Все прогулки от первой до 61   можно посмотреть , если нажать здесь. 

Челси – гигантомания и трансформация

Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 18. Around Union Square.

Автор цикла Татьяна Бородина

Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com

Район Челси (Chelsea) получил свое название благодаря майору британской армии в отставке Томасу Кларку, поселившемуся тут в 1750 году. Имя для своего обширного поместья, простиравшегося от берега Гудзона до 8-авеню между 21-стрит и 24-стрит, он выбрал в память о лондонском Челси. 

Контрасты Челси – новые модные магазины и художественные галереи в старых зданиях складов и фабрик

И если названием своим  район обязан деду, то в жилые кварталы Челси превратился благодаря внуку майора – Клементу Кларку Муру (Clement Clarke Moore), родившемуся в фамильном поместье в 1779 году. Получив образование в Колумбийском университете, который долгие годы возглавлял его отец, Мур всю жизнь занимался филологией и поэзией и известен по сей день как автор знаменитой поэмы «Визит святого Николая».

Theological Seminary

Как нередко бывает в Нью-Йорке, будучи талантливым поэтом и ученым, Мур оказался неплохим бизнесменом, успешно распорядившись унаследованными в 1816 году землями деда. Когда начался активный рост города, он очень своевременно застроил большую часть своей земли, разделенной на кварталы, высококачественными жилыми домами, в которых поселились хорошо обеспеченные горожане. Кроме того, Мур слыл известным меценатом, многое сделавшим для развития образования и религии в городе. Часть территории своего яблоневого сада он предоставил для постройки The General Theological Seminary (440 W 21st St.), переехавшей сюда уже в 1827 году. В ней Клемент Кларк Мур стал первым в городе профессором восточных языков. Еще один участок земли он подарил епископальной епархии Нью-Йорка. На нем в 1831 году был выстроен Собор св. Петра (St Peter Episcopal Church, 346 West 20th Street).

Так красиво и благородно началась история Челси. Со временем по берегу Гудзона рядом с речными причалами появились склады, железнодорожные депо, мебельные фабрики, пивоваренные заводы и, как следствие, возникли тесные многоквартирные дома для рабочих. Район стал не столь респектабельным и несколько снизил свою ценовую категорию. Но, тем не менее, в 1870-х годах именно здесь, в Челси, начался театральный бум. Место оказалось очень удобным для индустрии развлечений: с одной стороны можно было дешево снять большие помещения, с другой – почтенная публика проживала совсем недалеко в фешенебельных Грэмерси и Гринвич-виллидж. Правда, в первой четверти 20-го века театры перебрались на Бродвей, поближе к Таймс-сквер, и Челси утратил свой былой блеск. Но несмотря на это, богемная публика осталась ему верна по сей день.


В начале 90-х годов XX века началось новое возрождение района. Сначала сюда переместилось изрядное количество нью-йоркских геев, подчеркнув тем самым демократичный нрав района, а потом начали переезжать художественные галереи из Сохо. Сегодня Челси – процветающий район, привлекающий пестротой и разнообразием интересов современного города. Здесь обосновались в огромных лофтах художники, работают штаб-квартиры интернет-компаний, процветают супермодные ночные клубы и рестораны. А количество художественных галерей такое, что по совокупности их вполне можно отнести к категории крупного музея ультрасовременного искусства Нью-Йорка.

В наши дни Челси простирается от Гудзона до 6-авеню. Главной его улицей считается 8-авеню, на которой бутики для геев и трансвеститов чередуются с магазинами здоровой пищи, соковыми барами и всевозможными этническими ресторанами.

На углу 14-стрит и 8-авеню находятся здания двух бывших банков, построенные в 1897 году в стиле неоклассицизма. Своим помпезным видом они диссонируют с однообразной коммерческой застройкой 14-стрит, и не заметить их просто невозможно. С архитектурной точки зрения они не представляют большого интереса, но их современное использование красноречиво говорит о своеобразном отношении ньюйоркцев к «недвижимости». В одном из  бывших банков теперь фешенебельные квартиры, в другом – шикарный гастроном  (Food market Balducci’s). Гастроном заслуживает того, чтобы его посетить, даже если покупка продуктов в данный момент для вас не актуальна.

По прибрежному западному краю Челси застроен огромными промышленными зданиями, которые во многом определяют его лицо и, как ни странно, являются исторической реликвией Нью-Йорка.

Starrett-Lehigh Building

Одно из наиболее поражающих воображение зданий находится в квартале между 11- и 12-авеню на 26-стрит. Старретт-Лехай билдинг (Starrett-Lehigh Building, 601 west 26 str)  – огромный дом, построенный в 1932 году архитектурной компанией Cory &Cory. Дом предназначался для строительной компании Starrett Brothers и железной дороги, которая соединяла Нью-Йорк с озером Эри и обслуживала антрацитовые копи в Пенсильвании. Грузовые вагоны, приходившие со стороны Нью-Джерси на берег Гудзона, переправлялись через реку на паромах и въезжали в здание по железной дороге, проходившей внутри него по первому этажу. Затем они разгружались, перемещаясь внутри дома с этажа на этаж с помощью огромных лифтов. До сих пор внутренняя конструкция дома кажется неправдоподобной.

Его индустриальный фасад имеет неповторимую по своим маштабам особенность – общий периметр сплошных стеклянных панелей-окон в этом доме составляет 12,87 км!

Когда Нью-Йорк перестал быть промышленным городом, гигантский дом остался не у дел. Только во времена интернет-бума конца девяностых в Старретт-Лехай-билдинг опять закипела жизнь – в нем поселились сотни новых компаний, разорившихся, впрочем, во время кризиса 2001 года. Но волнообразный процесс развития всегда был присущ Нью-Йорку, и сейчас дом опять заполняется офисами фирм с громкими именами, такими, например, как Марта Сюарт и Hugo Boss.

Немного южнее стоит еще один великан. Целый квартал между Восьмой и Девятой авеню на 15- и 16-стрит занимает одно из самых грандиозных зданий в мире – бывший терминал №1 Портового управления (Port Authority) – административной организации, под управлением которой находится вся транспортная инфраструктура Нью-Йорка, включая аэропорты, морской порт, дороги, мосты и туннели.

Размеры здания объясняются тем, что внутри происходило перераспределение грузов, и огромные гидравлические лифты день и ночь поднимали и опускали контейнеры. Сейчас в здании размещаются офисы разных компаний, учебные заведения и художественные галереи. С 2006 года в нем находится нью-йоркская штаб-квартира Google. В конце 2010 года на аукционе Google купил все это грандиозное здание целиком, заплатив 600 долларов за каждый квадратный фут.

Прямо напротив этого здания находится Chelsea Market (75 9th Avenue),  пройтись по нему, конечно, имеет смысл, но расскажем мы о нем  в следующей Прогулке.

Челси – район, олицетворяющий гигантоманию ньюйоркцев. Еще одно громадное строение, на этот раз жилой дом, также занимающий целый квартал на 9-авеню, между 23 и 24-стрит – Лондон-террас-апартментс (London Terrace Apartments). Это краснокирпичное здание, построенное в самом начале Великой депрессии,  долго пустовало, но со временем были заселены все 1670 его квартир. И хотя большинство из них были невелики, нью-йоркцы  селились в них охотно. В те времена лишь в очень редких домах города жильцы могли пользоваться бассейном, частным клубом в пентхаусе, гимнастическим залом и площадкой для отдыха на крыше, которая выглядела как палуба трансатлантического лайнера. Швейцары в доме были одеты в униформу лондонских полицейских, что также доставляло удовольствие постояльцам.

На 23-стрит в квартале между 6- и 7-авеню находится Отель Челси (Hotel Chelsea, 222 w23 st).  Это здание, построенное в 1884 году как первый нью-йоркский жилищный кооператив, сделало для развития района больше, чем что-либо другое.  В театральную эпоху здесь селились актеры, режиссеры и сценаристы. В 1905 году кооператив разорился, и здание превратилось в отель с довольно низкими ценами, благодаря чему здесь на ближайшие 100 лет обосновались представители творческих профессий.

Отель Челси

Среди всех отелей Нью-Йорка «Челси» стоит особняком. И не потому, что считается одной из городских достопримечательностей,  а скорей потому, что признан, пусть неофициально, мемориальным музеем американской культуры. На протяжении всего XX века отель был тем местом, откуда постмодернизм, шедевры современной литературы  и музыки распространялись по всему миру.

Построенный в конце XIX века, отель «Челси» в течение первых 20 лет своего существования был одним из самых высоких зданий севернее Уолл-стрит и уже тогда считался одним из центров богемной жизни города. В конце XIX века 23-стрит  была своего рода прототипом Бродвея – на ней располагались два оперных театра и один мюзик-холл, что было немало для Нью-Йорка того времени.  Возможно, именно поэтому с момента открытия отеля «Челси» в нем полюбили останавливаться многие выдающие творческие личности.

Hotel Chelsea

Одними из его первых знаменитых клиентов стали писатели Марк Твен и Теннеси Уильямс. На фасаде отеля нет мемориальных досок – их решили не вешать из-за опасения, что весь фасад может скрыться под ними. Наверняка существует полный список замечательных людей, живших по адресу 222 вест, 23-стрит; но даже значительно сокращенный он производит ошеломляющее впечатление: О’Генри, Юджин О’Нил, Теннеси Уильямс, Артур Миллер, Джейн Фонда, Ума Турман, Стэнли Кубрик, Кристо, Арман, Диего Ривера с Фридой Кало, Виллем де Кунинг, Анри Картье-Брессон, Симона де Бовуар, Жан-Пол Сартр, Эдит Пиаф, Милош Форман.

В стенах отеля не только жили, но и творили классики современности. Именно здесь Томас Вулф закончил «Домой возврата нет», Уильям Берроуз дописал «Обед нагишом»,  Артур Кларк завершил «Космическую одиссею», а  Керуак, находясь на творческом подъеме и работая несколько суток без остановки, создал первый вариант битниковского романа «В дороге». Стены дома обладают уникальной звукоизоляцией, благодаря чему в его номерах можно бесконечно вдохновенно музицировать, чем и пользовались Дилан, Хендрикс, Заппа, Нико, Патти Смит, Ди Ди Рамона и группа Pink Floyd.  Не так давно фанаты Боба Дилана подняли волну возмущения вокруг модернизации номера 211, в котором некогда жил и творил их кумир. Благодаря общественному резонансу в дело вмешались власти Нью-Йорка, и номер остался в неприкосновенности.

Настоящую славу «Челси» принесли 60-е годы, когда представители рок-музыки, кинематографии и поп-арта стали его главными обитателями. В то время их творения формировали лицо современного искусства.

Нет в мире другого отеля, которому посвящено столько кинофильмов и песен. Началось все в 1966 году, когда Энди Уорхол снял здесь свой скандальный фильм «Девушки из Челси», а в 1967 вышел одноименный альбом Нико. Позже были созданы и другие произведения, в их числе чудесная песня Леонарда Коэна о «номере два», где он любил Дженис Джоплин.

История «Челси» не дописана, она продолжается. В 2008 году свой вклад в нее внес известный режиссер Абель Феррара, сняв фильм «Chelsea on the Rocks». Фильм посвящен знаменитому отелю и его замечательному хозяину Стэнли Берду, который неизменно управлял им с 1955 по 2007 год и сумел создать в нем уникальную творческую атмосферу.

Кстати, несмотря на свою славную историю, отель относится к среднему ценовому диапазону – в зависимости от сезона стандартный номер на 2-х здесь стоит от $150 до $310.

В этом районе, как везде в Нью-Йорке, есть где вкусно покушать. К примеру, возьмите на заметку ресторан Salinas (136 Ninth Avenue). В нем подают испанские блюда изготовленные шефом Луис Болло. И нужно признать, это лучшая испанская кухня в Америке, причем без всяких фокусов с “молекулярной кухней”.  Рекомендуем попробовать жареного молочного поросенка с айвой. В меню бара – испанские вина и настоящий херес.

Отдельного разговора заслуживают художественные галереи, заполнившие Челси в последние 20 лет. Галереи разбросаны по всему  району, но основное их количество находится между 10- и 11-авеню с 22- по 27-стрит.Эти кварталы теперь можно назвать крупнейшей бесплатной выставкой современного искусства в мире, настолько много здесь художественных галерей. Посещать их лучше со вторника по субботу, потому что в другие дни они могут быть закрыты. Вот небольшой выборочный список  из достойных внимания:

White Box на 26-стрит; Cheim&Read на 25-стрит; Matthwe Marks, Mary Boon, Gagosian, Barbara Gladstone на 24-стрит; еще одна на той же улице в доме №531 – Luhring Augustine Gallery – в ней выставлены произведения искусства как конца XIX века, так и современные работы американских и европейских художников, скульпторов, фотографов и кинематографистов. Dia Center for the Arts по адресу 535W 22-стрит кроме выставленных в залах экспонатов интересна еще и парком стеклянных скульптур на крыше здания, с которой открывается прекрасный вид на город и реку и где можно с удовольствием посидеть за столиком кафе.

Символична история PRINCE STREET GALLERY.  Здесь выставлены работы, выполненные в стиле современного метафорического и абстрактного направления  в живописи. В 2010 году галерее исполнилось 40 лет. Впервые она открыла свои двери в Сохо на Принц-стрит, где в 70-х галереи были чуть ли ни в каждом доме. Вскоре она стала одной из самых известных и даже получила грант от штата Нью-Йорк на проведение и расширение своих выставок и выпуск каталогов. Однако, в 1980-м из-за стремительного роста цен на недвижимость галерее пришлось переехать из Сохо на Вустер-стрит (Wooster st), а затем, в 2001 году – в Челси, где она и находится до сих пор по адресу 530 West 25th Street.

«В стороне от маршрута»

Уникальный музей … (Rubin Museum of Art, 150 West 17th St) находится на 17-стрит между 6- и 7-авеню. Он невелик, но в нем собрана самая значительная коллекция произведений искусства из стран Гималаев, включая Тибет, Непал, Монголию и Бутан. По пятницам с 11 утра до 10 вечера в музейном кафе подают гималайскую еду. Это уникальный даже для НЙ шанс попробовать столь экзотическую кухню. 

Все прогулки от первой до 61   можно посмотреть , если нажать здесь. 

Text and photos by Tatyana Borodina

Продолжение следует.

Next walk   is High Line and Meatpacking District

First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com