Погрузиться в творчество этого писателя — значит попытаться понять сложные, еще до сих пор не изученные, а потому кажущиеся фантастическими, стороны человеческого существования. Как например, возможность жизни человека за пределами нашей маленькой планеты под названием Земля. На самом деле, « возможна ли жизнь на Марсе»? Мы не знаем. А он писал: ««Меня радует то, что я знаю, что через двести лет на Марсе будут читать мои книги. Они будут на мертвом Марсе без атмосферы. А поздно ночью с фонариком какой-нибудь мальчишка заглянет под одеяло и прочитает «Марсианские хроники» прямо на Марсе».
Подумать только, а ведь «Марсианские хроники» и вправду сегодня уже находятся на Марсе! В 2008-м году оцифрованная копия этой книги достигла Красной планеты на борту посадочного модуля Phoenix Mars Lander НАСА. Теперь осталось подождать всего двести лет, чтобы узнать, оправдались ли надежды писателя. Подождем?
С Рэйем Брэдбери я познакомилась давно, еще в Киеве . Алла Дергунова принесла в лабораторию небольшую книжицу в мягком переплете и мы по очереди взахлеб читали «Вино из одуванчиков», «Прощай лето» и другие замечательные автобиографические рассказы американского писателя, которого сразу же полюбили. И всем конечно захотелось побывать в маленьком американском «Зеленом городе» Брэдбери, который представился нам символом его родного дома, где он поселил своих друзей и родных , где стены домов лечили и охраняли, где было хорошо , уютно и радостно жить. Здесь вместе с мальчишками Дугласом и Томом и другими жителями города мы осознавали конечность всех событий и учились ценить и сберегать каждое воспоминание, каждый момент жизни. Поверили, что от всех болезней нас исцелит дедушкино вино из одуванчиков, в котором спряталось лето. Справедливости ради нужно сказать, что ни тогда, ни позже, когда я собралась уезжать в Америку, эта страна не привиделась мне «Зеленым городом» – о других, непохожих на него городах читала и у Драйзера и Фолкнера, у Уайдлера и Фицджеральда, у Селенджера и Капоте, у Хемингуэя … Но в ту пору, волшебник, объединивший в своем облике физика и лирика, открывший для меня новые космические миры, рассказал свою чудесную сказку, в которую мне очень хотелось поверить. Он был мне симпатичен, этот чудаковатый американец, который очень любил жизнь! Не ездил на автомобиле, -только на велосипеде или пользовался общественным транспортом. Любил единственную женщину, которая долгие годы была ему женой. Друзей имел мало, но дружил с ними всю жизнь. И редко впадал в уныние, писал, даже когда из-за болезни ему пришлось передвигаться на инвалидной коляске. А совсем недавно (Боже, уже десять лет прошло!) в Нью- Йорк пришло горестное сообщение о том, что писатель умер.
Он завещал похоронить себя на кладбище Мемориального парка Вествуд-Виллидж в Лос-Анджелесе и сам составил эпитафию на могильной плите : « Здесь покоится автор романа «451 градуса по Фаренгейту».
Этот свой первый роман, который стал для писателя завещанием, Брэдбери написал за девять дней в библиотеке Пауэлла Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе – напечатал на пишущей машинке, которую арендовал за 10 центов в час. Он так расшифровал его название : «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага». Автор размышляет над тем, есть ли будущее для меркантильного, прагматического человеческого сообщества, где сжигаются книги, а люди живут только поверхностными, материальными ценностями. Он предостерегает нас от бездуховности, вседозволенности и вандализма – нельзя сжигать книги, сносить памятники, бить витрины и мародерствовать! Нельзя убивать людей только за то, что они другие. Как актуально и сегодня звучит эта антиутопия Рэйя Бредбери!
«Рэй Брэдбери написал три великих романа и триста великих рассказов. Один из последних назывался «Звук грома». Звук, который я слышу сегодня, — это гром угасающих шагов великана. Далекий звук. Но романы и рассказы остаются во всем их резонансе и странной красоте» Стивен Кинг
А 20 лет назад в 2002 году на Аллее славы в Голливуде зажглась еще одна звезда по имени “Рэй Брэдбери”.
P.S. Рэй Брэдбери очень любил кошек. На приведенной фотографии он снят с любимой черной кошечкой Дитци.. Писатель называл ее помощницей – Дитци служила прессом для бумаг на его столе, пока он писал книги.