Глория и Герда Гриффон
В конце января 2022 года Андрей Цой начал работу над новой картиной из своей серии “Human Rights”. Автор назвал ее “Защита”, но известные события вынудили украинского художника прервать процесс создания полотна.
Андрей Цой только через несколько месяцев вернулся к работе. Не было эмоциональных сил не только для творчества, но и для рутинных дел. Собственно, рутинных дел не было тоже. Во время войны любые процессы имеют одну суперцель – выживание. Выживание моральное, нравственное, духовное, не только физическое. Художнику, возможно, проще адаптироваться к новой реальности, потому что, в силу своей деятельности, он уже – за рамками обыденности, его суть – созидание, антагонистичное разрушению. И Андрей Цой вернулся к творчеству и к преподаванию в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Он завершил свою “Защиту”. Защищать свои жизни, свои ценности, свое будущее – сегодня это единственный способ существования украинцев. Решительная девочка с сухой веткой в руках в окружении вечных символов – в значительной мере парафраз происходящего.
В голове украинского художника рождаются новые образы, которые, наверняка кому-то захочется назвать пророческими. Как, например, объяснить черную дырку на лбу центрального персонажа картины “Жена Себастьяна”, написанной в 2021 году? Подсознание художника предлагает нам сюжеты, которые можно разгадывать, домысливать и проецировать на собственное мироощущение.
Андрей Цой не любит, когда его называют символистом или сюрреалистом. По мнению киевлянина определять кредо художника – достаточно неблагодарное дело. Любого художника! Ведь его творчество всегда базируется на предыдущей истории мирового искусства, и каждое направление, созданное предшественниками, влияет на формирование уникальной эстетики.
Но не только художников можно “уличить” в уникальности, поклонников искусства – в такой же мере. Произведения Андрей Цоя вызывают очень разную реакцию зрителей. Мощные картины художника интересны любой аудитории. “Каждый может взять, все что сможет увидеть”, – комментирует автор концепцию своей живописи.
Ну а видим мы ЧТО-ТО в зависимости от угла зрения в собственной системе координат. И, как правило, она далека от совершенства. Картины киевлянина всегда дают повод заглянуть внутрь себя.
Андрей Цой: “…Проект “Fake Story/Human Rights” исследует самую странную сторону человека. Это соучастие в подделке. Желание каждого человека обмануть самого себя, обмануть окружающих, подделать свои действия и эмоции, принять желаемое за действительность. В каждом действии человека запрограммирован “Fake” на последствия.
Фейк, подделка – заложена в наших генах с рождения. Это склонность преувеличивать свое место в социальной структуре и в пищевой цепи. Она спасает нас от осознания неутешительного эволюционного прогноза и дарит нам еще несколько мгновений фейкового ощущения своей исключительной важности…”
К своей важности Андрей Цой, картины которого представлены в музейных коллекциях по всему миру, относится с некоторой иронией: “Мое место – это, скорее всего, наблюдение из окна и ожидание причастия. Рождение или возрождение явлений, тенденций, сила и правда самообмана, самоуничтожение или работа над временем – то, что мне интересно исследовать”.
Довольно часто композиция полотна украинского художника включает небольшую текстовую часть. Это не просто название, а вербальное подтверждение идеи. В 2014 году Андрей Цой создал “Victory”, и написал на картине: “Победа – в середине нас”. Безусловно, импульсом для ее появления стали драматические украинские события десятилетней давности, но, как и любая картина Андрея Цоя, она обращена к индивидуальности, к миру конкретного человека, к его способности противостоять внешним обстоятельствам и внутренним слабостям. Андрей Цой, находясь в Киеве, держит свой собственный фронт и декларирует своим творчеством, что на нашем пути, цитируя Роберта Пенна Уоррена, “от пеленки зловонной до смердящего савана”, высокие материи могут и должны быть определяющими.