С чего все начиналось…
Автор цикла Татьяна Бородина
Все прогулки от первой до 61 можно посмотреть , если нажать здесь.
Использование материалов, опубликованных в Elegant New York в коммерческих целях, в так же перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.
Поездки в новые места всегда подразумевают встречу с неожиданностями. Нью-Йорк, пожалуй, может возглавить список городов-сюрпризов. Не старайтесь найти в нем привычные европейскому глазу каноны красоты и гармонии. Нет в нем шарма Парижа, очарования древнего Рима, величия Вены, или изысканности Барселоны. Он не такой как все – в этом его сила и очарование.
Постарайтесь взглянуть на него свежим взглядом и тогда в вашей жизни появится еще одна любовь – любовь к Нью-Йорку.
Этой публикацией мы начинаем цикл «Прогулки по Нью-Йорку».
Цель – помочь узнать город настолько, что бы разрушились устойчивые стереотипы о нем, а вместо них открыть путь для возникновения собственных свежих суждений и, возможно даже, привязанностей.
Просим помнить, что это не путеводитель, хотя использовать его таким образом, вполне логично; и ни в коем случаи не исторический труд, хотя в нем часто будут встречаться исторические факты почерпнутые из вполне достоверных источников. Это, скорей, воплощение желания поделиться своим личным восприятием города, движение сердца влюбленного в Нью-Йорк, и души переполненной впечатлениями.
Бэттери парк и его окрестности.
В 1524 году итальянский мореплаватель Джованни да Верезано, состоящий на службе у французского монарха Франциска I, открыл для европейцев Нью-Йоркскую бухту и провозгласил эту территорию собственностью короля Франции. Интересно, что в дальнейшем французы никогда не претендовали на эти земли.
На южном берегу острова Манхэттен, в бухте, где встречаются Гудзон и Ист-Ривер началась история Нью-Йорка. Здесь обосновались его первые жители, и наверное поэтому от сюда принято начинать знакомство с городом, не похожим ни на какой другой в мире.
Безусловно, точно не известно место где именно высадился первый европеец на землю Манхэттена, но наверняка это было недалеко от нынешнего Бэттери парка (Battery Park). Основанный в 1785 году, он считается одной из самых старых нью-йоркских реликвий и вторым по старшинству городским парком после Боулинг-грин (1733).
В XVII веке на его месте располагались ферма и резиденция губернатора острова Питера Стайвесэнта, офисы и склады голландской Вест-Индской компании.
В XVIII веке здесь был построен Английский форт и базировалась артиллерийская батарея, от которой и пошло название Бэттери. Постепенно южный мыс острова застраивался городскими улицами, а у кромки воды горожане облюбовали место для отдыха и прогулок.
Здесь расположен Castel Garden – это самое старое из сохранившихся в городе фортификационных сооружений. Форт был построен для защиты Манхэттена во время войны с Великобританией в 1811 году. Возвели его на насыпном острове в 60 метрах от береговой линии и соединили с сушей понтонным мостом. Его круглая форма обеспечивала надежную оборону, а размещенная в нем артиллерийская батарея делала его практически не преступным. Но, проверить на деле его военную мощь так и не удалось, – форт никогда не использовался по назначению.
Зато его роль в жизни города оказалась весьма значительная, а судьба многогранной и красочной. Через 4 года после постройки, форт переименовали в Castel Clinton в честь Витта Клинтона – бывшего мэра города и губернатора штата. Вот уже почти 200 лет, существует некоторая неразбериха в названиях, – до сих пор используются оба названия форта.
Дальнейшая история Форта
Во втором десятилетии XIX века Castel Garden стал центральным местом города, где собирались жители для торжественных приемов и праздничных церемоний. Именно здесь в 1824 году Нью-Йорк встречал и чествовал генерала Маркуса Лафайета, прославленного героя Американской Революции.
Это был грандиозный праздник, на который собралось более 6000 гостей. Через год здесь же проходили большие торжества по поводу открытия Erie Canal, соединившего Великие озера с Гудзоном. И во все последующие времена в Castel Garden проходили концерты, выставки, фестивали и спортивные соревнования – это место оставалось любимым центром отдыха и социальной жизни города.
С течением времени форт покрыли крышей и на ней возвели еще один этаж в виде крытой ротонды. В 1850 году Castel Clinton был превращен в оперный театр на 6000 зрителей с изысканным интерьером и хорошей акустикой. В него приезжали многие знаменитости театрального мира, включая европейских оперных звезд. Горожане очень любили этот театр, романтично возвышавшийся на острове и считали одним из самых красивых мест Нью-Йорка.
В 1848 году площадь Бэттери парка была увеличена, за счет искусственных насыпей, таким образом, что береговая линия, оттеснив воды залива, сместилась почти на 100 метров. С тех пор Castel Clinton перестал быть островом.
После окончания наполеоновских войн в 1815 году начинается массовая эмиграция из Европы. К середине века возникает необходимость в создании в Нью-Йорке специального иммиграционно-пропускного пункта. И в августе 1855 года Castel Garden превращается в первую в Америке иммиграционную станцию. Здесь был не только пропускной пункт, но и бюро по трудоустройству, пункт по обмену денег, ресторан, бюро по доставке багажа, транспортные агентства, железнодорожная касса, телеграф и религиозные миссионерские службы. С 1855 по 1889 год через ворота Castel Clinton прошло более 8 миллионов эмигрантов, прибывших в Новый Свет.
Поток иммигрантов продолжал расти, и в 1889 году для приема вновь прибывших стали использовать остров Эллис (Ellis Island), а на территории Castel Clinton открылся первый в Америке городской аквариум. Это оказалось удачной затеей, аквариум пользовался грандиозным успехом – за 45 лет его посетило более миллиона человек.
По соседству с Castel Garden, находится еще одно здание, на которое стоит обратить внимание. Это Пирс А (Piar A) – последний оставшийся от прежних времен пирс нижнего портового Вест-сайда (Low West side). Раньше здесь находилось Управление речными доками Манхэттена. Здание было построено в 1886 году. Часовая башня, украшающая пирс, была достроена к пирсу в 1919 году. Она стала первым национальным мемориалом, посвященным памяти участников Первой Мировой Войны. Сейчас, после долгих лет запустения пирс и башня ремонтируются, что бы стать еще одним туристическим объектом Беттери парка.
В первой четверти 20 века район Бэттери парка постепенно пришел в упадок и, по сути, превратился в заброшенную промышленную зону. А к 50-м годам Castel Clinton угрожал снос: требовалось освободить место для строящегося Бэттери-туннеля, соединяющего Бруклин и Манхэттен. Но 20-летняя «гражданская война» за сохранение исторического места, к счастью для города, кончилась успехом – форт продолжил свою жизнь, став маленьким музеем истории эмиграции и билетной кассой для экскурсионных корабликов, отходящих от причала Бэттери парка. Сейчас отсюда можно отправиться в небольшую поездку по Нью-Йоркской бухте или на экскурсию к Статуе Свободы и на остров Эллис – место, где с 1889 по 1954 год проходили иммиграционный контроль и карантин беженцы, прибывающие в Нью-Йорк.
Гуляя по аллеям Бэттери парка, кроме старого форта можно найти немало интересных мемориальных мест. Недалеко от входа в парк находится стела с флагштоком, установленная в память первым беженцам-евреям, прибывшим на землю Манхэттена в 1654 году. Спасаясь от религиозного преследования в Бразилии, 23 человека зафрахтовали судно, намереваясь отправиться в Голландию, но судьба распорядилась иначе. Судно захватили сначала испанские, а затем французские пираты. Отдав корсарам все свое имущество, беженцы упросили высадить их на первом клочке земли, которое увидят с корабля. Таким местом оказался Манхэттен. Губернатор острова принял беженцев довольно холодно, но разрешил остаться. С этой небольшой группы евреев-сефардов началась история конгрегации ШЕЭРИТ ИСРАЭЛ и было положено начало самой большой в мире еврейской общине – нью-йоркской. Cтела с флагштоком замечательна еще и тем, что надпись на ее барельефе гласит: именно здесь произошла историческая сделка по покупке Манхэттена у индейцев.
В 1626 году Питер Минуит, первый губернатор Нового Амстердама, заключил беспрецедентную по своим последствиям сделку. Обнаружив на острове племя индейцев алгонкинов, он покупает у них остров Манхэттен за партию топоров и одеял на общую сумму 60 гульденов (приблизительно 24 доллара, как подсчитали впоследствии дотошные историки). Пикантность этого исторического факта в том, что продавцами оказались не местные жители, а просто проходившие мимо и оказавшиеся в нужное время в нужном месте удачливые и предприимчивые индейцы. Так, к обоюдному удовольствию произошла эта первая в истории Нью-Йорка афера с недвижимостью, положив начало предпринимательскому и авантюрному духу города.
После теракта 11 сентября 2001 года в парк перенесли скульптуру «Сфера» (The Sphere), автор Фрица Кеник – отполированный бронзовый шар, стоявший на площади перед башнями Всемирного торгового центра. Во время падения «Близнецов» «Сфера» сильно пострадала, ремонтировать ее не стали – своим искалеченным видом она напоминает о трагедии 2001 года.
В западном конце Бэттери парка находится Музей Еврейского Наследия и Мемориал Холокоста (The Museum of Jewish Heritage). Музей не только содержит массу любопытных экспонатов, но и сделан по всем правилам мультимедийного информационного центра: повсюду из телевизоров и скрытых динамиков звучат голоса иммигрантов разных лет, рассказывающих о жизни в Европе, о холокосте, о своем переезде в Америку.
Через дорогу от музея стоит высокое здание отеля Ritz-Carlton, из которого открываются прекрасные виды – не только для постояльцев, но и для всех посетителей бара на 14-м этаже. В здании отеля есть Музей небоскребов (The Skyscraper Museum), в котором любопытно полистать альбом 1922 года с фотографиями строительства Эмпайр-стейт-билдинга, а также просмотреть перечень небоскребов с их рейтингом, составленный на основе опроса ста известных и знающих толк в архитектуре граждан города. Первое место в рейтинге принадлежит Крайслер-билдинг (Chrysler Building – 1930), второе – Сигрэм-билдинг (Seagram Building – 1958), третье делят Вулворт-билдинг (Woolworth Building – 1913) и “Утюг” (Flatiron Building – 1902).
Летом 2015 года в Бэттери-парке появилась новинка – “Карусель Подводный мир”.
“Не аквариум (хотя похоже), а целый «подводный» мир появился в Бэттери-парке на Манхэттене. Проект SeaGlass планировали открыть еще в 2011 году, но задержали на целых 4 года. Зато теперь огромная карусель из металла и стекла со светящимися рыбами внутри полностью в распоряжении ньюйоркцев. Теперь каждый желающий может покататься на одной из 30 рыб, «плывущих» под куполом гигантского наутилуса и меняющих цвет. Правда, «плывут» они, периодически останавливаясь и вращаясь намного быстрее, чем обычные карусели: со скоростью два с половиной оборота в минуту. К созданию SeaGlass приложили руку студии с опытом оформления сцен Acme Professional и Architects Weisz + Yoes, а также театральный художник Георгий Цыпин, поэтому неудивительно, что аттракцион больше похож на мини-спектакль. Кстати, аккомпанементом «подводному» катанию стали произведения Моцарта, Прокофьева и других классиков.” – сообщает buro247
У Бэттери парка берут начало городские кварталы совершенно не похожие друг на друга. В северо-восточном направлении начинается исторический город, о котором пойдет речь в дальнейшем, а если идти от парка на северо-запад вдоль Гудзона, то попадешь в прекрасный современный район, ставший особенно популярным в последние 10 лет.
Бэттери-парк-сити (Battery Park City) – признан одним из самых удачных современных проектов жилищного градостроения в Америке. Всего несколько десятилетий назад это было довольно унылое и непривлекательное место. Ощетинившийся пирсами берег со второй половины XIX века был застроен газовыми заводами, а в XX веке прибрежный район окончательно отсекла от остального города скоростная магистраль, пришедшая на смену надземной железной дороге. Только в начале восьмидесятых прошлого века выходящие на Гудзон пирсы засыпали землей. На их месте устроили жилой массив с видом на реку, окруженный липовыми аллеями, отгораживающими новые кварталы от шумного хайвэя. В наши дни район стал интенсивно развиваться и приобретать популярность из-за живописной набережной, хорошей инфраструктуры, близости к деловому центру и историческим кварталам. Сейчас этот жилой массив простирается от Бэттери парка вдоль Гудзона мимо Всемирного финансового центра и дальше на север. Именно здесь находится уникальная крошечная и самая дорогая океанская марина в мире, примыкающая непосредственно к Всемирному финансовому центру. Вдоль нее располагаются уютные рестораны; сидя за их столиками можно любоваться шикарными яхтами, приходящими в Нью-Йорк со всего света.
С северной стороны непосредственно к Бэттери парку примыкает Баттери-плэйс, на которой останавливаются практически все экскурсионные автобусы и с которой открывается прекрасный вид, как на нью-йоркскую бухту, так и на нижнюю часть Бродвея. В Нью-Йорке не много площадей, в европейском понимании их наберется не больше пяти, и Бэттери-плэйс, пожалуй, самая красивая из них. Остановим свое внимание на нескольких домах в этом месте, об остальных расскажем в следующих маршрутах.
Прямо в торце площади, лицом к бухте стоит Уайт Холл билдинг (White Hall building, 17 Battery Place), построенный в 1904 году Генри Хэрднербергом (Henry J. Hardenbergom) в стиле неоренессанса. Свое имя дом получил в честь названия резиденции первого губернатора Манхэттена Питера Стайвесэнта. Здание видно практически со всех точек бухты, как с воды, так и с суши. Это уникальное местоположение вдохновило Генри Хэрднерберга возвести дом одновременно в изысканном и дерзком стиле, используя контрастные цвета для отделки его фасада. Он был построен как офисное здание – первое в Нью-Йорке. Проект достаточно рискованный, но оказался настолько успешным, что уже в 1908 году дом решили достроить, что с успехом сделала архитектурная компания Клинтона и Русселла (Clinon&Russell). За спиной первого 20-этажного здания в 1910 году выросло второе высотой в 31 этаж. Два дома объединены между собой общим первым этажом и подвесным мостиком. Таким образом визуально они образуют единый архитектурный ансамбль. После окончания строительства этот офисный комплекс оказался не только самым первым, но и самым большим в Нью-Йорке.
В нескольких шагах от Бэттери-плэйс, на Вест-стрит (West st) находится эффектный небоскреб, построенный в 1930 году архитектурным бюро Starrett & Van Vleck. 35-этажный, 162-метровый Городской атлетический клуб (Downtown Athletic Club, 19 West st) интересен не только с архитектурной точки зрения, но и своим предназначением. Небоскреб, выстроенный на небольшом участке земли в стиле американского арт-деко в виде узкой четырехгранной скалы из темно-красного кирпича с неровными уступами, поражал воображение современников. Этот огромный клуб был создан, чтобы продемонстрировать, каким может и должно быть современное городское спортивное заведение. Он стал своего рода олицетворением расцвета Америки, предшествующего началу Великой депрессии. Здесь все было сделано с размахом: несколько этажей отведены под гимнастические залы, боксерские ринги, на седьмом этаже находилась крытая площадка для гольфа, на двенадцатом – теннисный корт и бассейн. В клуб записывали только белых мужчин высокого достатка – в основном это были адвокаты, банкиры и бизнесмены из офисов делового центра Манхэттена. Узкая верхняя часть здания – пятнадцать этажей – отводилась под рестораны и спальные комнаты для джентльменов, которые, хорошо поработав над своей физической формой и подкрепившись устрицами, не желали возвращаться домой. Женщин сюда стали пускать только с 1972 года. Клуб просуществовал 72 года, в 2002-м он закрылся из-за упадка района после теракта 11 сентября 2001 года. Правда, в 2005-м он ожил снова, но уже как многоквартирный элитный жилой дом, в котором теперь проживает немало нью-йоркских знаменитостей.
В самом восточном углу Бэттери парка находится вход на станцию метро «Боулинг грин», имеющий свое оригинальное название – BOWLING GREEN IRT CONTROL HOUSE. Вход в метро это тоже городская историческая реликвия. Он один из самых старых, сохранившихся в Нью-Йорке, ему уже более 100 лет. Это небольшое здание построено в 1905 году компанией Heins&LaFarge в стиле Flemish Revival.
Вдоль Бэттери парка тянется, повторяя береговую линию, Стейт-стрит, в начале которой стоит огромное здание Старой Таможни (Old US Custom House, 1 Bowling Green). Оно построено в 1907 году одним из самых знаменитых архитекторов Нью-Йорка Кассом Гилбертом (1859-1934). Величественное здание в неоклассическом стиле занимает целый квартал. Архитектурный дизайн здания выполнен с глубоким символическим смыслом, подчеркивающим мощь и могущество Америки как торговой и морской державы. Карниз Таможни украшают двенадцать статуй, олицетворяющих центры мировой торговли: Великобританию, Венецию, Геную, Германию, Голландию, Грецию, Данию, Испанию, Португалию, Рим, Францию и Финикию. Над каждым окном в главной ротонде изображены лица людей различных рас, символизирующие то, что товары в Америку стекаются со всего мира.
Главный фасад украшают фигуры – символы четырех континентов, аллегорически отображающие характер каждого из них. Европа – царственная, но лишенная энергии, почивающая на лаврах, с вяло опущенной правой рукой. Америка – молодая и деятельная, стремящаяся в будущее, с факелом в руке. Азия – погруженная в себя, медитирующая с Буддой на колене. Африка – покойная и дремлющая в окружении артефактов древних цивилизаций. Скульптуры очень интересны и бесспорно заслуживают внимания. Их автор Daniel Chaster Franch хорошо известен во всем мире, лучшей его работой считается статуя Авраама Линкольна (1920) в Мемориальном центре Линкольна в Вашингтоне. Сейчас в здании старой таможни находится Музей индейцев (American Indian Museum).
Ступени старой таможни выходят на площадь Боулинг-Грин парка (Bowling Green Park). Это был первый сквер старинного Нового Амстердама. А когда с приходом англичан город назвали Нью-Йорком и в парке начали играть в шары (боулинг), он получил статус первого городского парка. Окружающая его чугунная ограда была сооружена в 1771 году и по праву считается исторической реликвией. Посередине парка в 18 столетии стояла статуя английского короля Георга III, но после принятия Декларации о независимости в 1776 году она была низвергнута жителями города и символично переплавлена на пули.
Историческая справка
1524 – итальянский мореплаватель Джованни да Верезано, состоящий на службе у французского монарха Франциска I, открыл для европейцев Нью-Йоркскую бухту и провозгласил эту территорию собственностью короля Франции. Интересно, что в дальнейшем французы никогда не претендовали на эти земли.
1609 – в Америку отправилась экспедиция Вест-индской компании, основанная Голландской Республикой, чтобы присоединить к Нидерландам вновь открытые территории. Ее возглавил английский мореплаватель Хадсон (Hudson), в честь которого получила свое название река Гудзон.
1613 – на острове Манхэттен появились первые голландские торговые посты.
1615 – построена первая крепость у самого берега Гудзона.
1624 – прибыли первые группы поселенцев.
1625 – основан форт Новый Амстердам, который в 1653 году после официального получения муниципальных прав стал именоваться городом.
Основателем города считается Виллем Верхюлст, глава Вест-Индской компании, выбравший в 1625 году остров Манхэттен в качестве оптимального места для закладки форта. По его плану хорошо укреплённый форт в южной части острова Манхэттен в дельте Гудзона должен был обеспечить безопасность судам Вест-Индской компании, торговавшим в верховьях реки пушниной с местными индейскими племенами. Новый Амстердам стал самым крупным поселением Новых Нидерландов и оставался во власти Голландской республики до августа 1664 года.
1626 – Питер Минуит, первый губернатор Нового Амстердама, купил у индейцев алгонкинов остров Манхэттен за партию топоров и одеял на общую сумму 60 гульденов ( 24 доллара).
Голландская колония просуществовала на острове чуть больше 50 лет. За это время на месте девственного леса возник город с развитой торговой системой, больницами, приютами для неимущих, 2-3-этажными домами, тавернами, гостиницами и магазинами. Население говорило на 18 языках, хотя все жители считались подданными Голландской республики. Жителей Нового Амстердама объединяли быстро укоренившиеся на острове прагматичное и деловое мировоззрение, религиозная и национальная терпимость, умение делать и ценить деньги. К тому же, по всей видимости, они все обладали особенной авантюрной «сумасшедчинкой», что все вместе в дальнейшем стало сутью современного Нью-Йорка. Недаром же говорится, что все главное в характере закладывается в детстве, а детство Нью-Йорка прошло в голландской колыбели.
1664 – английские корабли захватили город, не встретив сопротивления со стороны губернатора Стайвесэнта (Peter Stuyvesant). Новый Амстердам был переименован в Новый Йорк в честь инициатора этой компании герцога Йоркского. Последующее правление англичан, длившееся более 100 лет, не многим обогатило город, пожалуй, только английским языком и названиями улиц.
Великобритания рассматривала американские колонии, как неиссякаемый денежный источник, пополняющий казну без особых усилий со стороны метрополии. Налоги возрастали с каждым годом, а права и полномочия местных властей практически сводились к нулю. Такую политику трудно было назвать мудрой, и достаточно скоро она привела к образованию в американских колониях радикально настроенной организации «Сыновья Свободы».
Под ее предводительством начали возникать первые уличные антиправительственные демонстрации, постепенно перерастающие в столкновения с британскими солдатами. У «Сыновей Свободы» не было ничего общего с городской беднотой и анархистами. Выходцы из крупной и средней буржуазии, они рады бы оставаться законопослушными, но непомерно высокие налоги и ограничения в правах не позволяли им мирно заниматься своим делом. Верные сыны Просвещения, они были жадны до идей и очень скоро оказались «революционерами в надушенных париках». Именно организации «Сыновья Свободы» стала основой для первого мятежного американского Конгресс. Война за независимость стала неизбежной.
Продолжение следует. Next walk is Wall Street, Federal Hall and New York Stock Exchange
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Text and photos by Tatyana Borodina
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com