Лавриненко-Омецинская Екатерина, фото автора

Авторская рубрика «Арт-параллели и меридианы»

 

В конце января этого года всемирно известный французский кутюрье Жан-Поль Готье объявил о завершении длившейся полвека карьеры, хотя он и в дальнейшем намерен возглавлять компанию, изменив концепцию ее деятельности. Прощальное шоу «Весна-лето 2020» состоялось 22 января в парижском театре Шатле. 

Конец эпохи великого кутюрье.

Вряд ли решение Готье стоит считать спонтанным. Дело не только в возрасте – ведь ему нет и семидесяти. К тому же он по-прежнему весьма креативен и не собирается уходить из мира высокой моды. Хотя пока парадигма его будущей деятельности умалчивается. Тем не менее это решение вероятно не было случайным. Видимо, смена колеи деятельности им была задумана заранее. Ведь еще пять лет назад он организовал ретроспективное дефиле, с успехом выдержавшее мировое турне по США, Канаде, Австралии, а также по ряду европейских городов и поставившее точку в Большом дворце в Париже, где и располагается Дом моды знаменитого модельера. 

Следует учитывать, что с особенно усилившимся в последнее время креном в сторону попсовой культуры элитарное искусство порой поставлено на грань выживания. В какой-то степени мир роскоши пытается сохранить свой эксклюзивный статус, перешагнув пороги музеев. Это в полной мере относится к высокой моде, обесцененной массовыми распродажами, нелегальным тиражированием брендов и, конечно, появлением изготовления «готового платья».  

                                                     

То, что шедевры модных дизайнеров становятся достоянием художественных галерей, подтверждает и ретроспективный Проект Жана Поля Готье «С тротуара на подиум».

Показателен сам выбор итоговой локации, обладающей бесспорным историческим и эстетическим шармом. Ведь Большой дворец предназначен со времен Всемирной выставки 1900 года к эксклюзивным показам, о чем гласит надпись на его фронтоне: «Здание, посвященное Республикой славе французского искусства». Помпезный шик экстерьера в стиле бель-эпок и ажур металлического каркаса его интерьера, осененного огромным куполом стеклянной крыши, уже сами по себе создают праздничную атмосферу избранности. Не удивительно, что именно здесь проходят самые престижные вернисажи, книжные ярмарки, всевозможные шоу, концерты, и конечно, парады мод. Наверное, не случайно со стороны Елисейских полей с Большим дворцом соседствуют памятники двум знаковым политическим фигурам прошлого века – де Голлю и Черчиллю, которые как бы подтверждают высокий статус дворца. 

Таким образом сама покупка билета на выставку Жана-Поля Готье символически означала, что вы покупаете не только своеобразный пропуск в мир роскоши и креативного дизайна, но и приобщаетесь к ауре подлинного Парижа, которым управляет мода.                      

Внушительная ретроспективная экспозиция созданных Готье более чем за сорокалетний период творчества работ состояла из 175 образов. Презентация дизайнера также включала его многочисленные рисунки, фотографии, сценические костюмы, отрывки из фильмов, телерепортажи, музыкальные клипы и видеозаписи модных дефиле, что позволило создать поистине впечатляющее зрелище. В частности, для осуществления интерактивного показа были задействованы современные технологии по анимации специально изготовленных манекенов, которые не прочь пообщаться с публикой подмигиванием или улыбкой.

Мне повезло. Путешествуя по Европе, я дважды имела шанс ознакомиться с вернисажами модельера –  не только в Париже, но и в Стокгольме, где в Музее архитектуры и была сделана основная фотосессия. Интерактивной особенностью выставки, вернее, одним из главных ее нововведений, было отсутствие у экспонатов стеклянных футляров. Витринные блики больше не мешали как рассматривать, так и фотографировать вблизи каждый наряд, поражающий тщательной разработкой деталей и феноменальной ручной работой. Благодаря этому удалось в полную меру оценить особенности приемов знаменитого кутюрье.

Уникальность стиля Жан-Поля Готье 

Впрочем, Жан-Поль Готье, являющийся легендой мирового уровня, в представлении не нуждается. Экстравагантный почерк его коллекций угадывается сразу. Даже в названии выставки «С тротуара на подиум», вобравшем в себе не только весь диапазон его творчества, но и феерический спектр творческих поисков, заложена присущая ему провокационность. 

Модельер, действительно, может быть очень разным, смешивая стилистику всех эпох и заселяя свою планету броскими этническими символами народов мира.  Но при этом Готье сумел создать собственный уникальный стиль, безоговорочно войдя тем самым в историю французской высокой моды. В его шедеврах есть все атрибуты оригинальности, свободомыслия и вызова привычным представлениям – поза, эпатаж, шик и эротика, порой балансирующая на грани размытия женского и мужского начал.  

Звезда моды, устремленная к звездам

Бесспорный авторитет кутюрье базируется на создании костюмов для звезд первой величины, в частности Мадонны и Кайли Миноуг, не говоря уже об участии в оформлении фильмов Люка Бессона, придавшем его имени подчеркнутый космополитизм с легким оттенком инопланетарности. Замысловатые корсетные конструкции, выложенные перламутровыми раковинами роскошные грации, цветная феерия перьев. А еще конусообразные чашечки знаменитых бюстгальтеров, созданные специально для концертных костюмов Мадонны. Именно корсет стал своеобразным брендом и визитной карточкой Готье, отметившим даже дизайн флаконов его прославленных духов. К этому перечню следует добавить потрясающие инкрустации стеклярусом, вплоть до цельных полотнищ, имитирующих звериные шкуры, которые жестким обхватом фигуры превращаются в платья. Обшитые изысканной тесьмой бархат и велюр, затейливая вышивка по шифону и гипюру, ажурная вязка из шерсти, великолепные плиссе и шелковые воланы. Плюс присущее ему обожествление мехов, крокодиловой и змеиной кож.  Правда, повинуясь экологической поляризации общественного мнения, кутюрье в прошлом году создал коллекцию, в которой полностью перешел на использование искусственных материалов. И это показательно.

Жану-Полю Готье удается совмещать, казалось бы, несовместимые атрибуты уличных джинсовых нарядов с аристократическими веерами из страусиных перьев или роскошными кружевами. Такой союз демократических брендов с высочайшего уровня ручной работой ни в коем случае не мезальянс. Скорее взламывание привычного дресс-кода. 

В конце концов, стремление удивлять окружающих – тренд современной жизни. В таком сочетании арта, органически вплетенного в современный кэжуал, как и в игре на разнице тканевых фактур, заложен известный рыночный прагматизм – ведь союз с искусством позволяет не только оправдывать цены люксовых моделей, но и благоприятно сказывается на престиже, подкрепляющем амбиции маэстро. 

При этом можно принимать или игнорировать личный стиль Готье, его «тельняшки» и петушиные перья волос, можно инкриминировать ему всеядность и отсутствие изысканного вкуса, как у других французских кутюрье. Такого, например, у аристократичного Кристиана Диора, утонченного у Юбера де Живанши, лаконичного у Пьера Кардена или элегантного у Ива Сен-Лорана. Но нельзя отказать ему в бесспорной креативности, разнообразии этнических элементов и удивительной красоте аксессуаров, которые лучше всего постигаются не на ограниченных темой и временем сезонных подиумных демонстрациях модных тенденций, а именно в подобных ретроспективных выставочных дефиле, где ко всему прочему разрешен неспешный свободный доступ к экспонатам и предоставлена возможность тщательного рассмотрения тет-а-тет особенностей каждой детали. 

Именно такой кроссовер уникальности визуального замысла, тщательности пошива и изысканности ручной отделки с предельной доступностью демонстрации, подсказанный современными социальными изменениями, должен обеспечить бренду Жана-Поля Готье успех на многие годы. Залогом этому служит его умение возвысить обыденное до удивительного.