Виталий Орлов
А началось все это еще раньше, в начале октября, когда наш выдающийся соплеменник Евгений Кисин вышел на сцену Карнеги-холла в день открытия 125-го сезона 2015-2016 г.г. в мировом Храме музыки. В этот день один из лучших пианистов современности исполнил с оркестром Нью-Йоркской филармонии фортепианный Концерт №1 Чайковского: блистательно, филигранно, но по-своему, и всех вновь поразил, хотя, кажется, меломаны знают это произведение очень хорошо, и сами не играют только потому, что не в каждом доме есть свой Steinway.
Было это за три дня до 44-го дня рождения Жени: впору называть его уже маэстро Кисин, Евгений Игоревич. Но когда я впервые встретился с ним в Нью-Йорке после концерта в Авери Фишер-холле, чтобы взять интервью, ему было только слегка за 25, и все окружающие называли его просто Женя – наверное, с тех самых пор, когда 10-летний Женя Кисин вышел на сцену в Москве с красным пионерским галстуком на шее и сыграл Концерт №20 для фортепиано Моцарта.
Но, думаю, декабрь показался маем не только мне. Знаменитая песня Уоррена с этим названием из фильма «Серенада солнечной долины» вспомнилась многим во время необычного концерта, на который в институт еврейской истории YIVO (руководитель Джонатан Брент), устроивший его вместе с Русско-американским фондом (руководитель Марина Ковалева), собралось очень много людей. Концерт назывался «Советские песни с еврейским акцентом», и к его программе был активно причастен Евгений Кисин.
В программу концерта были включены популярные хиты нашей молодости: песни Исаака Дунаевского, Никиты Богословского, Николая Минха, из репертуара Леонида Утесова, Марка Бернеса и Любови Орловой.
Новые стихи к этим песням написал на языке идиш Борис Сандлер – поэт, прозаик, скрипач, кинодокументалист, сейчас главный редактор американской газеты на идиш «Forverts» и большой знаток и хранитель этого языка. С одним исключением: текст всенародно любимой песни «Темная ночь» из фильма «Два бойца» (стихи В.Агатова) перевел на идиш …Евгений Кисин!
Евгений прочитал на идиш стихи собственного сочинения «Симферопольская аллея, №8», а потом сел за рояль и сыграл фрагмент из «Танцевальной сюиты» Александра Крейна. Об увлечении гениального пианиста поэзией, в частности, поэзией на языке идиш, знают не все, хотя, кажется, фаны имеют о нем больше информации, чем даже он сам, например, на ком он женат… В последние годы в разных концертных залах мира Евгений читает любимые стихи со сцены. Однажды я спросил у Жени, как он относится к мнению о том, что язык идиш умирает. Он ответил: «Было бы очень жаль, если бы это случилось, потому что этот язык является носителем очень высокой культуры. Но я думаю, что этот язык не исчезнет, пока жив хотя бы один человек, его знающий. Например, я! Или человек, с которым мы дружим на этой же почве – Борис Сандлер».
В концерте в YIVO все вокальные номера исполняли Рита Койфман и Наум Койфман, в аранжировке Наума, чье музыкальное прошлое, как и Бориса Сандлера, связано с Молдовой. Их выступление сопровождалось кинокадрами из соответственных фильмов из числа советской классики. В концерте приняли участие скрипач Борис Корческо и, конечно, главный бенефициант представления – Борис Сандлер. Он читал также свои стихи и поэму «Вкус маминого молока».
Появление Евгения Кисина в концерте в YIVO предварило еще один его беспрецедентный сольный концерт, состоявшийся 16 декабря, который, как и три предыдущих, прошел в ноябре-декабре 2015 года в Карнеги-холле.
В этот день Кисин играл фортепианные произведения еврейских композиторов: сонаты для фортепиано Блоха и Веприка, ту же «Танцевальную сюиту» А.Крейна, в которой использованы произведения Дебюсси и Равеля на еврейские народные темы, много сочинений «на бис». В паузах между исполнением фортепианных миниатюр Евгений читал на идиш стихи классика еврейской литературы Ицхока-Лейбуша Переца. Поводом к выбору для этого концерта поэзии И.-Л. Переца послужило то, что в этом году исполнилось 100 лет со дня смерти еврейского писателя-классика.
И наконец, чтобы полностью оправдаться перед американским читателем за название этого рассказа в виде цитаты из песни Гарри Уоррена и Мака Гордона:
«Why do robins sing in December,
Long before the springtime is due?
And even though it’s snowing,
Violets are growing,
I know why and so do you»,
которая этой теплой зимой оказалась справедливой еще и в чисто метеорологическом смысле, я расскажу еще о трех других триумфальных выступлениях Евгения Кисина в Карнеги-холле .
В ноябре он сыграл два сольных концерта из произведений Моцарта, Бетховена, Брамса и Альбениса. Два концерта в течение одной недели в Карнеги-холле с одинаковой программой – так когда-то мог рисковать только великий Владимир Горовиц. Кисин рискнул – и победил! Концерты состоялись при полных аншлагах, слушатели сидели частично даже на сцене.
Первое отделение завершалось сонатой «Апассионата» Бетховена. Исполнение «Апассионаты» Кисиным иначе чем трансцендентным, перехватывающим дыхание, не назовешь. В середине концерта бисировать не принято, тем не менее овация зала после этого выступления длилась 11 минут. Недаром вождь мирового пролетариата назвал эту музыку «нечеловеческой». Так и сыграл ее гениальный пианист. «На бис» в конце второго отделения были исполнены произведения испанского композитора Гранадоса и Венгерский танец №1 Брамса.
Еще одна ипостась Кисина – камерный репертуар. 3 декабря концертную команду Евгения составили суперзвездные музыканты Ицхак Перлман (скрипка) и Миша Майский (виолончель). В программе – романтические фортепианные трио Шуберта и Чайковского. Если эти два шедевра исполняют великие музыканты, можно ожидать, что произойдет еще одно чудо. И чудо состоялось!
И.Перлмана в различных программах нью-йоркцы видят и слышат довольно часто и знают хорошо. Что касается Миши Майского (не Декабрьского!), то о нем мы знаем меньше. Между тем, его биография могла бы послужить темой очередной музыкальной голливудской «сказки». Миша родился в 1948 году в Риге. Ученик Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского, лауреат престижных конкурсов, он так и не получил законченного высшего музыкального образования. В 1970 году Миша был по ложному доносу арестован и отсидел в тюрьме полтора года. Выйдя на свободу, он тотчас же уехал в Израиль и с тех пор считает настоящим днем своего рождения миг отъезда из Советского Союза.
«На бис» звездное трио исполнило Andante из фортепианного трио №1 Мендельсона. В мае будущего года мы вновь встретимся с Евгением Кисиным, когда в Карнеги-холле с оркестром Met под управлением Дж.Левайна гениальный пианист исполнит Концерт для фортепиано № 2 Сергея Рахманинова. Будем надеяться, что и каледарный , а не только декабрьский май тоже станет для меломанов праздником.