Также, на эту тему, можно прочитать в публикациях: To be on vogue и Феномен модной фотографии
Последствия мировых социальных потрясений могут быть весьма неожиданными. Так, Октябрьская революция 1917 года в России в корне изменила отношение к едва успевшей появиться в то время профессии манекенщицы. Можно даже сказать, что она послужила мощнейшим импульсом к появлению современной элиты мировой модной индустрии – супермоделей.
Само понятие – супермодель или топ-модель возникло в 60-х годах прошлого века. Так стали называть красивых и талантливых девушек, которым удалось добиться мировой известности, демонстрируя одежду ведущих модельеров. Их лица известны всем современникам, они успешны и востребованы самыми крупными модными домами, престижными издательствами и знаменитыми кино- и теле- продюсерами. Их популярность не уступает звездам эстрады и кино, а гонорары поражают воображение.
Предыстория
Чуть более чем сто пятьдесят лет назад этой профессии просто не существовало. Работу прекрасных манекенщиц выполняли большие, в человеческий рост, деревянные куклы-манекены. Их наряжали в модные наряды и возили по поместьям, замкам, богатым домам, а то и по ярмаркам и базарам, демонстрируя «тренды последнего сезона». Так на протяжении нескольких веков, распространялась мода, так держали в курсе новинок от кутюр провинциальную аристократию.
Затем начался салонный период. Свой вклад в модные показы внесли светские дамы, демонстрируя модную одежду на себе в салонах высшего общества. Они же в конце 19 века стали устраивать у себя в домах фотосессии, позируя в шикарных туалетах перед камерой. В те годы появился интерес к снимкам новых платьев для демонстрации их подругам или своему портному, чтобы он мог, глядя на фотографию, создать новый наряд. Кстати, в это же время появился и «промышленный шпионаж», – ведь кутюрье 19-го начала 20 веков держали свои фасоны в строжайшем секрете, не показывая эскизы даже представителям прессы. Показы были всегда закрытые, для узкого круга «своих», и зарисовывать на них что-либо было строжайше запрещено. Рисунки моделей попадали на страницы журналов и газет спустя полгода после показа – сначала узкий круг клиентов заказывал себе обновки, а уж потом о новых фасонах узнавали остатьные “заинтересованные лица”.
Модельеры, порой, тоже делали фотосъемки своих коллекций, чтобы разместить фотографии в альбоме-каталоге, который давали полистать клиентам. Позировать для таких фото-сессий приглашали актрис и танцовщиц. Для них это была хоть и приятная, но не престижная – разовая работа, и платили за нее немного.
История
Насколько известно, первое модельное бюро появилось в США в 1915 году. История его возникновения весьма поучительна и выглядит очень по-американски, как будто сошла со страниц учебника по бизнесу или романа О’Генри.
В те годы манекенщицы были совсем небогаты и часто снимали одну квартиру на 4-5-х человек. В одной из таких многонаселенных квартирок Лос-Анджелеса поселилась девушка по имени Эйлин. Увы, она не блистала красотой, и ее реже других приглашали работать на показах. Частенько она оставалась дома дежурить у телефона, отвечая на звонки заказчиков. Ей приходилось записывать предложения для других девушек – таким образом и родилась идея посредника между моделями и заказчиками. На свет появилось первое, а в последствии всемирно известное, агентство Ford models.
В начале 20-го века в Нью-Йорке произошёл известный, исторический показ мод, устроенный мадам Люсиль, с участием 150 манекенщиц. А в Европе аналогичный показ первым провел модельер Чарльз Ворт. В 1911 году эту идею развил известный дизайнер Поль Пуаре, который организовал тур по городам Европы со своей командой манекенщиц.
Так робко начинали свой путь модные дефиле. Но в начале 20 века и даже после Первой мировой войны они все еще были лишь пробой пера. Актуальной оставалась салонная демонстрация. Крупнейшие французские Дома моды Jean Patou, Christian Dior и Chanel в те годы поступают таким образом: предоставляют манекенщицам новые платья и те появляются в них в светском обществе. Важно было умение девушки подать наряд и рассказать о нем журналистам и гостям. Умение держать себя, изысканные манеры, элегантность и шарм, а современным языком – имидж, вот что подавалось вместе с вечерними туалетами. Уже в те далекие годы было важно продавать не просто шикарный туалет, а уровень и стиль жизни.
Именно русские аристократки, заполнившие Европу после революции, были в этом амплуа вне конкуренции. Это они принесли во французские салоны термин «светская манекенщица» и сделали профессию модели уважаемой, приучив владельцев домов моды платить за их работу приличное жалованье и тем самым положили начало баснословным гонорарам современных моделей.
Они же помогли разрешить и социальную проблему. Дело в том, что дамы из высшего общества не хотели покупать одежду, в которой появлялись девушки низшего сословия. Американские профессиональные манекенщицы из первых модельных агентств отчасти решали этот вопрос, но когда в 20-е годы на подиум вышли русские аристократки, проблема отпала сама собой.
Впрочем, завоевание русскими манекенщицами Парижа относят к еще более раннему периоду, а точнее, к годам первых Дягилевских “русских сезонов”. Ходят слухи, что даже знаменитая балерина Анна Павлова работала в этом качестве.
Новейшая история
Практика демонстрации новых коллекций на светских раутах сохранялась достаточно долго. И только в середине 60-х о них почти забыли. Мода стала более массовой, демократичной и доступной.
До сих пор мир помнит первую топ-модель 60-х – «тростинку» Твигги, которой старались подражать все женщины того времени. Кроме того, в 70-х родилось движение Black is Beautiful и в модельном мире появились чернокожие девушки. Одной из первых известных черных граций стала Иман, отличавшаяся экзотической красотой. Впервые ее пригласил в качестве модели Ив Сен Лоран.
В 80-е годы вершиной карьеры модели стали публикации на обложках глянцевых журналов и участие в рекламных кампаниях – красота значительно подорожала. В контрактах моделей с косметическими фирмами появились первые шестизначные суммы.
Дизайнеры не отставали – Джанни Версаче стал первым платить сверхвысокие гонорары за эксклюзивное участие супермоделей в его дефиле. Его примеру последовали другие.
К началу 90-х престижность дефиле, как и модного журнала, определялась числом задействованных моделей-звезд. Имена избранных знали все: Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Клаудиа Шиффер, Кристи Терлингтон, Синди Кроуфорд и Надя Ауерманн. Они блистали красотой и зарабатывали десятки тысяч долларов за одно дефиле. Состояние каждой из них исчислялось миллионами.
Но вскоре интерес к моделям начал затмевать интерес к самой моде и показам новых коллекций. С этим дизайнеры не могли согласиться. «Королевам обложек» пришлось потесниться: на подиум вышли сначала никому не известные девушки, вскоре ставшие однако второй супер-волной: Кейт Мосс, Амбер Валетта, Карла Бруни, Кристен Мак-Менами, а затем и многие другие. С тех пор на подиумах можно увидеть практически все типы внешности.
Количество моделей увеличилось, и агентства стали обращать внимание не столько на классическую красоту, сколько на выразительность и оригинальность. Но история моды, как и история дефиле и их топ-моделей, продолжается и интригует тем, что ждет нас впереди.
Татьяна Бородина
Также, на эту тему, можно прочитать в публикациях: To be on vogue и Феномен модной фотографии
***
В контексте сегодняшнего разговора о моделях, хочется вспомнить историю одной русской аристократки ставшей, не только известной моделью, но и музой талантливейших людей 20 века. Источник
Великая Княгиня – модель Натали Палей
Революция. Белое движение. Эмиграция. Париж начала 20 столетия. В 1920-е годы в моде было всё русское. Русские эмигранты, потерявшие все, в том числе и возможность вернуться на родину, пробовали себя в новых профессиях, ища средства к существованию. Они были образованы и имели знатное происхождение, они знали по несколько иностранных языков и обладали хорошими манерами. Могие из русских в то время становились моделями парижских модных домов. А сколько русских моделей было в доме «Шанель»! К слову, управляющим в доме «Шанель» работал князь Кутузов Сергей Александрович.
Были русские среди моделей и в 30-е. Тогда в модели уже приходили не первые эмигрантки, а их дочери. В то время в моде был типаж голубоглазой блондинки, и славянская внешность прекрасно ему соответствовала. Много имён, и все они аристократки – княгини, графини, все они с титулами: Волконская, Воронцова, Оболенская, фамилии известные многим… А вот самым известным именем из череды имён русских моделей тех времён, все же, была Натали Палей.
Натали Палéй прожила в России совсем немного. Она родилась во Франции тогда, когда её родители — Великий князь, генерал Императорской гвардии Павел Александрович, младший брат царя Александра III, и мать Ольга Валериановна Пистолькорс оказались «изгнанниками». Въезд в Россию им был запрещён.
Дело в том, что рано овдовев, Великий князь через какое-то время полюбил умную, красивую и обаятельную Ольгу Пистолькорс, которая происходила из семьи небогатого и незнатного петербургского чиновника, да ещё была и замужем. Да, весьма скандальная история для всей фамилии Романовых. Когда Ольга получила разрешение на развод со своим первым мужем, князь, тайно от всей семьи обвенчался с ней в Италии. Его лишили всех званий … Немалые средства князя позволили им вести в Европе беспечную светскую жизнь. Их романтическая история, а также красота и обаяние Ольги привлекали к ним внимание общества.
Официальное прощение было получено почти через десять лет. Они могли вернуться в Россию, тем более что князю вернули звания и восстановили на службе. Ольга стала его законной супругой и получила титул княгини Палей. Кажется, было всё: и любовь, и семейное счастье, и титул, и построенный особняк в Царском Селе. Но… в России назревала революция, которая в 1917 году изменила всё существующее и будущее всех без исключения. Наверное, не раз Ольга и Великий князь сожалели о том, чему так совсем недавно радовались – прощению, приобретённому титулу, возвращённым званиям. Теперь они теряли всё. В марте 1917 года князя и его сына Владимира арестовали. Красные комиссары расправились с ними также, как и со многими членами семьи Романовых… Мужа и сына не стало. Ольга Валериановна пыталась спасти своих дочерей Ирину и Натали, так как всем стало ясно, что их ждёт та же участь. Ей удалось выбраться из России через Финляндию. Впереди была неизвестность. Благодаря состоянию, предусмотрительно оставленному князем во Франции, Ольга Валериановна с дочерьми имела в отличие от многих русских эмигрантов довольно комфортную жизнь. Она воспитывала в дочерях безупречный вкус и манеры, умение очаровывать.
Русская красота наряду с аристократическим воспитанием, шарм и умение преподнести себя приносили большой доход французским домам моды.
Ирина и Натали даже и не думали о дальнейшем образовании, они ограничились воспитанием и образованием, какое давала им мать. Их сводная сестра Мария Павловна, дочь Павла Александровича от первого брака, вспоминала, что на лицах девушек была какая-то озабоченность, затаившаяся печаль. Они были замкнуты, им было тяжело общаться со своими знакомыми. Девушки затаили в себе те трагические события, от воспоминаний которых было невозможно уйти, печаль о потери отца и любимого брата постоянно преследовала их. Ольга Валериановна старалась возобновить связи в высших кругах светского общества, постоянно вращалась среди модных портных французских домов. Многие из тех, кому суждено было оказаться в роли изгнанников, открывали свои модные дома, например, дом «ИРФЕ» (Ирина и Феликс Юсуповы), «Китмир» – дом вышивки Марии Павловны (сводная сестра). А сводный брат князь Дмитрий оказался в близких отношениях со знаменитой Коко Шанель, у которой уже работало много русских эмигранток. Таким образом, семья Палей всё время была на виду в модном мире. Вскоре Ирина выходит замуж за брата Ирины Юсуповой, князя Фёдора Александровича.
Иначе решила распорядиться своей судьбой Натали. От рождения своенравная, независимая, красотой и изяществом похожая на мать, она решила работать моделью. Да, она стала манекенщицей. Княжна-манекенщица начала работать в модном доме «Итеб» и в доме мод «ИРФЕ».
Вскоре она сумела завоевать модный Париж, ей стали подражать, она стала королевой моды. Её любили, ею восхищались и очаровывались, ей подражали. Но это были дома мод своих соотечественников-изгнанников. Вскоре ею заинтересовалась Коко Шанель. Она рекомендовала Натали в престижный модельный дом Люсьена Лелонга, который тоже не устоял перед изысканной красотой и грацией русской княжны. В 1927 году они обвенчались. Натали обладала не только поразительной красотой и знатной фамилией. Она стала лицом модного дома Люсьена Лелонга. Родственники Натали не одобряли этот неравный брак – внучка императора и портной.
Всё повторялось для её матери Ольги Валериановны, но только роли поменялись (теперь Ольга Валериановна видела в этом браке неподходящую кандидатуру на роль мужа для её дочери).
Люсьен Лелонг был во власти красоты Натали. Он посвящал для неё лучшие модели своего дома, её лицо не сходило с обложек лучших журналов. Прекрасной княжне были посвящены духи фирмы Лелонг – «Elle…Elle», «Mon Image», «Indiskret». Однако, сама яркая, одарённая Натали предпочитала видеть рядом с собой таких же мужчин. Её поклонниками были художник Павел Челищев, танцовщик Серж Лифарь («Русские сезоны»),Сальвадор Дали, Жан Кокто, для которого эта связь, скорее всего, была единственной и роковой… Её окружали интересные и яркие личности, она, наверное, ощущала себя звездой первой величины, которой поклонялись все и влюблялись с первого взгляда. Мог ли долго продолжаться её брак с Лелонгом. Конечно нет. Натали быстро потеряла к нему интерес, её привлекала другая жизнь – она начала сниматься в кино. Её красота, фотогеничность и потрясающие наряды Лелонга сразу же заставили всех обратить внимание. И что более для неё оказалось значимым – её заметили в Голливуде. В 1937 году она разводится с Лелонгом и уезжает в США. Под впечатлением печального факта развода Лелонг, создаёт духи «Le N», о которых восторженно отзывались модницы 30-40-х годов.
В Америке продолжается её яркая, насыщенная событиями жизнь.
Вскоре она выходит замуж за продюсера и режиссёра Джона Уилсона. Но модельный бизнес Натали не оставляет, она становится самой востребованной и преуспевающей моделью в американской фирме «Линчбойчер», и в то же время хозяйкой популярного салона, в котором бывали Эрих Мария Ремарк, Марлен Дитрих известные актеры, музыканты и художники.
В 1942 году в жизни Натали произошла встреча с известным французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Трудно сказать, как много значила эта связь для Натали, но для самого Антуана она значила многое, об этом говорят его письма – письма любви, посвящённые Натали.
По характеру меланхолик, подверженный депрессиям, он нуждался в утешении, и в лице Натали он нашёл и любовницу и друга, умеющего его подбодрить, утешить. Но их связь не была длительной. В 1943 году Экзюпери вернулся во Францию, и напоминать друг о друге им позволяла переписка, которая продолжалась до самой гибели писателя.
В романе Эриха Ремарка «Тени в раю», история любви между главными героями напоминает реальные события – историю любви Натали Палей и самого писателя. Ремарк при первой встрече с Натали, пленённый её красотой и умом, на долгие одиннадцать лет попал под магическое влияние русской княгини – красавицы Натали.
Они встретили друг друга в Америке, их роман продолжался одиннадцать лет. Но это был роман, в котором происходили и частые ссоры и бурные примирения, однако, в том, что это подлинная любовь никто из тех, кто был с ними близок, не сомневался. С самой первой встречи Эрих настолько пленился Натали, что чувства к великой актрисе Марлен Дитрих, с которой он тогда встречался, стали быстро угасать.
В 1947 году, когда Ремарк после нескольких лет скитаний, принимает решение вернуться в Европу, Натали также отправляется вместе с ним. И вот здесь-то и приходит конец их роману. Эрих Ремарк остаётся в Швейцарии, где у него был собственный дом, а Натали всё чаще и чаще покидает его, так как не может согласиться с тихой и безмятежной жизнью, ей нужны перемены, новые встречи, новые друзья, ей нужна яркая, насыщенная событиями жизнь. Постепенно любовь угасает, и Ремарк встречает свою новую любовь и жену, актрису Полетт Годдар.
Вскоре после расставания с Ремарком Натали вернулась в Америку к Джону Уилсону. Но он тогда уже сильно пил, становился буйным, и о приглашении друзей домой не было и речи. Натали чувствовала, что наполненная бурными и яркими событиями жизнь постепенно угасает, друзей вокруг неё становилось всё меньше и меньше.
В 1961 году Джон Уилсон умер от цирроза печени. Натали впала в тяжелую депрессию, она уже не ощущала себя той яркой ослепительной звездой, она чувствовала, что осталась одна. Как будто неожиданно всё от неё ушло, отдалилось, даже с сестрой оборвалась связь. Как? Почему это произошло? Возможно она в круговерти событий не заметила, что теряет тех, с которыми могла оставаться на долгие долгие годы. Возможно, в погони за яркими личностями не смогла разглядеть того, что необходимо человеку всегда – эмоциональной близости.
В то время она поняла, что звезда её погасла, жить по-прежнему невозможно, она была стареющей женщиной. Так Натали Палей, в тяжёлой депрессии, прожила долгих 20 лет жизни, одна, ни с кем не общаясь. Она уже почти ослепла, много пила, никого не принимала. …В декабре 1981года она упала и сломала шейку бедра.
Врачи поставили печальный прогноз: до конца жизни оставаться неподвижной.
Тогда она решила уйти из жизни, приняв большую дозу снотворного…
***
Также, на эту тему, можно прочитать в публикациях: To be on vogue и Феномен модной фотографии
“Приложение”
Такова захватывающая и печальная история русской модели-аристократки.
Но, сейчас, отвлечемся от лирики и обратимся к статистике, имеющей отношение к миру моделей.
Ретроспективный список 10 самых известных моделей.
Твигги (60-е). Настоящее имя – Лесли Хорнби. Была лицом целого десятилетия, пожалуй, ее можно назвать первой топ-моделью. Именно благодаря ей, в моду вошла худоба. Миллионы девушек по всему миру копировали ее макияж и прическу и старались похудеть до параметров их идеала.
Параметры: 78-50-81, рост: 168 см, вес: 40кг
Джиа Каранджи (70-е). Самая известная и высокооплачиваемая модель конца 70-х. Ее гонорары доходили до заоблачных высот, немыслимых в то время. Джиа Мари снималась для лучших журналов мира.
Параметры: 90-58-88, рост: 178 см, вес: 52кг
Клаудиа Шифер (90-е). Ее внешность считается идеальной. Снималась для обложек журналов более 900 раз. Контракты с Chanel, Revlon, Guess сделали из нее одну из самых богатых топ-моделей мира. Клаудиа до сих пор является лицом нескольких марок, снимается в фильмах и выглядит просто потрясающе в свои “за-40 лет”, при этом являясь матерью троих детей.
Параметры: 83-60-88, рост: 180см, вес:57кг
Линда Евангилиста (80-е – 90-е). Топ-модель из Канады итальянского происхождения. С детства мечтала стать фотомоделью и добилась этого. Стала первой моделью, которой предлагали огромные гонорары только за присутствие на каком-либо мероприятии. Именно ей принадлежит уже ставшая крылатой фраза: «Меньше, чем за десять тысяч долларов, я даже с постели не встану».
Параметры: 88-63-88, рост: 177 см, вес: 55кг
Наоми Кэмбелл (1990-е – 2000-е). Британская модель. Ее корни – китайско-ямайские. Первый раз вышла на подиум в 15 лет. Стала первой чернокожей девушкой, попавшей на обложки журналов «Vogue» и «Time». Известна своим скандальным характером. Но до сих пор, в свои 38 лет, топ-модель Наоми выходит на подиумы и снимается для обложек лучших мировых журналов.
Параметры: 86-60-86, рост: 178 см, вес: 51кг
Синди Кроуфорд (90-е). Первая топ модель, позировавшая обнаженной для журнала «Плэйбой». В 95-м году снялась в главной роли в фильме «Честная игра». К сожалению, фильм провалился, зато Синди принесли немалый доход ее видео уроков по фитнесу. Карл Лагерфельд сказал о ней: «В ней сочетаются классическая красота и девушка мечты каждого американца».
Параметры: 86-66-89, рост: 177 см, вес: 59кг
Кейт Мосс (2000-е). Стала известна благодаря знаменитой марке Calvin Klein. Одна из самых востребованных топ-моделей по сегодняшний день. Ее параметры и внешность отличаются от общепринятых стандартов, но Кейт обладает потрясающим шармом и фотогеничностью, что постоянно привлекает к ней внимание.
Параметры: 83-58-88, рост: 168 см, вес: 48кг
Наталья Водянова (2000-е – 2013-е). Русская топ-модель, работающая с 17-ти лет и сделавшая ошеломительную карьеру. Ее знает весь мир, ее услугами пользуются самые знаменитые мировые бренды. Наташа – мать троих детей, но до сих пор является лицом таких марок, как Marc Jacobs и Gucci.
Параметры: 87-61-87, рост: 176 см, вес: 48кг
Жизель Бюндхен (2000-е). Одна из самых известных топ-моделей бразильского происхождения. Считается самой сексуальной женщиной мира. Начала свою карьеру в 14 лет, открыла новую эру женственных моделей, широко известна как один из ангелов VictoriaSecret.
Параметры: 91-60-88, рост: 180 см, вес: 52кг
Хайди Клум (2000-е). Вторая в мире модель по величине гонораров. Является не только известной топ-моделью, но и успешной бизнес-леди. Имеет собственное телешоу, линии ювелирных украшений и одежды. Тоже является матерью троих детей и сейчас собирается возобновить контракт с Victoria’s Secret.
Параметры: 94-65-98, рост: 177 см, вес: 54кг
Не будем считать чужие деньги, но почему бы не взглянуть на вессь любопытный список. Он был не так давно опубликован журналом Forbes. И пусть, это не самые последние, но достаточно свежие цифры годовых гонораров 10 самых дорогих топ-моделей.
№1. Жизель Бундхен – $25 млн.
29-летняя бразильская модель в декабре родила ребенка и почти сразу же вернулась к работе – трудно ее обвинять, $25 млн на дороге не валяются.
№2. Хайди Клум – $16 млн.
Эта немецкая “сенсация” помимо телевизионной карьеры продолжает сотрудничать с компанией Victoria´s Secret, где она начинала свою деятельность. Она рекламирует такие товары как диетическая кола, Volkswagen, McDonald´s и LG, а также ведет телепередачи “Проект подиум” и “Немецкая топ-модель”.
№3. Кейт Мосс – $9 млн
Несмотря на регулярные личные и профессиональные взлеты и падения, привлекающие пристальное внимание таблоидов
№4. Адриана Лима – $7,5 млн.
Еще один “ангелочек” Victoria´s Secret в списке. Бразильская модель Адриана Лима начинала как победительница конкурса “Супермодель года”, организованного компанией Ford.
№5. Дутцен Крес – $6 млн.
25-летняя голландская модель два года назад подписала договор с Victoria´s Secret в качестве лица компании. С тех пор новых моделей компания на это место не нанимала.
№6. Алессандра Амброзио – $5,5 млн.
Эта звезда Victoria´s Secret сейчас врывается в мир высокой моды. В прошлом году она подписала выгодные контракты с такими марками как Louis Vuitton, Prada и Moschino.
№7. Наталья Водянова – $5,5 млн.
28-летняя российская модель продолжает являться живым воплощением американской мечты. Имеет солидные контракты с бельевой компанией Etam и с компаниями Guerlain и Calvin Klein. Водянова руководит благотворительным фондом “Обнаженное сердце”(Naked Heart Foundation), который собирает деньги на обустройство детских площадок в России.
№8. Дарья Вербова – $4,5 млн.
Контракты с Lancome и H&M в этом году позволили канадской модели украинского происхождения занять место в первой десятке.
№9. Миранда Керр – $4 млн.
Эта австралийская модель получает свои чеки от компаний Victoria´s Secret и David Jones Limited. Именно ее фото фигурировали в прогремевшей на весь мир истории, когда сотрудник крупной компании во время трансляции новостей был замечен за просмотром пикантных фотографий и в итоге уволен.
№10. Каролин Мерфи – $3,5 млн.
36-летняя Каролин Мерфи – лицо бренда Estée Lauder – единственная американка в списке. Помимо Estée Lauder она сотрудничает с Roberto Cavalli и Anne Klein.
Скоро читайте в Elegant New York: о знаменитых фотографах и не менее знаменитых моделях прошлого.
Татьяна Бородина