История великой Империи
Часть 2.
Начало см.: Haute Couture
Отец-основатель: Чарльз Фредерик Уорт
Haute Couture(фр.) –
высокое искусство пошива – индивидуальный пошив одежды высокого уровня качества и соответственной ценовой категории.
[quote style=”boxed”]Усилиями талантливых художников моды, Рози Бертин и Луи-Ипполита Лероя, к середине XIX века был создан элитный бренд Парижской Моды, признанный во всем цивилизованном мире. В умелых руках такой бренд может принести очень большие деньги. В это время во Франции уже существовали успешные бизнесы, построенные на других элитных брендах – Шампанское, Коньяк, знаменитые кружева Шантильи. Однако в сознании общества, элитная мода воспринималась, как уникальное искусство гениальных одиночек, а не бизнес-структура.
Начало карьеры Чарльза Фредерик Уорта (Charles Frederick Worth) очень похоже на старт Рози Бертин или Лероя. Отличие в двух аспектах, которые стали определяющими для становления бизнеса: во-первых, Уорт был англичанином и, во-вторых, технологический прорыв второй половины XIX века, изменил эстетическое и философское мировоззрение общества.
Но когда в 1845 году двадцатилетний юноша приехал завоевывать столицу моды – Париж, эти изменения еще не были осознанны. Франция переживала бурные политические коллизии, доставшиеся ей в наследство от развенчанного кумира Наполеона I. С момента его окончательного изгнания (1815), во Франции сменилось три короля, каждый из которых безуспешно пытался балансировать между конституционными завоеваниями революции и властными амбициями. Кроме того, французы пережили две войны и несколько восстаний. Но для французов политические коллизии – вовсе не повод, чтобы забыть о моде и развлечениях.
За плечами молодого Чарльза было бедное детство, банкротство отца, работа с 12 лет в лондонских магазинах по продаже знаменитого английского сукна. Англия была известна искусством портных, которые шили лучшую в мире мужскую одежду. За годы работы Уорт получил бесценные знания: он приобрел навык общения с высокопоставленными клиентами, научился портному искусству и в тонкостях разбирался в различных тканях и их применении в шитье.
В Париже англичанин устроился продавцом в магазин Gagelin, который, помимо тканей, торговал готовыми шалями, накидками и мантильями. Хозяева магазина нанимали хорошеньких девушек, которые демонстрировали эти аксессуары покупательницам. Одна из них – Мари Вернэ очень скоро становится Музой и женой Чарльза. Он шьет для нее простые, элегантные, великолепно исполненные платья, которые прекрасно сидят на чудесной фигуре девушки. В этих платьях она работает в магазине, в результате чего Уорт начинает получать заказы от покупательниц на изготовление таких же платьев.
Чарльз предлагает клиентам новые, современные формы, широкий ассортимент тканей и тщательную, педантичную подгонку по фигуре. Мари и Чарльз – прекрасный тандем для развития бизнеса. В оригинальных платьях, сшитых Уортом, супружеская пара появляется на променаде, в театрах и излюбленных парижанами местах развлечений, привлекая к себе всеобщее внимание. Популярность дизайнера растет.
[quote style=”boxed”]Большая слава приходит к Чарльзу после того, как он получает золотую медаль на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году, а затем, и на Всемирной выставке в Париже в 1855. Среди клиентов Уорта – знаменитая актриса Сарра Бернар(Sarah Bernhardt) и певица, чье имя гремит в Европе и Америке – Нелли Мельба (Nellie Melba).
После столь блистательного успеха дизайнер без особых усилий находит инвестора – шведского банкира Отто Боберга (Otto Bobergh), совместно с которым он открывает дом моды «Уорт и Боберг».
Жизнь в XIX веке кардинально меняется – появляются железные дороги, телеграф, фотография и другие чудеса науки и техники, но традиционно сложившееся мнение о том, что только элита общества является носителем Высокой Моды, осталось неизменным.
К этому времени в политической жизни Франции произошли очередные кардинальные перемены. В 1848 году Президентом становится Луи Наполеон Бонапарт – племянник Наполеона Бонапарта. Выросший в блеске двора Наполеона I, он с детства страстно и романтически поклонялся своему дяде, фанатично верил в свою звезду и был предан «наполеоновским идеям».
Как известно, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. Это высказывание Гегеля, как нельзя лучше соответствует периоду Второй Империи Франции. В 1851 году Луи Наполеон совершает государственный переворот и провозглашает себя императором. Все попытки заключить монархический брак не увенчались успехом – дворы Европы считали его самозванцем, в результате он женится на знатной испанке – красавице, моднице и интриганке – Евгении Монтихо. И, конечно же, самопровозглашенный император стремится воссоздать роскошь двора эпохи Наполеона I.
Уорт понимал, что для того, чтобы добиться истинного успеха и доверия богатой клиентуры, ему необходимо приобрести известность при дворе. План был простой: нужно было получить заказ от ближайшей приятельницы императрицы Евгении – принцессы Полины фон Миттерних (Pauline von Metternich), имя которой постоянно упоминалось в светской хронике.
Меценатка, суфражистка – Полина была женой австрийского посла при дворе Наполеона III. Невысокого роста, тщедушная, некрасивая, она сама про себя говорила, что похожа на обезьянку. При этом – обаятельна, широко образована, она обладала живым, острым умом, и, что самое главное, безупречным чувством стиля. Она научила француженок курить сигары и кататься на коньках, а также познакомила их с музыкой Вагнера и Бедржиха Сметаны. Дружила с Францем Листом, Чарльзом Гуно, Проспером Мериме и Александром Дюма. Несмотря на невыигрышную внешность, Полина носила экстравагантные наряды и была авангардом моды при дворе, демонстрируя так широко известную в наши времена истину, что не красота, а стиль создают образ женщины.
[quote style=”boxed”]Реализовать план Чарльза должна была, конечно же, Мари. Надев соответствующее случаю платье, она отправилась в резиденцию посла и добилась встречи с госпожой фон Миттерних. В результате, Полина заказывает Уорту два наряда и, выполняя договоренность с Мари, надевает один из них на бал при дворе. Как и было задумано, оригинальный крой, богатство ткани и изумительная отделка платья привлекают внимание Евгении, и – ву-а-ля! – Чарльз Фредерик Уорт становится излюбленным кутюрье императрицы, а его имя – маркой высокой моды для европейской и американской элиты.
Трудно перечислить множество гениальных художественных идей Уорта, мастерски воплощенных в образы. Он создавал одежду – символ, наряд – ассоциацию, используя элементы моды предыдущих эпох, народные и восточные мотивы и, даже, геометрию знаменитых архитектурных сооружений. Фирменный знак дизайнера – ассиметричная отделка юбки.
[quote style=”boxed”]Уорт первый начал пришивать лейбл на свои изделия.
Стремительно меняющийся образ жизни становится источником креативных решений дизайнера. Его одежда предназначена для современной женщины, которая много путешествует, играет в теннис, ведет светский образ жизни.
Чарльз Фредерик Уорт – такой же первооткрыватель в мире Моды, как изобретатели двигателя внутреннего сгорания, электрической лампочки, космических кораблей или социальных сетей. Им были созданы основные понятия и традиции индустрии, прочно укоренившиеся в современном мире.
Уорт привносит новую эстетику и философию в мир Моды. Он – законодатель и диктатор стиля, ни за какие деньги не отступающий от своего художественного видения. Его, по праву, считают революционером в швейном бизнесе. Он первым увидел в портном художника, а не просто ремесленника, и присвоил ему ранг «кутюрье».
Еще одно нововведение Чарльза: помимо создания уникальных нарядов для членов монархических семей и богатейших людей того времени, он начинает создавать сезонные коллекции и демонстрировать их на живых моделях четыре раза в году. Коллекции включали полный гардероб одежды и аксессуаров, начиная от ночной сорочки и заканчивая свадебными платьями и платьями для маскарада. Дамы выбирали понравившийся наряд, который потом изготавливался из тканей по индивидуальному выбору с учетом размеров и особенностей фигуры. Тщательно упакованные готовые изделия высылались клиентам по всему миру.
Но самое главное достижение художника – в отличие от своих предшественников, он не ограничивается развитием своего успеха для получения финансового благополучия и общественного признания – он начинает строить бизнес Моды. Почему?
Во-первых, потому что многочисленные периодические издания, постоянно публикующие рисунки и фотографии знатных особ, облаченных в наряды от Уорта, позволяли любому портному скопировать эти наряды для своих заказчиц. При этом, вошедшие в употребление швейные машинки делают эту операцию вовсе несложной и копии появляются во множестве экземпляров. Больше всего негодование Чарльза вызывают дешевые ткани и неаккуратное исполнение этих копий. «Пародии» подрывают не только авторитет дизайнера, но и основные принципы Высокой Моды – уникальность, дорогие ткани и отделка, безукоризненное исполнение.
Во-вторых, английская ментальность. У производителя крадут его собственность. Как защищать свою собственность – будь то от короля или от разбойника на большой дороге – англичане знают еще с XII века, когда именно вопрос о защите собственности привел к ограничению власти монарха и созданию парламента в Англии.
[quote style=”boxed”]В 1868 году Чарльз Фредерик Уорт учреждает Синдикат Высокой Моды (фр. Chambre syndicale de la haute couture parisienne), который положил начало великой Империи Haute Couture.
Синдикат (от слова синдик — должностное лицо) — организация, построенная по принципам средневековых ремесленных корпораций, объединил Дома Моды, которые обслуживали аристократию и финансовую элиту общества. Основные функции организации – это защита авторских прав и защита основополагающих принципов бренда Haute Couture – создание единичных эксклюзивных моделей высочайшего качества и соответствующей стоимости.
Стандарты, разработанные Уортом для членов организации не оставляли сомнений в том, что Синдикат справится с этими задачами. Членами организации могли стать Дома моды, которые:
– осуществляют индивидуальный пошив одежды со значительной частью ручных швов (70%), что, по мнению Чарльза Уорта, гарантировало уникальность модели и высокое качество;
– два раза в год представляет новые коллекции, которые состоят из 50 моделей повседневной и вечерней одежды и демонстрируются манекенщицами;
– зарегистрированы в Департаменте промышленности Франции, имеет салон в Париже, в котором работает не менее 20 человек.
Звание «кутюрье» имел право носить только член Синдиката и даже при выполнении всех вышеперечисленных условий, только синдикат решал, какие Дома Моды достойны стать членами организации. Эти правила, с незначительными изменениями, принятыми в 2001 году, существуют до сих пор.
Что же касается Дома Моды «Уорт и Боберг», то после падения Второй Империи в результате Франко-Прусской войны и эмиграции патронессы Уорта, императрицы Евгении, Отто Боберг вышел из бизнеса. Чарльз открывает новый Дом Моды «Уорт и Сыновья», который успешно процветает, по-прежнему являясь самым престижным в Европе и Америке. Его клиенты – монархические дома России, Великобритании, Швеции и Италии. Кроме того, одежда от Уорта становится статусным символом процветания среди элиты американского общества – семей Вандербильт, Гульд и Морган.
[quote style=”boxed”]Синдикат Высокой Моды, созданный Уортом 150 лет назад, до сих пор успешно управляет глобальной Империей. О его развитии, взлетах, падениях и секретах успеха мы расскажем в следующей, последней части занимательной истории Ее Величества Моды.
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.
Продолжение следует.
Лариса Абрамсон