Галина Ицкович
Фотографии Галины Ицкович и Александра Гринберга.

Место действия—платформа метро на станции “96 Стрит”, время — декабрьское воскресенье, событие — фестиваль свинга и джаза. Но это только начало, неспособное рассказать о сошедшихся на платформе начинаниях и движениях, которые могли вот так собраться только в одном месте — в Нью-Йорке.

Метро ассоциируется с катакомбами, с подземными жуткими лабиринтами. Легенды вокруг нью-йоркского метро — это истории таинственных подземных людей, ушедших туда чуть не столетия назад, отказавшихся от “условий игры” на поверхности и живущих в альтернативном своем мире; или гигантских крыс-людоедов; или таинственных преступников. А еще существует легенда о поезде-призраке, заблудившемся на сотню лет в разветвленных туннелях, и показывающимся иногда ночью на отдаленных станциях. Его можно узнать по старинным вагонам, по кондуктору в старомодной форме… Многое изменилось за сто лет: лошади больше не “служат” в метро, хотя мастерские и продолжают называться “амбарами”; из трех независимых частных компаний родилась одна, принадлежащая штату; вагоны и пути были приведены к общему стандарту. Не изменилось самое главное: метро по-прежнему необходимо.

Когда работники Метро-транзита (MTA) впервые увидели такой вагон в ремонтном “амбаре”, им показалось, что это мираж. Тем не менее, вагоны 1915 года постройки оказались вполне реальным, как и более поздние модели, восстановленные и подготовленные к эксплуатации. Ностальгические поездки возможны не только перед Рождеством (например, в ноябре такими маршрутами отметили 120-летие метро), но начиная с  2015 г., каждое декабрьское воскресенье четыре раза в день модели 1930-го года постройки выходят на укороченный маршрут по 2 Авеню и катают желающих испытать, как это было в прошлом.

И уже несколько лет на конечной, с которой отправляется праздничный “ностальгический” вагон, собираются и нью-йоркские любители винтажа, и танцоры свинга, и первоклассные музыканты, показывающие свои получасовки в дальнем конце платформы. Толпа получается довольно разнородная: не все винтажисты танцуют, не все танцоры принадлежат к общине “винтаж”. Но организованное энтузиасткой винтажа Эми Винн мероприятие привлекает толпу даже в привычном к хэппенингам Манхэттене.

Винтажисты, конечно, привлекают самое оживленное внимание. Коллекционирование костюмов по периодам — это особый, закрытый для непосвященных мир, но, к счастью, бывают щелочки, сквозь которые можно подсмотреть за промельками прошлого. Тусовка на платформе, люди самого разного возраста, от малышей до стариков, пришла себя показать и людей посмотреть прямиком из тридцатых прошлого века. Нет большего удовольствия, чем прокатиться на поезде в костюме-ровеснике поезда. Подчеркнем, что это не карнавальные костюмы и не подделка, а тщательно подобранный, собранный по деталям исторически точный гардероб. Винтаж по определению —это хорошо сохранившиеся эксклюзивные вещи.

Винтаж появился, наверно, вместе с haute couture. Среди винтажистов кроме богемы есть историки моды, кутюрье и шляпницы; для кого-то это становится делом, но для остальных — это стиль, образ жизни. Любовь к эстетике избранного тем или иным коллекционером времени, 20-30-40-50-е — это, пожалуй, основной двигатель, определяющий, чем наполнить повседневность (или куда от нее скрыться при необходимости). Люди вживаются в таком тщательно воссозданном мире больше, чем может показаться, замечает одна из коллекционеров, Ирина Лумельская, а некоторые передают это увлечение вместе с коллекцией костюмов своим детям. Впрочем, винтаж — это уж точно не бабушкин гардероб, а тщательно подобранные вещи и аксессуары, и никто из присутствующих ни за что не выдаст свои источники винтажа.

На вечеринках и пикниках винтажистов (Jazz Age Party на Governor’s Island, Dragon Ball от Shanghai Mermaid, Prohibition Production, Easter Parade и множество закрытых мероприятий Дэнди Веллингтона) можно встретить поклонников чарльстона и бальбоа, и даже моих старых знакомцев тангейро (танцоры танго), но сегодня на платформе, конечно же, царит свинг. Танцуют под живую музыку. Таким образом, ретро-музыканты, которых и вообще-то много в Нью-Йорке, а тем более в праздничный сезон, тоже приходят себя показать, а иногда и поиграть вместе с коллегами на подземном джем-сейшене. Они тоже одеты в стиле времени. Одежда эпохи — это также культура эпохи, винтаж-джаз и винтаж-дух. Так и кажется, что дама с высокой прической, в бордовом платье из рытого бархата вот-вот начнет декламировать модные (в ее 1930-х) стихи поэтов Алгонкина.

Почему-то одежда прошлого, будь то “ревущие двадцатые” или пятидесятые, ассоциируется с тонким вкусом и хорошими манерами. Может быть, потому, что редко увидишь на ком-нибудь комбинезон рабочего или костюм фермерши. Ирина резонно замечает, что праздничная одежда лучше сохранилась. А вот одежда бедняков, скорее всего, изнашивалась до полного исчезновения. Хотя — во-от эта милая девушка в длинной юбке из пальтовой ткани, беретике под цвет и перчатках до локтя вполне могла бы служить машинисткой или телефонным оператором. О, эти ушедшие вместе с костюмами профессии! Их становится все больше. Вот, например, кондуктор в поезде праздничного вагона метро из тридцатых. Он не просто сидит в своем купе, нет, он стоит на подножке между вагонами, а на станции выходит посмотреть, осторожны ли граждане при посадке. Даже когда вернусь в свои безнадзорные двадцатые нынешнего века, я буду теперь осторожна, милый кондуктор!

#NYCVINTAGETRAIN2024
_______________
* Винта́ж (от англ. vintage — вина определённого года [винодельческий термин])
— стилизованное направление в моде, особенно в одежде и предметах домашнего
обихода, ориентирующееся на возрождение модных направлений прошлых поколений,
эпох (Wikipedia)

С наступающим Новым годом, дорогие читатели!
Дарите друг другу радость общения.