Репортаж нашего специального корреспондента на Берлинском международном кинофестивале.
Гюнель Ализаде
Мне очень хотелось, чтобы мой первый визит в Берлин был приурочен именно к международному кинофестивалю. Связанно это с тем, что все мои предыдущие попытки полюбить эту страну были обречены: бездушный Франкфурт и мелкокалиберные наманикюренные бюргерские городишки оставляли меня равнодушной. Еще одна причина, по которой мне было интересно побывать на Берлинале, была его концепция, ориентированная на прогрессивный и независимый кинематограф с большим геополитическим разнообразием. В отличие от гламурных Канн, здесь уделяют особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира. Как несостоявшийся юрист-международник, я трепетно отношусь к искусству, сближающему культуры разных стран и стирающему границы между государствами.
Основываясь на своем обширном опыте с бродвейскими шоу и классическим театром и не будучи поклонником американских блокбастеров, я рискнула аккредитоваться на Берлинале. Сама не ожидала своего восторга и волнения, когда получила положительный ответ.
Монументальный Берлин встретил величием исторической значимости и грандиозной индустриальной эклектикой. Это впечатляет, особенно в сравнении с другими немецкими городами. Берлин полон неожиданного авангарда и уютных уголков. Этот город состоит из большого количества переоборудованных помещений, и такое ощущение, что он помнит свое прошлое и все что пришлось пережить в далекой и не очень истории. Берлин, однозначно, “Он” и у Него есть душа.
Берлинский международный кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin) или Берлинале проводится ежегодно, каждый февраль, начиная с 1951 года, и основным призом является “Золотой Медведь”– геральдический символ Берлина. Решение о присуждении наград принимает международное жюри. «Серебряный медведь» присуждается в номинациях лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актриса, лучшая музыка и приз за выдающиеся достижения в области искусства.
В наши дни Берлинале стал одним из самых престижных событий мировой киноиндустрии наряду с Каннским и Венецианским фестивалями. В этом году было продано рекордное количество билетов – 330 тысяч. Число представленных просмотру картин составило 350, включая работы не только молодых талантов, но и мастеров мирового класса.
Так в какую же страну уехал 68-й золотой медведь в этом году? В разделе “конкурс” приняли участие 19 картин, и фестиваль завершился победой радикального румынского фильма «Не прикасайся» (Touch Me Not) Адины Пинтилие. Фильм стирает границы между реалити и профессиональным кино, приподнимая завесу интима и физической близости несовершенных, зачастую изнеможенных недугами тел. Не скажу, что режиссер хотела показать равновесие души и тела – в этом году победило именно тело. Содержание шокировало зрителей и критиков, но я все-таки решила досмотреть его до конца. Слово «вымучить» было бы более уместно. Главная героиня, 50-летняя Лора, не способна испытать плотские радости и пытается найти себе идеального партнера, который поможет ей преодолеть свою тягу к бесконтактному сексу. Проходя путь принятия себя и своей внешности, она пытается пригласить зрителя принять участия в диалоге между маргиналами разного калибра, разрываясь между болью и радостью от прикосновений, где нагота присутствует во всех деталях. Тут нет вуайеризма, а скорее оригинальный показ близости. В этом фильме нет места скромности: транссексуальная проститутка преклонных лет, малопривлекательный секс-терапевт, персонаж, живущий со спинальной мышечной атрофией, но ведущий активную интимную жизнь со своей женой… героями картины стали как придуманные образы, так и реальные люди.
Сама Пинтили периодически появляется в разных эпизодах, принимая участие в диалогах. Фильм меня, мягко говоря, смутил. В чем же смысл этого двухчасового парада эстетики отвратительного? Я понимаю, что искусство не всегда должно быть привлекательным, а порой радикальным или даже мега радикальным. Очевидно было то, что тут скрывается очень личное и, несмотря на скандально-плотское содержание, глубоко интеллектуальное.
Не скрою, что я посетила пресс-конференцию с целью взглянуть на актеров в одежде и, может быть, даже понять, за что же вы терзали зрителя 2 часа своей неэстетичной наготой? Адина объяснила это тем, что в 20 лет она думала, что все уже знает об интиме и близости, но по мере взросления, ей стало ясно, что все еще так мало известно… Оказалось все просто и, главное, ничего не бояться, но все же положа руку на сердце, я бы не стала рекомендовать тратить два часа на эту, пусть даже смелую, но относительно поверхностную и не очень оригинальную постановку.
Несмотря на то, что последний фильм одного из лучших режиссеров мира Содерберга «Не в себе» (Unsane) выпал из конкурса в Берлинале – это несомненно очередной жанровый прорыв. Экспериментальная картина полностью снята на iPhone по сценарию Джонатана Бернштейна и Джеймса Грира и смонтирована на съемочной площадке за рекордный срок. Главная героиня Сойер Валентини (Клэр Фой), типичная американская нервная карьеристка, покинула родной Бостон, чтобы избавиться от преследований некоего Дэвида. По крайней мере ей так кажется. После переезда в Филадельфию, она решила обратиться в группу поддержки при известной клинике, дабы избавиться от своих страхов, где без особой разборчивости подписывает какие-то документы в качестве “чистой формальности”. Дальше девушка попадает в настоящую беду, где ее пичкают лекарствами, и в холоде больничных коридоров она уже не знает, что является правдой, а что плодом ее больного воображения. Этот психологического триллер хорошо отобразил несовершенство американской системы здравоохранения и очень актуальную в последнее время тему женщины в беде. Все сразу вспомнили социальное движение #metoo. Как же легко превратиться в жертву всеобщего презрения и пренебрежения, если система основывается на волюнтаризме… Блистательная концовка, как и подобает настоящему мастер-классу от Содерберга, была встречена бурными овациями зрителей и, что там кривить душой, я к ним с радостью присоединилась.
И напоследок хочу поделиться впечатлениями о фильме, который, на мой взгляд, не получил достойного отклика критиков и кинозрителей. Уж очень понравилась иранская комедия “Свинья” (“خوک”). Мировая премьера режиссера Мани Хагиги – это одна из самых успешных картин фестиваля с легкой политической подоплекой, хотя сам режиссер уже устал обсуждать политику и цензуру в Иране. “Я просто снимаю кино – это мое творчество. Мне уже изрядно поднадоели вопросы о цензуре и строгости режима в моей стране. Да, у нас есть цензура, но с ней можно жить, и я намереваюсь показать этот фильм в своей стране”
А мы, в свою очередь, устали смотреть мрачные и тоскливые иранские фильмы с отчаянными образами печальных женщин, и поэтому просмотр этой яркой картины, где главный герой просто разрывается между сильными образами матери, жены, любовницы и дочери, стал самым настоящим свежим дуновением ветра.
«Иранские женщины всегда отличались силой воли и характером, я лишь отобразил действительность и разрушил всеобщее представление о них, как о жертвах. Это давно уже пора было сделать”.
Главный герой Хасан Касмаи (Хасан Маджуни), режиссер со стажем вынужденно отправленный властями в долгосрочный отпуск – самый настоящий нытик, перебегающий от жены к любовнице, от матери к дочери. Будучи в чёрном списке уже два года, он перебивается подработкой на рекламе дихлофоса, пока его красавица-любовница (Лейла Хатами) изменяет ему с другим режиссером. Тем временем Хасана преследует сталкерша и активный пользователь социальных сетей Ани. На фоне этой личной драмы Хасан больше всего страдает от того, почему же серийный убийца, методично отсекающий головы тегеранским кинорежиссерам, так и не добрался до “самого талантливого” – Хасана Касмаи? Мама терпеливо успокаивает неутешное эго своего избалованного сынка, причем диалоги с мамой ведутся исключительно на тюркском языке. Таким образом Мани Хагиги хотел подчеркнуть эксклюзивность отношений сына и матери. (На севере Иранае проживают азербайджанские тюрки, сохранившие самобытность и язык. Официальным языком Ирана является фарси, принадлежащий к другой группе языков).
Фильм сделан качественно, интересно, с множеством “вкусных моментов” региональной специфики и универсальных общечеловеческих страданий.
Хагиги не использует прямую оппозиционную риторику и скандальные выпады против жестокой цензуры и режима. Я повторюсь – он просто снял хороший фильм, которому не нужны заумные рецензии и витиеватая критика. Меня же, как прямого потомка тюрок из Азербайджана, может быть этот фильм тронул немного больше остальных зрителей и кинокритиков, и мне больше ничего не оставалось, как дождаться конца пресс-конференции и, обняв, лично поблагодарить главного героя за то, что благодаря “Свинье”, я услышала родную речь на независимой арене мирового кино в далеком от Каспия Берлине.
За эти десять дней в Берлине все крутилось вокруг кино. Фильмы были предоставлены просмотру по всему городу и даже в одной из городских тюрем у арестантов была возможность стать частью международного мероприятия, а Потсдамский театр (Theater am Potsdamer Platz) на время фестиваля был переименован на «дворец Берлинале» (Berlinale Palast). Под конец фестиваля стало немного грустно прощаться с этим позитивным, демократичным и добрым городом. Я его полюбила за то, что он молод душой, несмотря на все пережитые исторические испытания, и обещала вернуться ровно через год. На том же месте, в то же время…