Автор интервью: Jim McDermott, S.J., is an associate editor at America Magazine.
Переведено Татьяной Бородиной с разрешения автора.

От Редакции: В сегодняшнем выпуске журнала мы публикуем интервью украинского художника Александра Клименко, одному из старейших теологических журналов Америки, America Magazine. Тема и форма этого интервью, на взгляд редакции, как нельзя более уместна в эти апрельские дни. Нам бы хотелось, чтобы этот текст пробудил в каждом читателе веру, надежду и любовь к жизни, на равне с мужеством и стойкостью в нашей борьбе с мировым злом.

2014 году, когда российские войска вторглись на восток Украины, художник Александр Клименко отправился на передовую, чтобы поддержать находящиеся там батальоны. Находясь на фронте, он обратил внимание на множество деревянных ящиков из под использованных  боеприпасов. “Что вы с ними делаете?”— спросил он солдат. “В основном используем, как дрова, иногда —  как столы и табуретки,” — ответили ему.

Именно тогда у Клименко возникла идея найти для них другое применение: попробовать писать на них иконы.

Вернувшись в тот же день в мастерскую, он написал икону Божией Матери на доске, привезенной с фронта.

Художник был ошеломлен тем что у него получилось: «Это выглядело так аутентично», — сказал он мне в телефонном интервью. «Показалось, что моя работа выглядит, почти как древняя икона из Музея Бенаки в Афинах».

Пятнадцать лет назад Александр Клименко заканчивал учебу в Академии художеств Украины, когда, по его словам, «влюбился в красивую девушку». Софья Атлантова, впоследствии ставшая его женой и партнером по проекту «Иконы на ящиках из под боеприпасов», родилась и выросла в семье иконописцев. «Увидев, что они делают, — говорит он, — я влюбился не только в свою будущую жену, но и в иконопись».

Написав свою первую икону на доске, привезённой с передовой, Клименко и Атлантова решили начать свой новый проект (которому в этом году исполнилось уже 8 лет): создать иконописную серию работ на ящиках из под боеприпасов, чтобы таким образом рассказать историю войны в Украине, полную горя и ужасов, героического сопротивления и мужества.

Они выбрали иконы, как средства своего самовыражения не только из-за личного пристрастия к этому виду искусства, но и потому, что чувствовали, что иконы — это язык, понятный и близкий украинцам.

Причем ящики, на которых они писали, также представляли для них своего рода символ. “Ящики с боеприпасами обычно хранятся под землей, — объясняет Клименко, — так меньше вероятность, что они взорвутся или будут уничтожены. Они кажутся мне гробами, — говорит он. Однажды выкопанные, они становятся предвестниками смерти.  Клименко сравнивает их с монстрами из американских фильмов ужасов: «Зомби выбираются из земли и убивают, уничтожают все живое».

Взять эти “гробы”, внушающие чувство страха, и написать на них икону, значит для Клименко — преобразить их, изменить суть, противопоставить тем идеям, которые они несли в себе раньше. «Мы хотели создать символ, который не только сопротивляется, но и побеждает эту смерть, побеждает этих зомби — превращает смерть в жизнь».

Наверное поэтому созданные художниками иконы трогательно нежны: Младенец Христос нежно гладит щеку матери, как будто утешает ее, святые Борис и Глеб, первые святые восточной Европы, одетые в роскошные золотисто-зеленые одежды, на которых нет следов их мученичества, и даже в иконе Скорбящей Богородицы есть мягкость и деликатность, противоречащие ужасу того, что Она переживает. Христос в гробнице также больше похож на уснувшего, чем на умершего, как бы давая понять, что грядет нечто большее — жизнь, поправшая смерть.

Именно это и хотят подчеркнуть художники. «Эти иконы должны передавать воскресение мира и любви, а также Иисуса», — объясняет Клименко. «Иисус здесь, и Он разговаривает с тобой».

Важно отметить, что  Клименко и Атлантова стремятся сделать чувство воскресения и трансформации еще более ощутимым и реальным для своей страны, отдавая собрание с продажи своих работ деньги передвижным фронтовым госпиталям, чтобы бойцы и гражданские, получившие ранения, вдали от городов могли быть спасены.

То, как Клименко говорит о своем проекте, чем-то напомнило мне то, как мы, католики, говорим о пресуществлении. (Пресуществле́ние — богословское понятие, обозначающее превращение в Таинстве Евхаристии существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.)

Я предложил Александру Клименко аналогию: как мы верим, что Дух Божий превращает обычные хлеб и вино в тело и кровь Христа, так и он, как художник,  преображает написанными иконами ящики из-под смертоносного оружия в нечто совершенно другое.

Но в ответ Клименко обратил мое внимание на существенное различие:  “Да, это является примерами трансформации, но изначально хлеб — это красота, — говорит он, — Хлеб — это жизнь. В нашем же случае (война в Украине), мы имеем дело, с абсолютной и реальной смертью. У нас на фронте умирают люди, и у нас на полях льется настоящая кровь. Сегодня, говорит он, по Украине курсируют тысячи вагонов с ящиками боеприпасов и оружия. Нет слов, чтобы описать, как это страшно и ужасно”.

И перед лицом этого страшного факта, художник старается своим творчеством приветствовать  дерзость христианской веры в воскрешение. «Иконы на ящиках от снарядов это превращение смерти в жизнь, и это похоже на пасхальную радость, пасхальное счастье Воскрешения», — объясняет он. «Иисус вернулся. Воскрешение произошло».

Мне стало интересно, не рассматривал ли Клименко свои иконы, как заявление о сопротивлении явным попыткам России стереть с лица земли украинскую культуру. Конечно, надеясь, что его искусство найдет отклик у народа Украины, г-н Клименко сказал, что он  надеется, что его иконы могут стать источником поддержки для всех тех, кто борется. «Я не просто пытаюсь показать позицию Украины, а а обращаюсь ко всему миру: эта война закончится, как и любые другие войны. Как всегда, зло будет побеждено Богом».

От Редакции о проекте «Иконы на ящиках от боеприпасов» (“ICONS ON AMMO BOXES”.): За 8 лет существования, проект был показан в более чем 120 местах по всему миру. Благодаря этому проекту было собрано, на нужны передвижных госпиталей и в помощь беженцам и детям Украины, более 500 000 долларов. Проект продолжается и развивается, в настоящее время планируется организация выставок “ICONS ON AMMO BOXES” в Нью-Йорке, с надеждой собрать средства для помощи раненым в Украине. Надеемся на вашу помощь и поддержку.  

 

Источник