Стремление захватить дух современного общества побуждало Мане писать портреты официанток, уличных музыкантов, старьёвщиков и других стандартных парижских«типов», которые были любимыми объектами популярной иллюстрированной литературы. Поскольку натурщица «Женщины в полосатом платье» не опознана,гипотеза о том, что это может быть французская актриса Сюзанн Райшенберг, остаётся чисто умозрительной. Есть большой соблазн рассматривать этот портрет как изображение одного из таких «типажей Мане» — модную парижскую женщину с японским веером.
Картина позднего периода, обнаруженная в мастерской художника после его смерти,со временем сильно изменилась. В частности, она была обрезана по бокам и сверху,о чём свидетельствует фотография, сделанная Фернардом Лохардом при описи студии. Во время перекрашивания была добавлена подпись («Ed Manet») и дополнен решетчатый фон, который в оригинале был менее «законченным».
Трансформация картины в ходе реставрации красноречиво представлена в ролике ниже.
Эскизную энергетику картины также приглушал тёмный слой похожего на сироп лака — такой обычно используется для покрытия музыкальных инструментов или деревянной мебели. Во время более ранней реставрации была изменена даже правая бровь модели — из приподнятой арки она превратилась в нейтральную, пассивную линию. Стрингари предполагает, что такая редактура должна была сделать картину более привлекательной для покупателей.
Реставрационный и исследовательский проект, в котором приняли участие более 25 специалистов, включая учёных, искусствоведов и историков моды, начался с интенсивного научного анализа. Сканирование показало, что под верхним красочным слоем не было подготовительного эскиза, и композиция не менялась. Это означает, что портрет был исполнен «на удивление решительно и уверенно», отметили в каталоге кураторы Музея Гуггенхайма.
Лак удаляли постепенно, сперва используя очень тонкие маленькие кусочки ткани. В процессе реставраторам открылся новый цвет платья. Стал понятен фрагмент описания, сделанного Теодором Дюре,другом живописца. В первой монографии о Мане в 1902 году он назвал платье «серо-фиалковым». До реставрации это казалось бессмысленным, одежда выглядела чёрно-белой. Оказалось, что Дюре был прав: основой окраски был ультрамариновый синий, который художник смешивал с чёрным пигментом для нанесения темно-синих полосок в правой нижней части юбки.
Исследование также привело к редкому институциональному выбору: музей решил изменить название картины. Дюре именовал безымянный тогда холст «Женщина в вечернем платье». Так его называли и все предыдущие владельцы, включая Музей Гуггенхайма. Теперь же эксперты попытались больше узнать о «вечернем платье», изображённом на картине. Ему Мане уделил больше внимания, чем лицу,которое передано несколькими мазками. «Мы практически можем услышать шелест пышной ткани там, где юбка сжимается под давлением тесного корсета», — пишут кураторы
Профессор и историк моды Ейлин Рибейро из Института искусств Курто в Лондоне подтвердила, что одежда была, по сути, не вечерним платьем, а таким, которое можно было надеть «после полудня, на ранее вечернее мероприятие или неофициальный ужин». Это означало, что прежнее название работы было неточным. Тогда решено было дать ей наименование «Женщина в полосатом платье», которое использовал дилер Джастин К. Тханхаузер, владевший портретом несколько десятилетий, прежде чем передать Музею Гуггенхайма вместе с другими шедеврами из своей коллекции.
Комплексная реставрация была проведена перед включением работы в передвижную выставку «От Ван Гога до Пикассо. Наследие Танхаузера», которая откроется в филиале Музея Гуггенхайма в Бильбао 21 сентября 2018 года и продлится до 24 марта 2019-го. В экспозицию войдёт вся группа авангардистов конца XIX — начала XX веков из собрания Джастина Тханхаузера, принадлежащей Музею Гуггенхайма. В рамках подготовки к показу были тщательно изучены несколько работ из собрания.