Коллекцию, собранную Хильдебрандом Гурлиттом, его сын десятилетиями хранил в своей квартире. Власти Германии обнаружили сокровищницу в 2012 году во время налогового расследования. Учитывая, что о сотрудничестве Гурлитта-старшего с Третьим рейхом было широко известно, происхождение произведений, найденных в Мюнхене и Зальцбурге, сразу же было поставлено под сомнение. Сколько из них было продано евреями по принуждению или открыто награблено нацистами?
Сокровища отправляются в Израиль впервые. В экспозицию, которая получила название «Роковой выбор. Искусство из сокровищницы Гурлитта», войдут «ПортретМашки Мюллер» Отто Мюллера, объявленный нацистами «дегенеративным» и приобретённый Гурлиттом в 1941 году, а также «Автопортрет с папиросой» Отто Дикса, захваченный армией США в 1945 году и возвращённый Гурлитту-старшему в 1950 году. У других работ, таких как коллаж Эрнста «Дом женщины-солдата», нет«ниточек», которые могли бы связывать их с нацистами.
Перед смертью Гурлитт завещал всю свою коллекцию Художественному музею в швейцарском Берне. Этот институт участвовал в организации показа в Музее Израиля, а ранее провёл первую выставку работ вместе с Художественным музеем в немецком Бонне в 2017-м и 2018 годах. Параллельно проводится исследование происхождения произведений, выявляющее те, что подлежат реституции. На сегодняшний день найдено шесть объектов, насильно изъятых у законных владельцев.
«Мы хотели быть открытыми и прозрачными, хотим показать немецкой и международной общественности, что эффективно проясняем историю вопроса,относящегося ко Второй мировой войне и нацистскому периоду», — подчеркнул в интервью Times of Israel Рейн Вольфс, директор Художественного музея в Бонне и член консультативного выставочного комитета Музея Израиля.
****
В декабре-2013, вскоре после обнаружения огромной 1,4-тысячной коллекции картин, и рисунков, набросков и скульптур, считавшихся утраченными при бомбежке Дрездена, Гурлитта госпитализировали с сердечным заболеванием. С собой он взял чемодан, а при выписке, после операции, почему-то оставил багаж в больнице.
В мае 2014 г. 81-летний коллекционер скончался, в разгар разбирательств о судьбе сокровищ. И лишь на днях администратор коллекции, которого в свое время назначили по суду, получил загадочный чемоданчик и обнаружил там работу Моне.
Изображение обещают вскоре показать общественности, пока лишь известно, что он «в голубых тонах» и написан около 1864 года, причем в духе работ из Сент-Адресс. Порой упоминают и знаменитую «Террасу в Сент-Адресс» (1867 г.).
К слову, найденный в чемодане рисунок весьма ценен, однако не сравнится с еще одной работой из коллекции Гурлитта — картине маслом «Мост Ватерлоо, Лондон»(Waterloo Bridge, London, 1903), которую оценили в 13 млн. долларов. А в данном случае речь может идти о сумме до миллиона: так, в 2010 году рисунок Моне на бумаге был продан за $746,500 на аукционе Sotheby’s. Но как оценить сам факт: работа считалась утраченной, уничтоженной, и вот она снова в нашем мире!
Картина «Терраса в Сент-Адресс» (1867 г.) Клода Моне — признанный и известный шедевр, который хранится в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Но кто же наслаждается чудным деньком? Встречайте: на переднем плане в кресле справа — отец художника Адольф. Под зонтиком, спиной к зрителям — возможно, тетушка Моне, мадам Лекадр, или же сестра Моне, Софи. Ну, а пленительная дама, стоящая под желтым зонтом, которая беседует с молодым человеком — кузина художника Жанна Маргарита.