Александра Чумвак.
“Иванов” – спектакль непростой и неоднозначный. “Иванов” – это первая пьеса Антона Павловича Чехова, и написал он ее «на спор» всего за десять дней. Не многие режиссеры из-за ее сложности брались над ней работать. Но в июне этого года, на сцене CityCenter, нью-йоркские зрители имели удовольствие увидеть пьесу Чехова, представленную “Театром Наций” в постановке Тимофея Кулябина. Искушенный Нью-Йорк уже привык к ставшим традицией театральным гастролям в рамках фестиваля искусств “Вишневый сад”, который каждый год на протяжении более, чем 10 лет, радует публику прекрасными музыкальными и театральными сюрпризами.
Итак, в этом году нам показали «Иванова». Спектакль многоплановый – есть в нем и драма, от которой приходишь в отчаяние, есть комедия, есть и мелодрама. Есть душещипательные моменты ностальгии, когда смотришь на такое знакомое русское застолье с песнями, пьянкой и танцами на столах, и понимаешь: “Да, так душевно гуляют только у нас”. Но в целом спектакль о чувствах, сложных и мучительных, о поиске и провале, о цельности личности и невозможности ее выживания в мире цинизма и бесконечного компромисса.
Часто нам, жителям Нью Йорка, привыкшим к тяготам жизни и постоянному стрессу, хочется найти в театре отдых и расслабление. Наверное, поэтому здесь так популярны развлекательные, веселые и красочные бродвейские шоу. «Иванов» не та пьеса, где вы сможете отключить мысли и наслаждаться зрелищем. Каждый монолог провоцирует вас к размышлениям, анализу, вопросам: “Каково ему в этой шкуре? Как поступил бы я? Какой выбор бы я сделал, и есть ли этот выбор?”
Ставший уже привычным, а порой и надоевшим, прием переноса действия пьесы в наши дни в случае «Иванова» оказывается очень удачным. Адаптированные тексты и диалоги, позволяют современному зрителю пропускать ситуацию, как говорится, через себя. Происходит своеобразная проекция личности героя на сознание зрителя, что задевает у каждого что-то свое, рождает очень личные ассоциации, провоцирует душевный дискомфорт, от которого так часто отгораживается человек, боясь растревожить свою душу. А тревожить душу необходимо, как бы болезненно это ни было. Без этого мы черствеем, забывая о своем предназначении в мире, которое имеет каждый из нас, забываем о высоких принципах и требовании к себе, как личности. Об этом всегда писали русские классики, об этом говорит Чехов в своих произведениях, даже когда его герой – маленький человек с неудавшейся судьбой.
Сложность и драматичность сюжета, психологическая подоплека и накал страстей позволяют в еще большей степени восхититься блестящей игрой актеров. Неудивительно, ведь “Иванов” буквально сверкает от звезд российского театра и кино. Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская, Игорь Гордин и другие держат внимание зрителя на сто процентов и полностью уводят за собой в увлекательное путешествие во внутренний мир героев.
Актеры бесподобны, профессиональны и самобытны на сцене, но понимание их личностей, интересов и мотиваций, стиля работы и задумки спектакля раскрывается намного полней и многогранней при личной встрече, подробностями которой мы делимся с нашими читателями.
Вот что рассказали нашему журналу создатели и исполнители спектакля “Иванов”, Театр Наций.
Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций, исполнитель роли Иванова:
«Мы приехали на гастроли в Нью-Йорк в третий раз. На этот раз уже, как к себе домой. Премьера “Иванова” состоялась в декабре 2016 года. Мы не так много гастролировали с этим спектаклем. Были всего лишь в Минске и в Риге. Честно говоря, не все площадки позволяют нам разместить декорации.
Я расскажу маленькую предысторию, почему именно “Иванов” и именно в Театре Наций. Так сложилось исторически. Антон Павлович Чехов родился как драматург именно в стенах здания, которое теперь называется “Театр наций” (ранее театр Корша). Этому зданию 130 лет. Это был первый частный театр в России, который, собственно, Федор Потапович Корш и создал. По легенде, когда Чехов пришел в этот театр и познакомился с К.С. Станиславским, он раскритиковал увиденную пьесу. На что Корш ответил, мол, не критикуйте, а напишите сами. Чехов согласился. Как он потом сам писал в своих дневниках, “на спор за десять дней я написал “Иванова” у себя в кабинете”.
Могу сказать, что тень “Иванова” в стенах нашего театра витала давно. Мы вели переговоры с французским режиссером Люком Бонди. Но, к сожалению, еще до начала репетиций Люк скончался, и тогда проект приостановился.
Я очень рад, что режиссер Тимофей Кулябин согласился ставить “Иванова” и посмотрел совершенно новым взглядом на эту историю. Перед началом репетиций мы всем актерским составом поехали в Мелехово, где Антон Павлович жил и работал. Там же прошли первые репетиции».
Тимофей Кулябин, режиссер-постановщик спектакля “Иванов”:
«Я взялся за работу над пьесой именно потому, что она ранняя, и мало кто хотел над ней работать. Мне было интересно. Чехов написал ее, как говорилось, за десять дней и на самом деле у нее две редакции. Первая называется “комедия”, а вторая версия расширена в четвертом акте, в ней содержатся расширенные драматические монологи Иванова. Наш спектакль представляет собой некий микс обеих редакций. Текст, конечно, адаптирован к современной реальности, потому что язык Чехова уже стал немного архаичным. При этом вся конструкция и мелодика текста Чехова сохранена. Нам было очень важно не пьесу новую написать, так сказать, по мотивам, а сохранить всю архитектуру, всю последовательность сцен, но сделать такой вариант, как если бы эта история происходила с нашими современниками. В спектакле все построено так, чтобы было крайне узнаваемо для современного зрителя, особенно российского зрителя, как будто он подглядывает в окно соседней хрущевки. Идея Чехова также была сделать героя узнаваемым, поэтому и фамилия у него такая – Иванов. Пьеса очень сложная и привести все к одному знаменателю была задача непростая. Мы начали готовиться к спектаклю за год. Репетиции заняли два с половиной месяца, репетировали довольно плотно и до последнего момента мы меняли и переписывали диалоги, смотрели что кому идет, чтобы каждый из актеров выглядел убедительно. Как видите, у нас собран очень яркий звездный состав.
Актеры о своих героях
Евгений Миронов: «Поскольку мы перенесли действие в наши дни, нам всем нужно было честно разобраться в вещах, которые могут быть непонятны сегодняшнему зрителю. Нужно было понять среду, в которой находятся герои, вплоть до города. Мы выяснили, что место действия – маленький городок, до ста тысяч населения.
Мне, как артисту, исполняющему роль Иванова, была интересна тема денег. Иванов – в долгах как в шелках, у него практически разоренное хозяйство, умирающая жена, огромные долги перед другом. Зарплата у него неплохая, до сорока тысяч, как мы считали, он является чиновником по сельскому хозяйству.
Также узнавали, что такое болезнь Сары, например. Думали, что в наши дни чахотка все-таки имеет лечение, но нет, выяснилось, что исход однозначный после определенной стадии. То есть мы на бытовом уровне разобрались в деталях пьесы, а дальше уже стали заниматься выяснением каждый своей темы, которая должна была вылиться в многоголосие.
Тема Иванова – наименее эффектная. Так как с самого начала человек не развивается, приходит практически к суициду, разочаровавшись в жизни, так эта роль и заканчивается. Я еще не играл такие вещи, такие арки не выстраивал. Это было очень непросто. Я не знаю, поймут ли американцы или нет, я до сих пор в борьбе с образом, с автором, не все, так сказать, у меня внутри сходится. Ну что ж, вот такая роль.
Для меня Иванов – это человек-совесть. Поэтому он мучает всех. Такие люди – не жильцы. Я, наверно, в своей жизни и не встречал такого человека, такой требовательности и честности к себе и, соответственно, ко всем, кто вокруг него.
Мы его застаем в тот период его жизни, когда все иллюзии разрушены, а дальше он не знает что делать. Он потерял смысл жизни. Что, честно говоря, роднит героя с автором, с Антоном Павловичем.
Иванов, как мне казалось, находясь в сложном состоянии, ищет. Не смотря на тяжелую ситуацию (умирает жена, долги), он ищет. Он не дает себе страдать, он борется. Все его планы, о которых он рассказывает своему другу – разбились. Этот мир не для него. Разве совесть – это не современная тема? Мы так привыкли к компромиссам, а он поэтому не вписался. Более того, это его качество бесит других. Он уже хочет стать таким как все, издевается сам над собой. В диалоге с Шурой упоминает, что Лебедеву легко живется, потому что он смирился, согласился с собой, а Иванов не такой как все. Хочет, но не может. Он то ли Гамлет, то ли Чайльд Гарольд. В другой бы пьесе Иванов был бы прекрасным героем, но в “Иванове” он, к сожалению, аутсайдер.
Ольга Лапшина (исп. роль Назаровой): У Чехова моя героиня была выписана как картежница, пьяница, и она как-то обмолвилась, что, мол, в гроб не лягу, а Санечку замуж выдам. Тимофей Кулябин изменил этот образ. Моя героиня – работник городского Загса, та, которая зачитывает все, что нужно зачитывать, и такая разбитная бабенка, которая на каждом празднике тамада, у нее набор поздравлений. В мою роль вплетен Эдуард Асадов, стихотворение, которое звучит совершенно пошлейшим образом – поздравление Сашеньки. Музыкальный срез спектакля уникальный: у Тимофея рабочий кабинет был там, где каждое утро он включал “Радио Дача”, играющее шансон , и вот все это в спектакле и звучит.
Чулпан Хаматова: Изменения происходят каждый спектакль, потому что прелесть театра – в живой энергии. Каждый спектакль мы о чем-то договариваемся, спектакль меняется. Когда Тимофей рядом, можно с ним посоветоваться, когда его нет – просто сами ищем и пробуем, чтобы это, конечно, не меняло структуру, придуманную режиссером, но тем не менее без этих изменений, без этой живости на каждом спектакле и нет понятия театра. Никаких специальных куплетов, конечно, в сторону американских гастролей вставлено не будет, но спектакль поменяется, как он меняется всегда и везде. Тем более в этом театре очень большая площадка – более двух тысяч зрителей. Это тоже внесет свои коррективы, потому что у нас очень камерный театр, мы все работаем без подачи голоса, так что внедрить туда зрителей будет непростой историей, но посмотрим как мы справимся.
Непостоянная труппа в театре и приглашаемые режиссёры – это здоровая ситуация. Артист должен уметь работать с разными режиссёрами и разными жанрами, уметь переключаться из какого-то привычного почерка в непривычный. Уже не говоря о том, что это все время новые знакомства, новые коллеги. Если это талантливые люди, они тоже тебя образовывают и много приносят нового. Каждый раз я говорю Жене, какая чудесная система в Театре Наций, и каждый раз Женя с грустью говорит, что “вас очень трудно собрать”. Тяжело собрать артистов из разных театров как для репетиций, так и для гастролей. Я бы хотела, чтобы у Театра Наций все-таки хватало терпения и сил это соблюдать. Безусловно, в Театре Наций есть свой костяк, семья, но эта любовь основывается на живой материи. Невозможно любить своих коллег просто потому что вы все в одной труппе, по штатному расписанию. Любовь складывается из каких-то тонких вещей, и Театр Наций является доказательством того, что здесь все равно есть какая-то труппа, есть единомышленники. Мы просто “официально не замужем”. В свободных отношениях.