ 77th Street ) . Это первый музей, организованный в Нью Йорке в 1701-м году на основе коллекции Джона Пинтарда, который для начала  набрал  экспонаты «всего понемногу изо всех краев» и выставил их в Сити Холле. Позже общество получило собрание «изящных искусств» американского коллекционера Лимена Рида, шедевры Декстера и других богатых людей страны. В современное здание музей переехал в 1908-м году.

Этот старейший городской музей располагает небольшой, но очень интересной постоянной коллекцией. Среди экспонатов – кусок занавеса, расписанный Пикассо к балету Мясина «Треугольник» для  сезонов Дягилева; старинное серебро колониального периода, а также серебряная посуда, принадлежавшая американской знати,  очень красивые лампы Тиффани из коллекции американского доктора Нейштадта, оригинальные акварели Джона Джеймса Одюбона к его альбому «Птицы Америки».

Я часто бываю в этом районе – здесь находятся офисы моих врачей. Периодически забегаю в этот музей и нередко нахожу сведения о самых разных людях, оставивших свой след в истории Нью-Йорка. Они мне интересны. 

 

Когда-то я здесь узнала об американской писательнице Кей Томпсон и познакомилась с девочкой Элоизой, которая живет на верхнем этаже манхэттенского отеля Плаза. Кей Томпсон дружила с родителями Лайзы Миннелли, и Элоиза очень Лайзу напоминает. Оказалось, что Кей Томпсон интересна не только как писательница. Ею восхищалась Одри Хепберн, когда увидела поющей «Think pink» в фильме «Смешная мордашка», в котором ее снял Стэнли Доннен.

В другой раз на выставке ламп Тиффани мне рассказали о Кларе Дресскол. Именно она, а не ее работодатель, является реальным создателем самых известных ламп.

А недавно Музей представил новые интересные материалы.   Обратила внимание на экспозицию «DiMenna Children’s History Museum», которая рассказывает об условиях и принципах достижения карьерного успеха в Америке. Это пять историй о детях, приехавших в США из разных стран и ставших богатыми и знаменитыми, благодаря их «трудолюбию и везению». И я вспомнила навыдуманную историю о бедном еврейском мальчике, приехавшем в Америку из царской России и ставшим приближённым русского царя. 

Рассказываю.

Вальс! «Смеется вальс над всеми модами света»…

Сколько разных воспоминаний рождают эти «протяжные напевы счастья и тоски». И вот еще один «старый забытый вальсок».

Эти ноты  моей дочери, пианистке Симоне Френкель, подарила наша приятельница, французская художница Ильяна Краснер. Простая приятная мелодия вальса, сочиненная анонимным автором, и непростая история жизни человека, с которым этот вальс связан.

Макс Робинсон – нищий эмигрант из России и богатый американский предприниматель, поставщик шоколада ко двору русского царя… По словам Ильяны, так было на самом деле. И эту, типично американскую историю, она описала в своей книжке «Поезда и яблочный пирог», которая недавно вышла на французском языке. Расскажу ее по-русски.

Еврейская семья Робинсонов приехала из России в Новый Орлеан в середине 19-го века. Убегали из черты оседлости от погромов, бесправия и нищеты в надежде на свободную и сытую жизнь. Свободу получили, денег не хватало даже на оплату обучения детей в школе. И двенадцатилетний мальчик, голодный и плохо одетый, бродит по городу в поисках какой-нибудь работы. Мальчика зовут Макс Робинсон, и ему очень хочется есть. И тут начинается типичная американская история. Классика жанра – оказаться в нужном месте в нужное время. Случилось так, что богатому лавочнику срочно потребовался стекольщик для починки разбитой хулиганами витрины магазина, и он обещал наградить того, кто приведет к нему мастера. Конечно, шустрый мальчишка разыскал стекольщика и получил в награду один доллар.

И тут начинается самое главное: как распорядиться полученным богатством? Купить мороженое, порадовать подарком близких, сходить в цирк-шапито, который так заманчиво светит своими огнями… Макс решает иначе. По законам жанра правильно. Он покупает две катушки ниток, разделяет каждую на три части и продает полученные шесть моточков беднякам, живущим по-соседству. Выручает три доллара! Целое состояние!

Макс становится офеней – розничным бродячим торговцем, сначала пешим, потом лошадным – приобретает фургон. Мало-помалу скопился начальный капитал и повзрослевший юноша решает возвратиться на родину, теперь уже не в качестве бедного еврея, а в роли состоятельного американского предпринимателя.

Решение оказалось правильным – он выбрал нужное время и нужное место – Петербург. Здесь он встречает американского кондитера, который не говорит по-русски и из-за этого не может решить ряд организационных вопросов. Эта встреча оказалась судьбоносной – в Петербурге, на Лиговской улице № 52 появилась фабрика и процветающий Торговый Дом Блигкен и Робинсон, поставляющий шоколад ко двору Его Императорского Величества. И соответствующий светский образ жизни богатого человека – балы, дача в Царском селе, поездки на воды за границу…даже знакомство с Распутиным. Для привлечения покупателей к расписной коробке шоколадных конфет прилагались ноты салонного вальса, с которого я начала свой рассказ.

Шло время. Война, Революция. Холокост. Ильяна и ее дочери, Сильвия и Лили, ее внуки –  сохранившиеся потомки семьи Робинсонов. Осталась и фабрика на Лиговке. Теперь она называется кондитерская фабрика имени Н.Крупской.

***

А сейчас совсем другая история. Но согласитесь, в ней прослеживается очень характерная нью-йоркская тема: эмиграция-успех-меценатство,  и снова – музыка. 

Джульярд.

В тот апрельский вечер в Метрополитен Опера давали «Севильский цирюльник». Среди расходившейся после спектакля оживленной публики можно было заметить немолодого господина, тяжело опиравшегося на палку и медленно направлявшегося к своему дому №11 на Западной стороне 57-ой улицы. Одиночество – плохой спутник, – ему было холодно и одиноко.

Augustus Juilliard

В свой 83-й день рождения трудно возвращаться в пустой дом, где прошло много счастливых дней с недавно умершей женой Хелен. И не знал он, красивый и респектабельный человек, что этот знакомый и ставший таким привычным путь от театра к роскошному трехэтажному особняку из коричневого кирпича в самом престижном районе Манхэттена, он преодолевает в последний раз. Господина звали Огастас Джульярд. И было это 100 лет назад 19 апреля 1919-го года. Через 6 дней Огастас умер в своем доме от воспаления легких. Отпевали его в старинной Нью-Йоркской церкви Святого Томаса ( St. Thomas Church) на 5-ой Авеню и 53-ей улице при большом скоплении народа – Нью-Йорк любил этого человека, щедро поддерживавшего театры, музеи, больницы города.

А через два месяца огласили завещание Джульярда, по которому 15 миллионов долларов меценат подарил городу для развития здесь профессионального музыкального искусство. Музыка – была любовью всей его жизни. Так Нью-Йорк получил свою всемирно известную Джульярдскую Школу Музыки.

Какая непонятная вещь – любовь. Кто может мне объяснить, почему мы любим что-то, а что-то – нет? Почему один любит полеты в небо, охоту, рыбалку, кофепитие, путешествия, а другой любит пить чай, наслаждается чтением, коллекционированием картин, музыкой…

Мне трудно объяснить такую жертвенную привязанность к музыке у человека, рожденного в семье совсем не романтичного французского сапожника – гугенота. Да и само появление на свет Огастаса было каким –то сказочным : он родился на корабле, доставившем эмигрантов из Франции в Америку,

Некоторую ясность в этом вопросе внес для меня Сергей Рахманинов : «Что такое музыка? Это тихая лунная ночь, это шелест живых листьев, это отдаленный вечерний звон, это то, что передается от сердца к сердцу. Музыка – это сама любовь.»

Вот эту музыку- любовь, подарил нашему городу известный магнат и филантроп Огастас Джульярд. Нью-Йорк помнит и почитает его. Учиться в Джульярдской Школе музыки престижно. 

А в Манхэттенском доме, где он жил и умер, сейчас располагаются мастерские художников.

Продолжение следует.